Доклады по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:31, доклад

Описание работы

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержание работы

СТРУКТУРА ПСИХИКИ
ПСИХИКА
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Структура психики

Файлы: 12 файлов

~$ассификация психических состояний и управление настроением учащихся.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$едение 1.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$ихологические состояния.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$ной из причин нарушения психического расстройства являютс.doc

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$нтрольная работа.docx псих сост.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$План.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$РУКТУРА ПСИХИКИ.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

Неуверенность.docx

— 11.86 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Психические состояния младшего школьника (тревога, тревожность).docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

 

объектов. Те раздражители, которые  вызывали эмоциональные реакции  у

дошкольников, у школьников младших классов уже не действуют. Хотя младший

школьник бурно реагирует  на задевающие его события, у него появляется

способность подавлять волевым  усилием нежелательные эмоциональные  реакции.

Вследствие этого наблюдается  отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в

ту, так и в другую сторону: он может как не обнаруживать имеющуюся  эмоцию,

так и изображать эмоцию, которую он не переживает.

Д. И. Фельдштейн отмечает, что  детей 10-11 лет отличает весьма своеобразное

отношение к себе: около 34 % мальчиков и 26 % девочек относятся  к себе

полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные

черты, однако отрицательные  черты все равно перевешивают. Таким образом,

характеристикам детей этого  возраста присущ отрицательный эмоциональный  фон.

Итак, эмоциональная сфера  младших школьников характеризуется:

1)       легкой  отзывчивостью на происходящие  события и окрашенностью

восприятия,

воображения, умственной и  физической деятельности эмоциями;

2)       непосредственностью   и  откровенностью  выражения   своих  переживаний —

радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3)       готовностью  к аффекту страха; в процессе  учебной деятельности

страх ребенок

переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности  в своих

силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему

статусу в классе, семье;

4)   большой эмоциональной  неустойчивостью, частой сменой  настроений (на общем

фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью  к

кратковременным и бурным аффектам.

5)       эмоциогенными  факторами для младших школьников  являются не только

игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов

учителем и

одноклассниками;

6)   свои и чужие  эмоции и чувства слабо осознаются  и понимаются; мимика других

воспринимается часто  неверно, так же как и истолкование выражения чувств

окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших

школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в

отношении которых у детей  этого возраста уже имеются четкие представления,

которые

они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих

эти эмоции (Закаблук,).

Школьники младших классов, как показано Т. Б. Пискаревой, легче  понимают

эмоции, возникающие в  знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь

эмоциональные переживания  в слова. Лучше различаются положительные  эмоции,

чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной

оказалась эмоция вины.

В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и

радостные картины, у младших  школьников возникает способность  к сопереживанию

при восприятии тягостных  сцен и драматических конфликтов (Благонадежина,).

В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной

сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к

героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться  любовь

к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность  к

товарищам.

Р. Селман, используя методику обсуждения детьми рассказов о взаимоотношениях

друзей, описывает четыре стадии развития дружбы у школьников 7-12 лет, исходя

из созданной им когнитивной  ее модели. На первой стадии (до 7 лет) дружба

основана на соображениях физического или географического  порядка и носит

эгоцентрический характер: друг — это просто партнер в играх, тот, кто живет

рядом, ходит в ту же школу  или имеет интересные игрушки. О  понимании

интересов друга речи пока нет.

На второй стадии (от 7 до 9 лет) дети начинают проникаться идеей  взаимности и

сознавать чувства другого. Для установления дружеских отношений  важна

субъективная оценка поступков  другого.

На третьей стадии (от 9 до 11 лет) дружба основана на взаимопомощи. Впервые

появляется понятие обязательства  друг перед другом. Узы дружбы очень  сильны,

пока сохраняются, но они, как правило, не долговечны.

На четвертой стадии (11-12 лет), проявляемой, по данным Селмана, довольно

редко, дружба понимается как  длительные, устойчивые отношения, основанные на

обязательности и взаимном доверии.

Некоторые авторы критикуют  эту модель развития дружбы. Так, Т. Риццо и В.

Корсаро  отмечают, что  дети имеют о дружбе гораздо более  полное

представление, чем могут  о ней рассказать. Т. Берндт  указывает  на то, что

реальная дружба характеризуется  довольно сложными и динамичными  отношениями.

В одно время может проявляться  взаимозависимость, обоюдное доверие, а в

другое — независимость, соперничество и даже конфликт.

Чаще всего детская  дружба прерывается: друзья могут перейти  в другую школу

или уехать из города. Тогда  оба испытывают чувство настоящей  потери, чувство

горя, пока не находят новых  друзей. Иногда дружба прерывается  из-за появления

новых интересов, вследствие чего дети обращаются к новым партнерам, могущим

удовлетворить их потребности .

Друзья есть не у всех детей. В таком случае возникает опасность  столкнуться с

проблемами социальной адаптации  таких детей. Некоторые исследования говорят о

том, что наличие даже единственного  близкого друга помогает ребенку

преодолеть негативное влияние  одиночества и неприязни со стороны  других

детей.

