Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
3. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
4. ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ
5. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
6 ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
7. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
8. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: БЛАГО ИЛИ ЗЛО?
9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила (писаные и не писаные) по которым это общество живёт. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Изучение отклонений в поведении  человека имеет свою историю. Еще  Платон, пытаясь объяснить разнообразие в поведении людей, писал, что боги, создавая людей, подмешивают в исходный материал либо глину, либо железо, либо золото и тем самым отводят человеку роль податливого обывателя, твердого воителя, блестящего мыслителя. Гиппократ, поделивший людей на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов, пытался объяснить особенности их поведения количеством жидкости, входящей в состав «живительных соков» организма, – крови, слизи, желчи, черной желчи.

В конце XIX века появляется стремление разобраться в причинах отклоняющегося поведения, дать научное обоснование  деятельности социальных институтов, занимающихся его предупреждением. Таким образом, уже в XIX веке складывается новый подход к решению обозначенной проблемы, основной сутью которого является стремление вскрыть причины отклоняющегося поведения, выделить его механизмы и факторы, провоцирующие поведенческие отклонения от принятых норм, и на их основе разработать программы мер по предотвращению различных видов девиантного поведения.

.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубийства и т.п.

 

В данной работе я поставила  перед собой цель:

1. Дать определение  отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.

2. Объяснить причины  возникновения отклонения от  социальных норм у некоторых членов социального общества.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ  НОРМ

 

Социальные нормы –  предписания, требования, пожелания  и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы - это некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками»..

Второй тип – это  нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько  строго соблюдается их исполнение.

    • За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.
    • За нарушение других норм жёсткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.

Определённая степень  неподчинения нормам существует в любом  обществе и в любой группе. Нарушение  дворцового этикета, ритуала дипломатической  беседы или бракосочетание вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечёт за собой жёсткие наказания.

В других ситуациях санкции  более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги – пятикратным штрафом. Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они регулируют общий ход социализации, интегрируют индивидов в группы, а группы в общество, контролируют отклоняющееся поведение, служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удаётся  достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определённые обязательства и ставит их в определённые отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

Во-вторых, нормы это  ещё и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Ещё более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнёры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).

Из всего этого следует, что если индивид соблюдает все нормы, предписанные обществом, то его поведение не является отклоняющимся, если же он не соблюдает какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Но обычно в обществе не существует людей, которые бы соблюдали абсолютно все нормы. До каких же пор некоторое несоблюдение социальных норм не является из ряда вон выходящим поведением? Для этого необходимо обратится к самому понятию «девиация».

3. Содержание понятия «девиантное поведение»

Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются:

    1. поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
    2. социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение  преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. 
Ряд исследователей, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации Д. п. встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригруппо-вые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.

Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма»-установленное правило или положение, общепринятый порядок .В теории организации сложилось единое – понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы).

 Социальная норма определяет  исторически сложившийся в конкретном  обществе предел, меру, интервал  допустимого (дозволенного или  обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

Вот почему социальные отклонения могут  иметь для общества различные  значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени  и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников).

4. ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ

 
Теории, объясняющие девиантное поведение, можно разделить на три большие  группы:

1. Объяснение с помощью биологических факторов. Пионером данного подхода можно считать известного итальянского судебного психиатра, врача, криминалиста Ч. Ломброзо, которые еще в конце XIX в. утверждал, что существует зависимость между криминальным поведением и определенными физическими чертами человека. В середине XX в. У. Шелдон сделал вывод о том, что наиболее предрасположены к девиантному поведению люди со стройным и сильным телом, склонные к активному поведению (мезаморфы). В 60-70-е годы шотландцем Прайсом была сделаны попытка доказать большую склонность к девиантному поведению людей, обладающих дополнительной хромосомой типа «игрек». Но биологические типы людей очень постоянны, а уровень девиаций сильно колеблется в различных странах и в разные периоды.

