Диагностика интеллектуальных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:34, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть современные методы психодиагностики, позволяющие оценивать интеллектуальные способности человека.
Задачи работы:
Рассмотреть определения «интеллекта», «интеллектуальных способностей».
Рассмотреть историю развития психодиагностических методов, позволяющих изучать интеллектуальные способностей человека.
Описать современные методы изучения интеллектуальных способностей человека.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………………………………….2
Определение понятий «Интеллект», «Интеллектуальные способности»…………………3
История развития диагностики интеллектуальных способностей…………………………….6
Современная диагностика интеллекта……………………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………………………………………………...12
Используемая литература………………………………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

диагностика интеллектуальных способностей.docx

— 75.86 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………………………………………………………….2

Определение понятий «Интеллект», «Интеллектуальные способности»…………………3

История развития диагностики интеллектуальных способностей…………………………….6

Современная диагностика интеллекта……………………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………………………………………………...12

Используемая литература………………………………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические  особенности людей для решения  разнообразных практических задач  была осознана давно. История древних  цивилизаций представляет нам немало свидетельств использования разнообразных, порой весьма изощренных, способов обнаружения индивидуальных различий. Так, в Древнем Китае за 2200 лет  до нашей эры уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Созданная в то время система  отбора охватывала разные "способности" - от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти "тесты" совершенствовались на протяжении нескольких столетий. Хорошо известно, что разного  рода испытания широко практиковались в Древней Греции, Спарте, рабовладельческом  Риме. В 413 году до нашей эры примерно 7000 уцелевших солдат Афинской армии, потерпевшей поражение на Сицилии, были брошены в каменные карьеры  возле Сиракуз: для многих из них  жизнь и освобождение из плена  зависели от их способности повторить  стихи Еврипида. [1]

Можно сказать, что именно с этих измерений и  зарождалась диагностика с помощью, которой люди хотели бы исследовать  возможности человеческого ума. На сегодняшний день проблема измерения  интеллекта занимает особое место в  психологической науке  и связано  это с дерзким стремлением  исследователей оценить интеллектуальные способности человека, которые так  важны при познании, как самое  себя, так и явлений окружающей действительности. Первоначально тесты  интеллекта понадобились для решения  задачи улучшения человеческой породы посредством отбора наиболее разумных ее представителей. Но очень быстро поиски в этом направлении сменяются  задачей выявления в общеобразовательной  школе детей, которые имеют сколь-нибудь заметные отклонения в своем психическом (интеллектуальном) развитии и не могут  усваивать знания и умения, обеспечивающие в дальнейшем адекватное функционирование личности в обществе.

Цель работы: рассмотреть современные методы психодиагностики, позволяющие оценивать  интеллектуальные способности человека.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть определения «интеллекта», «интеллектуальных способностей».
  2. Рассмотреть историю развития психодиагностических методов, позволяющих изучать интеллектуальные способностей человека.
  3. Описать современные методы изучения интеллектуальных способностей человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение понятий «Интеллект», «Интеллектуальные способности».

 

Принято считать, что совокупность познавательных процессов человека (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление) определяет его интеллект.(2)

«Интеллект - это глобальная способность действовать  разумно, рационально мыслить и  хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект  рассматривается как способность  человека адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это общая способность к  познанию и решению проблем, которая  объединяет все познавательные способности  индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. (4)

Также, интеллект  может рассматриваться как мера комплекса успешной ориентировки в  окружающей действительности. Он определяется способностями индивида использовать данный комплекс для качественного  достижения поставленной задачи.

Под современным  определением интеллекта понимается способность  к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении  новым кругом жизненных задач. Поэтому  уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД  интеллекта человека. Часто эту способность  характеризуют по отношению к  задачам, встречающимся в жизни  человека. Например, по отношению к  задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или  к задачам в какой-либо области  деятельности.

Согласно  пониманию мира, интеллект — это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии  достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные (основания очень косвенные, но возможны для рассмотрения теории Дарвина), и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных.

Интеллект как способность обычно реализуется  при помощи других способностей. Таких  как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать  информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и  отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность, любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности; глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного; гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления; логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей; доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов; критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи); широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений. Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного. Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

В психологии помимо определения «интеллект», «интеллектуальные способности» так же встречаются понятие «социального интеллекта» и «эмоциональный интеллект».

Социальный  интеллект – способность правильно  понимать поведение людей. Эта способность  необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный  интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения  «дальновидности в межличностных  отношениях».  Эмоциональный интеллект — группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.