    

3.Тревожность, как проявление  эмоциональной сферы

 

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в

форме переживаний. Различные  формы переживания чувств (эмоции, аффекты,

настроения, стрессы, страсти  и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную

сферу человека.

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и

эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции

фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение,

2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение,

8)страх, 9)стыд, 10)вину.

Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое

комплексное эмоциональное  состояние, как тревожность, которая  может сочетать

в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

«Тревожность – это  склонность индивида к переживанию  тревоги,

характеризующаяся низким порогом  возникновения реакции тревоги: один из

основных параметров индивидуальных различий».

Определенный уровень  тревожности – естественная и  обязательная особенность

активной деятельности личности. У каждого человека существует свой

оптимальный или желательный  уровень тревожности – это  так называемая полезная

тревожность. Оценка человеком  своего состояния в этом отношении  является для

него существенным компонентом  самоконтроля и самовоспитания. Однако,

повышенный уровень тревожности  является субъективным проявление

неблагополучия личности.

Проявления тревожности  в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях

люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают

свою тревожность лишь время от времени, в зависимости  от складывающихся

обстоятельств.

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными  и

связывать с наличием у  человека соответствующей личностной черты (так

называемая «личностная  тревожность»). Это устойчивая индивидуальная

характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к  тревоге и

предполагающая наличие  у него тенденции воспринимать достаточно широкий

«веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной

реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при

восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком  как опасные,

связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке,

самоуважению.

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а

особенность личности проявляющей  такого рода тревожность, обозначают как

«ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется  субъективно

переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью,

нервозностью. Такое состояние  возникает как эмоциональная  реакция на

стрессовую ситуацию и  может быть разным по интенсивности  и динамичным во

времени.

Личности, относимые к  категории высокотревожных, склонны  воспринимать угрозу

своей самооценке и жизнедеятельности  в обширном диапазоне ситуаций и

реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. .

Поведение повышенно тревожных  людей в деятельности направленной на достижение

успехов, имеет следующие  особенности:

1.      Высокотревожные  индивиды эмоционально острее, чем  низкотревожные,

реагируют на сообщения о  неудаче.

2.      Высокотревожные  люди хуже, чем низкотревожные, работают  в стрессовых

ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение  задачи.

3.      Боязнь  неудачи — характерная черта  высокотревожных людей. Эта боязнь

у них доминирует над стремлением  к достижению успеха.

4.      Мотивация  достижения успехов преобладает  у низкотревожных людей.

Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

5.      Для высокотревожных  людей большей стимулирующей  силой обладает

сообщение об успехе, чем  о неудаче.

6.      Низкотревожных  людей больше стимулирует сообщение  о неудаче.

7.      Личностная  тревожность предрасполагает индивида  к восприятию и оценке

многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут  в себе

угрозу.

Деятельность человека в  конкретной ситуации зависит не только от самой

ситуации, от наличия или  отсутствия у индивида личностной тревожности, но и

от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации

под влиянием складывающихся обстоятельств.

Воздействие сложившейся  ситуации, собственные потребности, мысли и чувства

человека, особенности его  тревожности как личностной тревожности  определяют

когнитивную оценку им возникшей  ситуации. Эта оценка, в свою очередь,

вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной  системы и

усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной

неудачи). Информация обо  всем этом через нервные механизмы  обратной связи

передается в кору головного  мозга человека, воздействуя на его  мысли,

потребности и чувства.

Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически  вызывает

реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению  контрмер и

соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей

ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно  сказывается на

выполняемой деятельности. Эта  деятельность находится в непосредственной

зависимости от состояния  тревожности, которое не удалось  преодолеть с помощью

предпринятых ответных реакций  и контрмер, а также адекватной когнитивной

оценки ситуации.

Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность  ситуации

непосредственно зависит  от силы ситуационной тревожности, действенности

контрмер, предпринятых для  ее снижения, точности когнитивной  оценки ситуации.

    

3.1 Причины возникновения  тревожности и особенности ее

проявления у детей  младшего школьного возраста.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать

действительность и реагировать  на нее. Проявляясь в поведении, они

информируют взрослого о  том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его.

Особенно это актуально  в младенчестве, когда вербальное общение не доступно.

По мере того, как ребенок  растет, его эмоциональный мир  становится богаче и

разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к  более

сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует

и грустит. Меняется и внешнее  проявление эмоций. Это уже не младенец, который

плачет и от страха, и  от голода.

В младшем школьном возрасте ребенок усваивает язык чувств –  принятые в

обществе формы выражения  тончайших оттенков переживаний  при помощи взглядов,

улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

С другой стороны, ребенок  овладевает умением сдерживать бурные и резкие

выражения чувств. Восьмилетний ребенок в отличие от двухлетнего  уже может не

показывать страх или  слезы. Он научается не только в значительной степени

управлять выражением своих  чувств, облекать их в культурно  принятую форму, но

и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих  переживаниях,

воздействуя на них.

Но младшие школьники  все еще остаются непосредственными  и импульсивными.

Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в  позе, жесте,

во всем поведении. Для  практического психолога поведение  ребенка, выражение

Психологические состояния.docx

— 36.53 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СТРУКТУРА ПСИХИКИ.docx

— 30.06 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Доклады по психологии