Феномен Интернет-зависимости как актуальная психологическая проблема современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Для многих из них виртуальный мир стал неотъемлемой частью повседневной жизни, без которой современный человек не мыслит полноценного существования, отдавая этому занятию всё больше времени, сил, материальных средств, что даёт повод говорить о новой форме психологического отклонения – Интернет-зависимости.
Цель курсовой работы: на основе анализа литературы и проведения исследования выяснить причины формирования Интернет-зависимости.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Интернет-аддикция как новый вид зависимости
1.1 Понятие Интернет-зависимости: характеристика, симптомы и разновидности
1.2 Факторы, предрасполагающие к Интернет-аддикции
1.3 Последствия Интернет-зависимости
Глава 2. Исследование по выявлению Интернет-зависимости и причин её формирования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовик 2.docx

— 84.23 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Интернет-аддикция как новый вид зависимости

    1.  Понятие Интернет-зависимости: характеристика, симптомы и разновидности

    1. Факторы, предрасполагающие к Интернет-аддикции
    1. Последствия Интернет-зависимости

Глава 2. Исследование по выявлению Интернет-зависимости  и причин её формирования

Заключение

Список  использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Следствием развития любого общества считается появление новых технологий. Это в свою очередь сопровождается не только научным прогрессом, но и изменением в поведении людей. Эра Интернета, в которой мы сейчас находимся, характеризуется, с одной стороны,  доступностью в получении какой-либо информации, оперативностью её передачи, а с другой – особенностями виртуальной коммуникации, и, как следствие, возникновением такого явления, как интернет-зависимость. Этот феномен вызывает  интерес у многих психологов.

Актуальность темы. В ХХ веке, наряду с такими распространенными зависимостями как наркомания, алкоголизм, страсть к азартным играм, трудоголизм и др. появился качественно новый феномен – зависимость от Интернета, или Интернет-аддикция, как результат взаимодействия развития информационных технологий и освоения данных технологий обычными пользователями компьютеров. Психологические исследования в области влияния Интернет-пространства на личность ведутся сравнительно недавно, и преимущественно в рамках зарубежной психологии.

Усиливающийся интерес к данной проблеме специалистов в области психологии и психиатрии объясняется стремительными темпами увеличения количества Интернет-пользователей: за последние пять лет это число увеличилось в два  раза и превысит отметку в 2 миллиарда уже в этом году (в Украине этот показатель достигает значения 7,7 млн. человек). В связи с ростом общественного интереса к Интернет-пространству, появляется новая многочисленная категория людей, проводящая значительное количество времени в сети. Для многих из них виртуальный мир стал неотъемлемой частью повседневной жизни, без которой современный человек не мыслит полноценного существования, отдавая этому занятию всё больше времени, сил, материальных средств, что даёт повод говорить о новой форме психологического отклонения – Интернет-зависимости.

Объект: феномен Интернет-зависимости как актуальная психологическая проблема современности.

Предмет: факторы, способствующие появлению Интернет-аддикции.

Цель курсовой работы: на основе анализа литературы и проведения исследования выяснить причины формирования  Интернет-зависимости.

Гипотеза: главным побуждающим фактором к возникновению Интернет-зависимости является субъективное ощущение одиночества.

Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи:

- дать определение понятию Интернет-зависимость;

- выяснить причины развития этого отклонения;

- экспериментальным путём доказать, что обращение к Интернет-ресурасам зависимыми людьми чаще происходит в состоянии одиночества.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в курсовой работе использовались следующие методы исследования:

- тест на определение Интернет-зависимости К. Янг;

- шкала депрессии А.Т.  Бека;

-  методика измерения  уровня тревожности ДЖ. Тейлора;

- методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Глава 1. Интернет-аддикция как новый вид зависимости

    1.  Понятие Интернет-зависимости: характеристика, симптомы и разновидности

     В связи с возрастающей компьютеризацией и “интернетизацией” российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет, за рубежом обозначенная еще в конце 80-х. Речь идёт о так называемой “интернет-зависимости” (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция). Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию он-лайн [1].

Терминология проблемы ещё не вполне устоялась. Применяются наименования «зависимость от Интернета», или «Интернет-аддикция» (Internet Addiction Disorder, или IAD, Internet Behavior Dependency), а также «избыточное/патологическое применение Интернета» (Internet Overuse, Pathological Internet Use).

Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом. Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Психиатр выделил следующие основные симптомы этого расстройства:

  • использование интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;
  • использование интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу [16].