2. Объяснение с помощью психологических факторов. Основоположником данного подхода является известный австрийский психиатр З. Фрейд, утверждавший, что отклонение в поведении – результат конфликта между сознанием и подсознанием, между физиологическими потребностями индивида и социокультурными нормами среды. Но если это противоречие универсально, почему же не все люди девианты?

3. Объяснения с помощью социальных концепций. Они связывают девиации с какими-либо особенностями развития общества, социокультурными явлениями и процессами. Классиком этого подхода является французский социолог Э. Дюркгейм, который рассматривал девиацию в связи с анализом социальной солидарности, в теории аномии. Термин «аномия» в переводе с греческого означает «безнормность». Это такое состояние общества, когда социальные нормы теряют свою значимость для значительной доли населения, когда исчезает четкая, непротиворечивая система регуляции поведения человека. Э. Дюркгейм считал, что аномия возникает в периоды резких социальных переломов, когда прежние ценности устаревают, а новые не успевают сформироваться, утвердиться, стать массовыми. Меняются сами нормы, меняется реакция индивидов на них. Люди «теряют почву под ногами». Возникает социальная дезорганизация, ведущая к возникновению самых разных девиаций: от преступности до склонности к самоубийствам. Еще один важный вывод Э. Дюркгейма заключался в том, что хотя девиация – социальная патология, но общество совсем без девиаций невозможно, аномия лишь повышает ее уровень.

Современный американский социолог Р. Мертон связал аномию с социальным неравенством, подчеркивая, что она возникает из-за разницы в доступе социальных слоев к одобряемым обществом, законным средствам достижения жизненного успеха. Неравенство проявляется в степени удовлетворения не только основных жизненных потребностей, но и социальных – в престиже, уважении. Р. Мертон подчеркивает, что аномия возникает из-за различий в степени ассимиляции социальных целей и норм различными социальными слоями общества. Дисгармоничность целей культуры и законных средств достижения жизненного успеха при аномии, по Р. Мертону, – это фактор социальной напряженности.

В генезисе девиантного поведения свою роль играет чувство девиации – переживание глубины разрыва в возможностях удовлетворения материальных потребностей разными социальными группами. Термин «девиация» введен в социологию С. А. Стауффером и означает чувство недовольства социальной группы своим настоящим, стремление достичь уровня другой социальной группы, более развитой и благополучной в социальном отношении. Когда все одинаково бедны, уровень девиаций ниже, чем тогда, когда на фоне нужды одних, другие купаются в роскоши, т. е. когда в обществе очень высок так называемый децильный коэффициент (соотношение совокупного дохода 10% самых богатых слоев общества и совокупного дохода 10% самых бедных). Так, в современной России это коэффициент двадцатикратный, что создает питательную почву для девиаций.

Важную  особенность перехода от первичных  к вторичным девиациям раскрывает теория стигматизации (Г. Беккер, Ф. Танненбаум и др.), утверждающая, что стремление общества «клеймить» девиантов, когда более сильная социальная группа «наклеивает» на слабую ярлыки преступников и пр., также способствует девиации. Ярлык меняет «Я-концепцию» личности, заставляет человека чувствовать себя изгоем, становится «отпетым» и готовым совершать повторные проступки.

Сегодня социологи обращают внимание еще  на одну социальную причину развития девиантного поведения. На смену  старой иерархии стран и социальных слоев приходит новая. Для нее характерно не столько эксплуатация, сколько пренебрежение к отсталым (Н. Луман), что создает систему «включений – исключений». Часть населения мира и отдельные страны будут включены в современность, а часть нет. Отставание становится необратимым. Наш соотечественник академик Н. Моисеев описал это явление (не употребляя термина), в книге «Расставание с простотой». Английский социолог Дж. Кьянг подробно рассмотрел все криминально-девиантные последствия этого процесса. «Исключенность» из социального прогресса становится мощной социальной базой негативных девиаций, потому что воровать, грабить и «колоться» значительно легче, чем работать и творить.

Информация о работе Девиантное поведение