Группа и индивидуальная творческая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Под групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Группа…………………………………………………………………………..5
1.1 Виды групп…………………………………………………………………...7
1.2 Структура групп……………………………………………………………...8
1.3 Функции групп……………………………………………………………….10
1.4 Территориальное расположение групп.........................................................11
1.5 Группы во времени..........................................................................................12
1.6 Свободный выбор групп.................................................................................13
2 Творческая деятельность...................................................................................14
2.1 Виды и функции творчества..........................................................................15
2.2 Стадии творческого мышления.....................................................................17
2.3 Стадии изобретательского процесса............................................................18
2.4 Характер связи творчества и личности........................................................19
2.5 Психическое здоровье, свобода и творчество.............................................20
2.6 Механизм творчества....................................................................................21
2.7 Индивидуальный стиль творчества деятельности.....................................22
2.8 Индивидуальность и ее проявления............................................................23
Заключение...........................................................................................................24
Список использованных источников.................................................................25

Файлы: 1 файл

группа и индивидуальная творческая деятельность.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

     Декомпозиция  — противоположная операция или  процесс разделения композиции  на элементы, части, показатели. Декомпозиция  социальной группы осуществляется  путем проекции на различные  социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных ее параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть "размытой" или поглощенной другими позициями.

     Что касается  членства в группе конкретного  индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, т.е. его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нем как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу.

 

 

 

 

 

1.3 Функции  групп

     Существуют  различные подходы к классификации  функций социальных групп. Американский  социолог Н. Смелзер выделяет  следующие функции групп:

  • Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
  • Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;
  • Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
  • Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Территориальное  расположение групп

     Индивиды  участвуют во многих группах,  как-то: предприятие, группы пассажиров, друзья, которые вместе едят в  столовой, группы социальной, политической  или религиозной деятельности, школа, класс, воинская часть. Существование некоторых из этих групп предполагает физическое присутствие членов в данном месте. Так, четверо друзей беседующих за одним столом в кафе, составляют группу. Существованиеэтой группы предполагает их физическоеприсутствие. Возможны другие группы, не требующие такого присутствия. Класс остается классом и в то время, когда его члены находятся на каникулах.

     Для существования  одних групп необходима локализация,  для других нет.

     Это значит, что любой из нас одновременно участвует в нескольких группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Группы во  времени

     Существующие группы также можно классифицировать по временному фактору на следующие категории:

  • более-менее постоянные группы. Созданы для длительного существования и стремятся к этому (деревня, государство). Такие группы «не хотят исчезнуть». Их члены сменяются, но сам организм стремится быть если не бессмертным, то по возможности максимально долговечным. Это придает таким группам видимость независимого существования по отношению к своим членам.
  • временные группы. С самого начала обречены на непродолжительное существование. Туристы, совершающие организованное путешествие, являются группой, время существования которой ограничено временем путешествия.
  • группы возникающие от случая к случая. Члены таких групп собираются только через неокторые промежутки времени ( классное собрание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Свободный  выбор групп

     Существуют  группы, членство в которых является  свободным (спортивный клуб, учебное заведение или культурное общество).

     Иные имеют обязательный  характер. При появлении на свет, ребенок не выбирает семью,  страну или этнос. Он входит  к ним по чисто биологическому  принуждению.

     В реальной жизни возникают группы, свободные с моральной и юридической точек зрения, которые становятся почти обязательными. К примеру, в некоторых странах или некоторыз регионах с религиозными организациями или с профсоюзами трудящихся. Конечно, они представляют собой свободные группы, но в целях защиты своих прав и интересов в них трудно не вступить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Творческая  деятельность

   Творчество —  процесс деятельности, создающий  качественно новые материальные  и духовные ценности или итог  создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

     Творчество  — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Виды и  функции творчества

     Существуют  разные виды творчества:

  • производственно-технические
  • изобретательские
  • научные
  • политические
  • организаторские
  • философские
  • художественные
  • мифологические
  • религиозные
  • повседневно-бытовые

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

     Исследователь  творческого фактора человека  и феномена интеллигенции Виталий  Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

     С. Л.  Рубинштейн впервые правильно  указал на характерные особенности  изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Стадии творческого  мышления

Г. Уоллес

     Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

     Впрочем,  это описание не оригинально  и восходит к классическому  докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

     Анри Пуанкаре  в своём докладе[7] в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии:

    1. В начале  ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

     2. За этим  следует более или менее продолжительный  период, в течение которого человек  не думает о так и не решённой  пока задаче, отвлекается от неё.  В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

  3. И наконец наступает  момент, когда внезапно, без непосредственно  предшествовавших этому размышлений  о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого  отношения, в сознании возникает  ключ к решению.

  

 

 

 

2.3 Стадии изобретательского  процесса

     П. К.  Энгельмейер (1910)[8] полагал, что  работа изобретателя состоит  из трёх актов: желание, знание, умение.

     Желание  и интуиция, происхождение замысла.  Эта стадия начинается с появления  интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.

Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка  полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.

     Умение, конструктивное  выполнение изобретения. Сборка  изобретения. Не требует творчества.

     «Покуда  от изобретения имеется только  идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем — осуществляется. В конце первого акта — это гипотеза, в конце второго — представление; в конце третьего — явление. Первый акт определяет его телеологически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт даёт замысел, второй — план, третий — поступок».

     П. М.  Якобсон (1934)[9] выделял следующие  стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи — формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

 

 

2.4 Характер  связи творчества и личности

     «Личность  характеризуется активностью, стремлением  субъекта расширять сферу своей  деятельности, действовать за границами  требований ситуации и ролевых  предписаний; направленностью —  устойчивой доминирующей системой  мотивов — интересов, убеждений  и т. д.…»[10]. Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

     В соответствии  с принципами, описанными С. Л.  Рубинштейном[11], производя изменения  в окружающем мире, человек меняется  сам. Таким образом, человек  изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

     Б. Г.  Ананьев считает, что творчество  — это процесс объективации  внутреннего мира человека[12][13]. Творческое выражение является  выражением интегральной работы  всех форм жизни человека, проявлением  его индивидуальности.

     В наиболее  острой форме связь личностного  и творческого раскрывается у  Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Психическое  здоровье, свобода и творчество

     Представитель  психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

     В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает  свободой творчества.[15]

     Творчество  связано с игрой. Игра является  механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

     Создание  нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего  по внутреннему понуждению. Творческий  дух играет теми объектами,  которые он любит.[16]

Информация о работе Группа и индивидуальная творческая деятельность