Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
3. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
4. ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ
5. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
6 ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
7. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
8. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: БЛАГО ИЛИ ЗЛО?
9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Общие причины девиаций (биологические, психологические, социальные) по-разному «комбинируются»  и принимают многообразные формы, порождая ту или иную разновидность девиаций, то или иное конкретное девиантное поведение.

Девиации  взаимосвязаны, существует эффект индукции различных форм социальной патологии. Одно негативное явление усиливает другое (например, наркомания может порождать преступность).

Девиции зависят от состояния социальной среды, причем разные виды девиаций по-разному реагируют на изменения среды. Так, уровень самоубийств во время войны падает, при кризисе общества растет экономическая преступность.

Для каждой конкретной личности, кроме  названных выше общих причин, причиной девиации является и несоответствие объективных свойств индивида, его задатков, способностей, качеств требованиям статусной позиции, которую он реально занимает. Причем занимаемая позиция может быть как ниже (поэт, работающий истопником), так и выше (руководитель, не соответствующий должности) объективных возможностей личности.

5. Особенности отдельных форм девиантного поведения.

Основные  виды девиантного поведения —  это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит в том, что совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разновидность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и пр.

 
Девиантное  поведение подразделяется на две  группы. 
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей группе характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. 
Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии — пьянстве, наркомании, проституции и пр. 
К социальной патологии можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, проституцию, бродяжничество и другие правонарушения. 
Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах: 
1.акцентуированные характеры, т. е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических воздействий. 
2.Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб; психопатия — это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека

В литературе описание акцентуаций выглядит просто: этот гипертим, поскольку повышенно активен; этот шизоид, так как замкнут и неразговорчив; этот конформист, так как зависит от настроения окружения, и т. д. Вот почему «психологический ликбез» нужен всем, но особенно преподавателю, социальному работнику, руководителю, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами.

 
Каковы причины девиантного поведения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, проституцией и другими формами социальной патологии? Помимо специфических причин, характерных для каждой группы «риска», есть и общие причины. В основе девиантного поведения лежит прежде всего социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания; и ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин. Тяжело сказываются на жизненном уровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарастающая социальная напряженность «низов». 
Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности 
Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты — алкоголики, наркоманы, проститутки — в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения.

 Особенности девиантного поведения подростков.

 

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям  «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение  преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

Для объяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которой заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы  подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих»  (а  судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями  юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так как сегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.

Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14-17 лет, половина - девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % - токсические вещества. Фактически каждый  десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.

В основе же всех отклонений подросткового  поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но  молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

7. КОРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

 

2. Компенсаторная — формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

 
Осознание неизбежности отклонений в  поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью или минимизации.

 

Основные механизмы социального  контроля:

    1. собственно контроль, осуществляемый извне в том числе путем наказаний и иных санкций;
    2. внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей;
    3. косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;
    4. контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Лишь в самом общем виде можно  определить стратегию социального  контроля:

  • замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными или нейтральными
  • направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле
  • легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков)
  • создание организаций социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической
  • реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур
  • либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности
  • безусловная отмена смертной казни.

В общественном сознании  еще очень  сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее  средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует  о неэффективности жестких санкций со стороны общества. Положительный эффект дает работа по следующим направлениям:

1. Отказ от уголовного или  административного преследования  «преступников без жертв» (проституция,  бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии,

 2. создание системы служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной (геронтологической, подростковой), социальной реадаптации. 
 
8. Девиантное поведение: благо или зло?

Социально-психологический подход по изучению причин дивиантного поведения, наиболее убедительно представлен  в концепции социальных отклонений Р. Харре и теории поведения добровольного риска С. Линга. Названные исследования объясняют причины появления девиантного поведения через изучение психологического состояния девианта с учетом изменения его положения в системе социально-политических координат. Социально-психологический подход позволяет заглянуть в глубинные причины, влияющие на появление девиантного поведения, составить более объективное представление о механизме социальной эволюции, т.к. пытается объяснить:

    1. почему девиантное поведение чаще всего со стороны внешнего наблюдателя представляется как акт агрессии;
    2. почему в современных условиях все больше людей встают на путь преднамеренного риска, неотъемлемого атрибута любой девиации;
    3. как отклоняющееся поведение предстает «изнутри», не со стороны внешнего наблюдателя, а субъекта девиации, какой ценностный смысл последний находит в такой нестандартной форме поведения.

Исследования социальных психологов подводят к выводу: девиантное и  нормативное поведение – две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Девиации направлены на преодоление фрустрации – препятствия, вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия. Любое девиантное поведение предполагает не только стремление разрушить или сместить фрустрирующий блок, но и концентрацию энергии (физической и психической), необходимой для осуществления этого замысла. Антифрустрирующее действие всегда сопровождается определенной долей риска, но не обязательно носит разрушительных характер. Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, от того, как он научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых, - от того, каким образом общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности.

Следует различать два вида девиантного  поведения: созидательной и разрушительной направленности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии. Агрессивный вид девиации как в прямой, так и в смещенной форме нацелен на преодоление фрустрации путем неадекватного в сложившейся ситуации перераспределения социальных благ, достижения цели без учета интересов окружающих людей, несправедливое решение проблемы в пользу одной из взаимодействующих сторон за счет ухудшения адаптационных условий другой. Агрессивный характер поведения обусловливается не только воспитанием, но и характером поведения взаимодействующей стороны. Смещенный вид агрессии свидетельствует о недостаточном для преодоления фрустрации энергетическом потенциале человека.

Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме (отдельной социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом. Разрушительную девиацию нельзя отождествлять только с преступностью. Преступность – поведение, уголовно наказуемое, запрещенное законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) – это социально  значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества. Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим еще раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, активной движущей силой ее является человек, точнее внутриличностный конфликт, возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально-ролевого поведения.

Информация о работе Девиантное поведение