Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:25, контрольная работа

Описание работы

Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое.
Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.
Цель данной работы рассмотреть понятие, типы и диагностику девиантного поведения у детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение.docx

— 42.55 Кб (Скачать файл)

Доверительность отношений  педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при  получении информации о семье. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит – отказа от принципа неразглашения информации. Педагог не имеет права принимать  самостоятельное решение, игнорируя  волю родителей. Согласно семейному  законодательству Украины, именно на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье. В сложной ситуации педагог должен решить проблему таким образом, чтобы ребенок пошел на контакт с родителями, и снизить риск первичной агрессии на ребенка.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, рассмотрев проблему девиантного поведения детей  и  подростков, можно сделать следующие выводы:

Девиантное поведение  – это отклоняющееся от социальной нормы поведение, то есть система поступков и таких действий человека, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным, этическим и правовым нормам.

Примерами девиантного  поведения являются алкоголизм, воровство  и другие преступления, а также  проституция, агрессивность, суицид и  т.п. Особую важность представляет тот  факт, что формы девиантного поведения  взаимосвязаны: отклонение от социальной нормы в одной социальной области  увеличивает вероятность отклонения поведения в другой.

Исследователи выделяют два уровня девиантного поведения:

1. Докриминогенный (нарушения правил поведения в обществе и моральных норм, разрушающие психику, но не являющиеся уголовно-наказуемыми);

2. Криминогенный (уголовно-наказуемые действия).

Девиантное поведение  приводит к дезадаптации (с подобным поведением трудно приспособиться к  нормальной жизни в обществе), и  обычно его результатом является наказание и изоляция. Такое поведение  вызывает негативную оценку окружающих и приводит к ухудшению отношений  с близкими людьми. Оно деструктивно – наносит реальный ущерб личности.

Причиной девиантного  поведения чаще всего становятся низкий уровень интеллекта, неблагоприятная  социальная среда, неправильное воспитание, приводящее к формированию личности, склонной к девиации, опыт ранних антисоциальных и осуждаемых обществом поступков (в т.ч. обман, присвоение чужих вещей, школьные прогулы и т.п.). У детей  и подростков отклоняющееся поведение нередко связано с протестом против кажущейся несправедливости взрослых и является средством самоутверждения.

Среди средств, которые  могут обеспечить необходимую профилактику возникновения девиантного поведения, можно перечислить следующие:

  • информирование человека об опасных и разрушающих формах поведения и их последствиях. Многие подростки и даже взрослые не до конца понимают результат своих действий;
  • правильное воспитание, в ходе которого складываются доверительные взаимоотношения между ребенком и родителями, мирно разрешаются конфликты и споры, появляется возможность обсудить и разрешить поведенческие проблемы, потенциально влияющие на возникновение девиантного поведения;
  • обучение личности навыкам контроля за своим поведением. Это очень важно потому, что причиной проблемы является низкий уровень сознательного контроля своих действий. Навыки контроля позволяют сохранять сознательность даже в трудных и стрессовых для личности ситуациях;
  • профилактические меры со стороны государства. Зачастую люди не знают законодательных норм и не подозревают, что их действия могут квалифицироваться как преступные. Государству доступны самые разные меры по профилактике девиантности, в числа которых – обучение школьников и студентов основам законодательства.

Доверительность отношений  педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при  получении информации о семье. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит – отказа от принципа неразглашения информации. Педагог не имеет права принимать  самостоятельное решение, игнорируя  волю родителей.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр, 1997. – 250 с.
  2. Бондарчук О. І., Вакуліч Т.М. Психологія девіантної поведінки. Навч. посіб. / О. І. Бондарчук, Т. М. Вакуліч. - К.: Наук, світ., 2010. - 230 с.
  3. Волков Д.В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних / по материалам США и Великобритании / диссертация на соискание ученой степени к. п. н. – Рязань, 2010.
  4. Гонеев А.Ю., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений /Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2009. - 280 с.
  5. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Замановская. – М. : Издат. центр «Академия», 2003. – 288 с.
  6. Малькова М.О. Формування професійної готовності майбутніх соціальних педагогів до взаємодії з девіантними підлітками. Автореф. дис. … канд. пед. наук. 13.00.05. – соціальна педагогіка. — Луганськ, 2006. — 22 с.
  7. Міщик Л. I., Білоусова З. Г. Соціально-психологічні та педагогічні проблеми дезадаптаціїї дітей і підлітків. — Запоріжжя: ЗДУ, 2003. — 108с.
  8. Столяренко А. Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов: изд. "Феникс", 2000. - 576с.
  9. Саранулова С. "Неординарна та девіантна поведінка дітей" //Світло. - 2011. - №1. -43-45с.
  10. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с.
  11. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Кн. для педагогов и родителей. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 272 с.

 

 


Информация о работе Девиантное поведение подростков