Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретико – методологическое основания изучения девиантного поведения
Сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»………………..5
Формы девиантного поведения и их особенности……………………....9
Глава II Особенности девиантного поведения подростков
2.1 Социально – психологические особенности подростков как социально-демографической группы ………………………………………………..16
2.2 Причины девиантного поведения подростков……………………………..22
Заключение…………………………..…………………………………………...27
Список используемых источников……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 68.47 Кб (Скачать файл)

 

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра управление персоналом и психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине

  «Психологические основы работы  с 

молодежью»

по  теме «Девиантное поведение подростков»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 11 группы

специальности организация 

работы с молодежью

Фомин И.П.

Проверил: к.и.н., доцент

Колаев Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск– 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Теоретико – методологическое основания изучения девиантного поведения

    1. Сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»………………..5
    2. Формы девиантного поведения и их особенности……………………....9

Глава II Особенности девиантного поведения подростков

2.1 Социально – психологические особенности подростков как социально-демографической группы ………………………………………………..16

2.2 Причины девиантного поведения подростков……………………………..22

Заключение…………………………..…………………………………………...27

Список используемых источников……………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в  переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.

В последние годы в России возросла численность подростков, для  которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально – экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т.п.

Девиантное поведение  подростков – распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается не каждым подростком, возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже после 18-летия.

Проблема девиантного  поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической  литературе, но важно отметить, что  его конкретный аспект – подростковая девиация – изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

 

 

Глава I Теоретико – методологические основания изучения девиантного поведения

 

1.1 Сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»

В обществе с момента  его возникновения, как во всякой целостной системе, проявляются две противоречивые тенденции – организации и дезорганизации, обусловленные постоянным вовлечением в общественную систему все новых и новых элементов. Социальные нормы являются одним из важнейших условий стабильного функционирования общественной системы. Формы поведения, которые противоречат сложившимся в обществе нормам, приводят к социальным отклонениям (девиациям).

Как зарубежные, так и  отечественные социологи отмечают, что понятие «отклонение» имеет смысл лишь в связи с понятием «норма». Так, Н. Смелзер определяет девиацию как «отклонение от групповой нормы...» [21]. Э. Шур также квалифицирует нарушения общественных и групповых правил как девиантное поведение [21].

Таким образом, исследуя девиантное поведение, необходимо рассмотреть и определить понятие социальной нормы и его сущность.

Следует обратить внимание на двоякое определение понятия  «норма». Согласно первому его употреблению норма – абстрактно сформулированное правило, предписание. Известно, однако, что понятием «норма» обозначают и ту совокупность признаков процесса, которые служат его преимущественной характеристикой. В реальной действительности существуют обычные отношения между членами общества. Эти отношения и подпадают под понятие объективной (реальной) нормы в поведении людей. Совокупность актов действия, характеризующаяся высокой степенью однородности и повторяемости, и есть объективная социальная норма.

Объективная социальная норма – это характеристика существующих явлений или процессов (актов поведения), поэтому установить ее наличие и содержание можно, проанализировав социальную действительность. Содержание социальных норм выводится из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся социальные нормы, проявляя свое действие часто стихийно, не всегда получая отражение в сознании людей [16].

Социальные нормы существуют в виде стереотипов (стандартов поведения), как нечто подразумевающееся, воспринимаются в качестве таковых и воспроизводятся в поведении без их обязательной сознательной оценки. Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений.

С точки зрения субъекта формирования норм их разделяют на официально установленные и фактически сложившиеся нормы. Официально установленные – это те нормы, которые создаются законодателями либо другими уполномоченными на то лицами. Фактически сложившиеся нормы – это те правила, которые возникли стихийно либо в процессе исторического развития общностей, либо под воздействием какого-либо стечения обстоятельств (обычаи, традиции, нормы морали, нормы этикета).

Под влиянием жизненных  обстоятельств возникают нормы временного действия. Они, впрочем, могут закрепиться в нравах людей, если неблагоприятные обстоятельства перманентно повторяются. К нормам, появившимся как следствие обстоятельств, относятся, например, так называемые «возникающие нормы», которые формируются в ходе взаимодействия индивидов в толпе. Это сиюминутные нормы поведения, действующие лишь до тех пор, пока толпа не рассеется или не получит импульс к трансформации, т.е. к новому образу действий и норм.