Иску́сственный  интелле́кт (ИИ, англ. Artificial intelligence, AI)это — наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ.

Интеллектуальные способности – это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей.

Умственные  способности – это возможность  использовать весь ранее накопленный  опыт своей интеллектуальной деятельности. Развитие интеллектуальных способностей осуществляется по мере обогащения умственного  опыта, при увеличении количества и  качества интеллектуальных функций, которые  человек может выполнить. Увеличение качества интеллектуальных функций  свидетельствует о развитии имеющихся  интеллектуальных способностей, а увеличение количества интеллектуальных функций  – о появлении новых.

Умственные  способности включают два компонента: продуктивный (способность выявлять связи и соотношения, приходить  к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации) и репродуктивный (способность использовать прошлый  опыт и усвоенную информацию)(3)

М.А. Холодная все интеллектуальные способности  разделяет на три группы: конвергентные  и дивергентные способности, обучаемость.

Конвергентные способности определяет как успешность умственной деятельности в конкретных ситуациях с точки зрения эффективности переработки информации, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в регламентированных условиях деятельности [3]. М.А. Холодная связывает эти способности с психическими познавательными процессами, главным образом с восприятием, памятью, вниманием, конвергентным мышлением. Через способности человека реализуются его психические процессы. Внимание реализуется через аттенционные способности, восприятие – через перцептивные способности, память – через мнемические.

По определению  М.А. Холодной, дивергентные способности – это интеллектуальные способности, проявляющиеся в готовности выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта [3, с. 357]. М.А. Холодная к дивергентным способностям относит креативность, определяемую в узком смысле слова, как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.

Обучаемость – это общая способность к усвоению новых знаний и способов деятельности [3]. Обучаемость как возможность человека к обучению связана с такими параметрами личности человека, как познавательные процессы, мотивация, воля, общительность и др. При развитии и формировании данных качеств личности повышается уровень обучаемости.

 

Это мнение разделяют и придерживаются многие психологи.

 

 

 

 

 

История развития диагностики интеллектуальных способностей.

 

Еще в 1905 году Альфред Бине по поручению министерства образования Франции разработал методики, с помощью которых можно  измерять уровень умственного развития ребенка. Для каждого возраста подбирались  свои задания, которые могли решить 80-90% детей из выборки в 300 детей  данного возраста. Детям до шести  лет предлагалось по 4 задания, а  старше шести лет - 6 заданий. Показателем  интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с выполнения заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка, если он справлялся со всеми заданиями, ему предлагались задания для более старшего возраста (если он решал не все из них, то испытание  прекращалось). Максимальный возраст, все задания которого решались испытуемым, является его базовым умственным возрастом. Например, если ребенок решил  все задания для 7 лет и два  задание для 8 лет, то его базовый  возраст равен 7, каждое дополнительно  выполненное задание оценивается  числом «умственных месяцев» (каждое задание соответствует двум месяцам, т.к. 6 заданий равно 12 месяцам), следовательно, умственный возраст ребенка равен 7 лет 4 месяца. Несовпадение умственного  и хронологического возрастов считалось  показателем либо умственной отсталости (если умственный возраст меньше хронологического), любо одаренности (если умственный возраст  больше хронологического).

После ряда нововведений в созданные в начале прошлого века шкалы Бине, предпринятых Л. Терменом (США) и его коллегами, эти шкалы стали применяться  для измерения индивидуально-психологических  особенностей нормальных детей с  целью ранжирования и классификации  их по изучаемым признакам. Главной  функцией этих тестов становится не отбор  умственно отсталых, а сравнение  испытуемых между собой и нахождение их места в изучаемой выборке  по выраженности интеллектуального  развития. В психодиагностику прочно вошло понятие коэффициент интеллектуальности (IQ) в качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного  развития. Этот коэффициент вычислялся на основе диагностического обследования путем деления так называемого "умственного возраста" (по числу  выполненных заданий теста) на хронологический, или паспортный, возраст и умножения  полученного частного на 100. Величина выше 100 говорила о том, что испытуемый решал задания, предназначенные  для более старшего возраста, если IQ оказывался ниже, делался вывод  о том, что испытуемый не справляется  с соответствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистического аппарата вычислялись  границы нормы, т.е. те значения IQ, которые  свидетельствовали о нормальном интеллектуальном развитии человека определенного  возраста. Эти границы располагались  от 84 до 116.

Информация о работе Диагностика интеллектуальных способностей