Диагностика интеллектуальных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:34, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть современные методы психодиагностики, позволяющие оценивать интеллектуальные способности человека.
Задачи работы:
Рассмотреть определения «интеллекта», «интеллектуальных способностей».
Рассмотреть историю развития психодиагностических методов, позволяющих изучать интеллектуальные способностей человека.
Описать современные методы изучения интеллектуальных способностей человека.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………………………………….2
Определение понятий «Интеллект», «Интеллектуальные способности»…………………3
История развития диагностики интеллектуальных способностей…………………………….6
Современная диагностика интеллекта……………………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………………………………………………...12
Используемая литература………………………………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

диагностика интеллектуальных способностей.docx

— 75.86 Кб (Скачать файл)

  Терстоунт (1938г) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1. Счетную  способность, т.е. способность  оперировать числами и выполнять  арифметические действия.

2. Вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться,  используя наиболее подходящие  слова. 

3. Вербальное  восприятие, т.е. способность понимать  устную и письменную речь.

4. Пространственную  ориентацию, или способность представлять  себе различные предметы и  формы в пространства.

5. Память.

6. Способность  к рассуждению. 

7. Быстроту  восприятия сходств или различий  между предметами и изображениями. 

 Факторы  интеллекта, или первичные умственные  потенции, как показали дальнейшие  исследования, коррелируют, связаны  друг с другом, что говорит  о существовании единого генерального  фактора. 

  Позже Гилфорд (1959) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

 По  мнению Кэттела (1967), у каждого  из нас уже с рождения имеется  потенциальный интеллект, который  лежит в основе нашей способности  к мышлению, абстрагированию и  рассуждению. Примерно к двадцати  годам этот интеллект достигает  наибольшего расцвета. С другой  стороны, формируется «кристаллический  интеллект», состоящий из различных  навыков и знаний. Которые мы  приобретаем по мере накопления  жизненного опыта. «Кристаллический  интеллект» образуется именно  при решении задач адаптации  к окружающей среде и требует  развития одних способностей  за счет других, а также приобретения  конкретных навыков. Таким образом,  «кристаллический интеллект» определяется  мерой овладения культурой того  общества, к которому принадлежит  человек. Фактор потенциального, или свободного, интеллекта коррелирует  с фактором «кристаллического,  или связного, интеллекта», так  как потенциальный интеллект  определяет первичное накопление  знаний. С точки зрения Кэттела,  потенциальный, или свободный,  интеллект независим от приобщенности  к культуре. Его уровень определяется  уровнем развития третичных зон  коры больших полушарий головного  мозга. Парциальные, или частные,  факторы интеллекта (например, визуализация - манипулирование зрительными образами) определяются уровнем развития  отдельных сенсорных и моторных  зон мозга. Кэттел попытался  сконструировать тест, свободный  от влияния культуры, на специфическом  пространственно-геометрическом материале. 

  Хебб (1974) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А - это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как человек совершает умственные операции. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

В иерархических  моделях интеллекта (наиболее популярна  модель Ф.Вернона) на вершине иерархии помещается генеральный фактор, по Спирмену, на следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (вербально-логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление). На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т.д. и, наконец, в основании иерархического дерева помещаются более частные субфакторы. Интеллектуальные тесты Векслера, широко применяемые для диагностики интеллекта, созданы на основе указанной иерархической модели интеллекта. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные человеком способности, а невербальный интеллект - его природные психофизиологические возможности. Результаты исследований, проведенные на близнецах, показывают, что, напротив, преимущественно наследственно обусловлены оценки по вербальным заданиям теста Векслера, а успешность выполнения невербальных тестов зависит от социальных факторов, опыта человека [Кроль 2001: 181].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современная диагностика интеллекта.

 

Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений тестологического и экспериментально-логического.

  Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей.

  Кризис в этом направлении заключается в том, что понятие «интеллект» было подменено понятием «способность к учению». Неотестологические теории интеллекта признают IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие, память, мышление и т.д.

Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами, можно  назвать тесты Д.Векслера, Р.Амтхауера, Дж.Равена, Стэнфорд -Бине. Эти тесты  имеют хорошую надежность и валидность (хуже со стандартизацией на нашей  популяции), однако у них есть ряд  недостатков, снижающих их эффективное  использование. Главным из них является неотчетливость их содержательного  наполнения. Авторы тестов не объясняют, почему включают те или иные понятия, логические отношения, графический  материал. Они не стремятся доказать, должны ли люди определенного возраста и уровня образования владеть  задаваемыми тестом интеллектуальными  навыками, знать отобранные слова, термины. В некоторых случаях, несмотря на то что проводится адаптация тестов для российской выборки, остаются задания, отдельные термины, которые менее  понятны людям, выросшим в нашей  культуре.

  Экспериментально-психологическое направление, как реакция на неконструктивность тестологических теорий, представлена теориями Ж.Пиаже (идея генетического объяснения интеллекта на основе учета закономерностей его онтогенетического развития) и Л.С.Выготского (влияние социально-культурных факторов на развитие интеллекта). Кроме вышеназванных существует структурный подход к исследованию интеллекта, как пример отечественного исследования, направленного на изучение интеллекта как психической реальности. Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ).