Голдберг характеризует  Интернет-зависимость как "оказывающую  пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности". Однако вместо термина "Интернет-зависимость" он предпочитал использовать термин "патологическое использование компьютера" (PCU – pathological computer use). В настоящее время PCU употребляется для более широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин "Интернет-зависимость" используется для обозначения патологического использования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия. [7]

Другой учёный, врач-психиатр Марисса  Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для PCU:

Психологические симптомы:

  • Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером
  • Невозможность остановиться
  • Увеличение количества времени, проводимого за компьютером
  • Пренебрежение семьей и друзьями
  • Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером
  • Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности
  • Проблемы с работой или учебой

Физические симптомы:

  • Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц)
  • Сухость в глазах
  • Головные боли по типу мигрени
  • Боли в спине
  • Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи
  • Пренебрежение личной гигиеной
  • Расстройства сна, изменение режима сна

В свою очередь, американский психолог Кимберли Янг приводит 4 основных симптома Интернет-зависимости [15]:

  • навязчивое желание проверить e-mail;
  • постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
  • жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
  • жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Изучив материалы вышеупомянутых исследователей, известный российский психолог Александр Евгеньевич Войскунский обобщил все ранее описанные поведенческие характеристики и предложил следующий перечень симптомов [4]:

  • неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, и тем более прекратить работу;
  • досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;
  • стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;
  • побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги;
  • готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете;
  • способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях; важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;
  • стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;
  • нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства;
  • готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете;
  • пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;
  • избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернета; пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка "личное" время, работая в Интернете;
  • постоянное "забывание" о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;
  • злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами; 
    подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими.

Таким образом, "Интернет-зависимость" - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями [6]. Основные пять типов, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом:

  1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
  2. Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети.
  3. Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.
  4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
  5. Компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры

Термин "зависимость" был заимствован  из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета  путем ассоциации её с характерными социальными и психологическими проблемами [9] . Такие заболевания часто являются либо следствием наркотической или алкогольной зависимости, либо наоборот, такая зависимость следует за пристрастием к Интернету.

    1. Факторы, предрасполагающие к Интернет-аддикции

Общение посредством Интернет обладает следующими характеристиками [5]:

I. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более-менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощённость, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование  с анонимностью – от предельного  самораскрытия с элементами эксгибиционизма  и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток "фактически управлять мнением о себе" [10]. Возможность варьировать степень анонимности в общении обладает, как показывает практика применения Интернета, немалой притягательной силой. Часто скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус; "инвертируется" пол; истинные факты биографии подменяются или дополняются вымышленными; неадекватным образом представляются сведения об опыте, квалификации, компетентности, имеющихся знаниях, умениях, навыках и т.п.; вместо реальных описываются социально одобряемые личностные качества.

Однако анонимность в  Интернете проявляется не только с отрицательной стороны. Войскунский  [4] выделяет следующие позитивные стороны анонимности общения в Интернете:

  • расширяется психологический опыт;
  • развивается социальная компетентность;
  • реализуются такие существенные потребности, как желание, с одной стороны, выделиться из толпы, привлечь к себе внимание, а с другой - присоединиться к референтной группе, разделив ее ценности и почувствовав себя защищенным;
  • новизна и непривычность опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения: общение, опосредованное Интернетом широко доступно и вступить в такое общение можно в достаточно юном возрасте;
  • возможность компенсации и нейтрализации действительных, либо мнимых недостатков собственной внешности, дефектов речи (например, заикание), некоторых свойств характера (застенчивости и др.) или психических заболеваний (например, аутизм).
  • возможность экспериментирования с собственной идентичностью и "проигрывания" разных ролей: идентичность и самопрезентация активно изучаются в настоящее время. Исследуются, в частности, психологические последствия появления множества самопрезентаций у одного субъекта – среди них могут быть предположительно названы и отрицательные (виртуальный аналог множественной личности).

II. Своеобразие протекания  процессов межличностного восприятия  в условиях отсутствия невербальной  информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

III. Добровольность и желательность  контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

IV. Затрудненность эмоционального  компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

V. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

Модель ACE (Accessibility, Control, and Excitement), разработанная доктором Кимберли Янг  в 1999 году, объясняет как доступность, контроль и возбуждение играют главные роли в развитии Интернет-зависимости [15]. Согласно модели, влечение к Интернету развивается благодаря трем главным факторам:

Информация о работе Феномен Интернет-зависимости как актуальная психологическая проблема современности