Кроме социальной нормы, в  характеристике девиантного поведения  выделяется также психическая норма  поведения, под которой специалисты  понимают такое состояние психики, при котором личность полностью  отдает себе отчет в своих действиях  и поступках.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру допустимого (дозволенного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных социальные нормы складываются как результат отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Первым в России ввел в употребление термин «девиантное  поведение», который в настоящее  время употребляется наравне  с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский. Он пишет, что «под отклоняющимся поведением понимается поступок, действие человека или социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)» [5, с.72].

На данный момент среди  ученых не существует единого определения  девиантного поведения. Это объясняет наличие схожих по смыслу терминов: «отклоняющееся», «асоциальное», «антисоциальное», «делинквентное поведение» и другие. Понятие «девиантное поведение» трактуется в зарубежной психологии чаще всего как «отклонение от норм, принятых, фактически сложившихся и существующих в обществе» (Н. Смелзер), как «...достижение цели незаконными средствами» (В. Фоке), которое влечет за собой изоляцию, тюремное заключение и другие наказания [12, с. 32].

Под девиантным (лат. Deviatio –  уклонение) поведением понимаются:

- поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

- социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет  психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно [12].

Особенностями девиантного  поведения являются:

- его относительность (то, что для одной группы является девиацией, для другой – норма; например, интимные отношения в семье – норма, в трудовом коллективе – девиация);

- исторический характер (то, что считалось девиацией прежде, теперь – норма, и наоборот; например, частное предпринимательство в советское время и в наши дни);

- амбивалентность (девиация бывает положительной (героизм) и отрицательной (лень)) [12].

Негативные последствия  девиации очевидны. Если отдельные  индивиды не в состоянии выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом).

Исследователи также называют и социально значимые функции девиантного поведения:

- оно способно усиливать подчинение нормам (наказание или даже простое общественное порицание, последовавшее за нарушением, является фактором, заставляющим большинство людей стремиться к нормативному поведению);

- девиация позволяет точнее определить критерии (границы) нормы (что хорошо – что плохо, что можно – чего нельзя) и вооружить ими других людей (именно поэтому в старину устраивали публичные наказания, а в наши дни показывают по телевизору передачи типа «Человек и закон»);

- девиация способствует усилению сплоченности группы, стремящейся защитить себя от девиантов (людей, склонных к патологическому или просто иному от принятого в данной группе поведению) (мы объединяемся по критерию «наши – не наши», подразумевая под этим соответствие или несоответствие человека признаваемым нами нормам);

- девиация – фактор социальных изменений (во-первых, потому, что отклонение от нормы – это сигнал о неблагополучии в обществе, которое следует устранить; во-вторых, потому, что указывает на произошедшие в обществе изменения и необходимость пересмотра устаревших норм) [12].

Наиболее социально опасной  формой девиации является преступное поведение, которое в социологии называют делинквентным. Важнейшей  особенностью делинквентного поведения является то, что в отличие от девиантного оно является абсолютным (то есть недопустимым во всех социальных группах общества).

        

1.2 Формы девиантного  поведения и их особенности

По критерию социальной направленности можно выделить негативные и позитивные формы девиантного  поведения. К негативным относятся  преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства и др. Позитивные формы связаны с творческой активностью индивида (гениальность и т.д.).

Преступность. Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К.Ф. Германа. Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа «Социальная физика» (1835) франко – бельгийского ученого Л.А. Кетле, который, опираясь на статистический анализ, пришел к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество преступлений и определенный порядок, обусловленные его организацией.

Изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, воздействующих на ее динамику: социальное положение, род занятий, образование, нищета как самостоятельный фактор, деклассирование, т. е. разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой. В 30-е гг. исследования, проведенные представителями Чикагской школы социологии, обнаружили влияние внутригородских различий на уровень преступности. Самыми преступными оказались районы, характеризуемые высокой степенью социальной дезорганизации. До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения [15].

Как отмечают исследователи, основные качественные показатели роста  преступности в России приближаются к общемировым. Причем на состояние  преступности большое влияние оказывает  переход к рыночным отношениям, характеризуемым  появлением таких феноменов, как  конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что уже заметны процессы, говорящие об «индустриализации» девиантности. Хотя сейчас регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.

Информация о работе Девиантное поведение подростков