 Итак, под интеллектом, как объектом  измерения, в психодиагностике  понимается структура познавательных  свойств человека, возникающая на  основе наследственно закрепленных  задатков формирующаяся во взаимодействии  с ними.

Тесты интеллекта представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены  для измерения уровня интеллектуального  развития и являются одним из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта - стандартизированные  методики, направленные на измерение  общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач.  

  Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.(2)

 Тесты  интеллекта применяются в разных  сферах общественной практики  не только для диагностики,  но и для научных исследований. Эти тесты являются хорошим  диагностическим средством и  кроме анализа структуры интеллекта  позволяют определять прогноз  успеха респондентов в определенных  видах деятельности, например, успешность  в профессиональной и учебной  деятельности.

  Главная задача психодиагноста при применении тестов интеллекта - перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной.

Далее в  своей контрольной работе я бы хотела рассмотреть структуру теста  ШТУР (школьный тест умственного развития) который применяется в школьной практике Тест предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся 6 - 8 класса.

 

 ШТУР  состоит из шести субтестов: 

1. осведомленность  (2 субтеста);

2. аналогии (1);

3. классификация  (1);

4. обобщение  (1);

5. числовые  ряды (1).

 

 В их  состав входят задания, типичные  по форме для большинства вербальных  тестов интеллекта. Включенные в  них задания составлялись на  базе сведений, полученных в ходе  психологического анализа учебных  программ и учебников 6 - 7 классов  общеобразовательной школы. Понятия,  используемые в заданиях, подобраны  по основным циклам учебных  дисциплин: естественному, гуманитарному  и физико-математическому. ШТУР  ориентирован на социальный норматив, который зафиксирован содержанием  школьной программы. 

  Практическое использование теста показало его достаточную эффективность для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся среднего школьного возраста

  В отечественных исследованиях накоплен определенный опыт использования наиболее известных тестов интеллекта, свидетельствующих об их практической ценности в дифференциальной диагностики умственной отсталости, задержек психического развития детей, в судебно-психологической экспертизе подростков.

Таким образом, на основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего обучения выпускников  в учебных заведениях разного  профиля.

Для разных возрастов, в том числе и для  взрослых, кроме вербальных широко используются как отдельные невербальные шкалы интеллекта, так и самостоятельные  невербальные тесты, например матрицы  Равена. Для нужд отбора в армию  в США были разработаны параллельные вербальные и невербальные формы  тестов интеллекта (в расчете на неграмотных взрослых). "Фактически большинство тестов интеллекта в основном измеряло вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями" [Анастази А. - 1982. - Т. 2. - С. 256].

Более подробно мне бы хотелось остановиться на тесте  структуры интеллекта, разработанный  Р. Амтхауэром, так как он достаточно широко используется в России. (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, IST). Он предназначался для  дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора.

Амтхауэр  рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре  личности, состоящую из различных  факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического).

При составлении  теста он исходил из двух предпосылок: 1) корреляция результатов каждого  субтеста с результатами по всему  тесту должна быть максимальной, 2) корреляция между субтестами должна быть минимальной (но положительной).

Тест  предназначен для испытуемых практически  любого возраста (от 13 до 60 лет), Амтхауэром введены только возрастные нормы, он полагал установленной зависимость  социального опыта от возраста испытуемого.

По предположениям Амтхауэра, если наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, то у испытуемого развиты "теоретические  способности". В том случае, когда  результаты лучше по последним пяти субтестам, более развиты "практические способности".

Тест  адаптирован для компьютерного  использования. Время выполнения теста  составляет 90 минут. Тест позволяет  измерить:

-уровень  развития общего интеллекта (IQ);

-уровень  развития вербального интеллекта;

-уровень  развития невербального интеллекта;

-структуру  интеллекта по профилю успешности  выполнения отдельных субтестов. (5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

  В заключении хочется сказать, что любое измерение интеллекта не может раскрыть все стороны и аспекты сложнейшей разумной деятельности человека. Современные тесты для измерения интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального отбора, для установления выраженности интеллектуального дефекта при некоторых психических заболеваниях.

Изучая  интеллект с помощью диагностических  методов психологии, мы должны помнить, что развитие интеллекта зависит  от врожденных факторов: генетические факторы наследственности, хромосомные  аномалии. Но, с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Эмоциональное общение новорожденного ребенка с матерью, взрослыми людьми имеет решающее значение для интеллектуального развития ребенка. Существует тесная связь между интеллектуальным развитием ребенка и его возможностями общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени (чем меньше общения со взрослыми, тем медленнее происходит интеллектуальное развитие). Влияет и социальное положение семьи: обеспеченные семьи имеют более широкие возможности для создания благоприятных условий развития ребенка, развития его способностей, его обучения и конечном счете для повышения интеллектуального развития ребенка. Влияют и методы обучения, применяемые для развития способностей ребенка. К сожалению, традиционные методы обучения более ориентированы на передачу знаний ребенку и сравнительно мало внимания уделяют развитию способностей, интеллекта, творческих возможностей человека. Интеллект - это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, во взаимосвязи с ними формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование.

Информация о работе Диагностика интеллектуальных способностей