Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретико – методологическое основания изучения девиантного поведения
Сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»………………..5
Формы девиантного поведения и их особенности……………………....9
Глава II Особенности девиантного поведения подростков
2.1 Социально – психологические особенности подростков как социально-демографической группы ………………………………………………..16
2.2 Причины девиантного поведения подростков……………………………..22
Заключение…………………………..…………………………………………...27
Список используемых источников……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 68.47 Кб (Скачать файл)

Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Современные исследования показывают сложность отношений  между подростком и взрослыми. Отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, отдалении подростка от семьи является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.

Девиантная реакция возникает  у подростка, если в семье конфликтная  обстановка. Эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы  поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Причиной протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка.

Причинами отклонений в  поведении подростков являются и  реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке. В последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально – психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями наркотической и алкогольной зависимостью, серьезными нервно – психическими расстройствами.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально – культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изменения, происходящие сегодня  в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения. Девиантное поведение – это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам; следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а  подчас ведущие к их росту и  распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль над деятельностью отдельных личностей и социальных групп, слоев и т.п.

Проблема девиантного  поведения детей и подростков является сложной социальной реальностью, требующей координации усилий теоретиков и практиков. В настоящее время взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, деформации межличностных связей, разнообразия поколений, утраты многих традиций. Нестабильность ситуации в обществе, отторжение значительного количества населения от общественно значимых форм деятельности обуславливает значительный рост социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних.

К девиантному поведению  подростков относятся различные  действия агрессивного, антисоциального характера, правонарушения, а также типично подростковые реакции, такие как побег из дома. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

Появление нарушений поведения  подростков зависит от взаимодействия многих факторов. Эти факторы рассматриваются по трём осям: социально – психологической, клинико – психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно – психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но есть комплекс черт, который может привести к поведенческому отклонению. Обычно он включает в себя такие качества, как тревожность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.

Характер девиантного  поведения подростка зависит  от того, как он реагирует на возникающие  трудности: путем созидательных  или разрушительных действий, каким образом общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.

Отклоняющееся: агрессивное  или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное  поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самыми распространенными методами борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Задача педагогов и родителей состоит именно в том, чтобы установить доверительные отношения с «трудным» подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для его воспитания.

 

 

Список используемых источников:

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева – М.: Аспект Пресс. – 2008. – 363 с.
  2. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников. Учебное пособие. / С.А. Беличева – СПб.: Питер. – 2012. – 336 с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Московский психолого – социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК». – 1995.
  4. Выготский Л.С. Педология подростка. Собрание сочинений в 6 т. / Л.С. Выготский – М.: Педагогика. – 1984. – 432 с.
  5. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория. /Я.И. Гилинский – СПб.: Социс. – №6. 2007. – C. 70 – 82
  6. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии / Вес. Моск. Ун-та. Сер 14, Психология. – №4. 2007. – C. 71 – 79
  7. Дюркгейм Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм – М.: Аспект Пресс. – 2011. – 73 с.
  8. Змановская Е.В. Девиантология / Е.В. Знамовская – М.: Академия. – 2008. – 228 с.
  9. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. Монография – 2-е изд./ Ю.А. Клейберг  – М.: Вита – Пресс. – 2007. – 140 с.
  10. Короленко К.П. Особенности алкоголизма на Севере/ К.П. Короленко – Умеа, Швеция: Умеа. – 2007. – 55 с.
  11. А.И. Морозов, И.В. Морозов. Противодействие криминализации молодежи – задача современного социального государства: учебное пособие / Морозов А.И., Морозов И.В. – Оренбург.: Оренбургский филиал ОУП АТиСО. – 2010. – 97 с.
  12. Научно – популярный журнал «Социальная работа» – №8, 2011. – C. 62 – 77
  13. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник для вузов / Л.Ф. Обухова – М.: Юрайт. – 2012. – 134 с.
  14. Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное. / Под ред. Я.И. Гилинского . – М.: Социологический журнал. –№7. 2011. – C. 70 – 77
  15. Основы социальной работы: Учебник. / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М. – 2011. – 400 с.
  16. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов. / Отв. ред. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. – М.: Норма. – 2003. – 912 с.
  17. Семикашева И.А. Социально – психологическая идентичность подростков – участников территориальных группировок / А.И. Семикашева. Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. – Краснодар – 2003. – 252 с.
  18. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. –  2-е изд. / Д.И. Фельдштейн – М.: МПСИ. – 2004. – 672 с.
  19. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. / Л.Б. Шнейдер – М.: Академический проект. – 2007. – 336 с.
  20. Электронный источник. Европейский проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам в Российской Федерации // http://www.espad.org/plugins/literature/Admin/Uploads/RF_ESPAD2007.pdf
  21. Электронный источник. Сравнительный анализ теорий и концепций девиантного поведения // http://deviatio2010.vlsu.ru/index.php?id=103
  22. Электронный источник. Антонюк В.В., Ермаков С.П., Семенова В.Г. Смертность от неестественных причин - убийства, самоубийства, травмы и отравления. Web-Атлас: «Окружающая среда и здоровье населения России» // http://sci.aha.ru/ATL

 

 

 


Информация о работе Девиантное поведение подростков