Группа и индивидуальная творческая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Под групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Группа…………………………………………………………………………..5
1.1 Виды групп…………………………………………………………………...7
1.2 Структура групп……………………………………………………………...8
1.3 Функции групп……………………………………………………………….10
1.4 Территориальное расположение групп.........................................................11
1.5 Группы во времени..........................................................................................12
1.6 Свободный выбор групп.................................................................................13
2 Творческая деятельность...................................................................................14
2.1 Виды и функции творчества..........................................................................15
2.2 Стадии творческого мышления.....................................................................17
2.3 Стадии изобретательского процесса............................................................18
2.4 Характер связи творчества и личности........................................................19
2.5 Психическое здоровье, свобода и творчество.............................................20
2.6 Механизм творчества....................................................................................21
2.7 Индивидуальный стиль творчества деятельности.....................................22
2.8 Индивидуальность и ее проявления............................................................23
Заключение...........................................................................................................24
Список использованных источников.................................................................25

Файлы: 1 файл

группа и индивидуальная творческая деятельность.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

 Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется  как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь  личности и мира…[17].

     Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

    Творческий  акт всегда есть освобождение  и преодоление. В нём есть  переживание силы.[18]

     Таким образом,  творчество — это то, в чём  человек может осуществлять свою  свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

 

 

 

 

 

2.6 Механизм  творчества

Механизм творчества реализуется через функцию гипотезы. Содержание и решение проблемы состоит  в выдвижении гипотез о путях  ее решения и проверки. Генерация  гипотез и их верификация –  центральный механизм творчества. Теория гипотез целиком включается в теорию творчества, является центральной, составной частью и называется субтеория.

Гипотеза – форма  творческой деятельности, форма творческого  мышления. Гипотеза в отличие от формальной логики является категорией диалектической логики.

Гипотеза – основание, предположение. Есть предположение  о том, как разрешить противоречие проблемы. Гипотеза – как форма  творческого поиска. Гипотеза может  быть предположением о свойствах  и структуре объекта, либо о способе, программе деятельности, направленном на разрешение противоречия. Гипотеза выступает как форма развития знаний, как форма творческого поиска, как способ разрешения возникающих противоречий.

В процессе познания важным является момент, когда обращение  к гипотезе необходимо и неизбежно, т.е. когда без выдвижения гипотезы дальнейшее познание невозможно. Это и есть функция гипотезы. Таким моментом является проблемная ситуация, обострение проблемы до максимального противоречия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 Индивидуальный  стиль творчества деятельности

Индивидуальный стиль творчества деятельности человека - это устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения некоей деятельности. Достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не результативностью. Возможность разных стилей деятельности индивидуальных заключена в существовании «зоны операциональной неопределенности», допускающей выбор разных способов выполнения деятельности. Интенсивность мотивации деятельности определяет наличие и степень выраженности стиля деятельности индивидуального. Он позволяет людям с разными особенностями системы нервной, разной структурой способностей, темперамента и характера добиваться равной эффективности при выполнении деятельности разными способами, компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха, процессом, но не его результативностью. В то же время он может быть неоптимальным с позиции эффективности деятельности. Например, при надобности работать в повышенном темпе человек с подвижным типом системы нервной может решать задачи на основе своей способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому; а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание, систематичность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.8 Индивидуальность и её проявление

Понятие индивидуальности в современной психологии представляет системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни психической организации.

Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г. Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Особенностью  социальных групп в странах  с развитой экономикой в настоящее  время является их мобильность,  открытость перехода из одной  социальной группы в другую. Сближение  уровня культуры и образования  различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса).

     Творческое  начало рождает в ребенке живую  фантазию, живое воображение. Творчество  по природе своей основано  на желании сделать что-то, что  до тебя еще никем не было  сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

     В результате  совместной работы друг с другом  развиваются социальная и коммуникативная  компетенции, приобретается опыт  взаимодействия, взаимоответственности,  сотрудничества, сопричастности и  сопереживания общему делу. Также  возрастает эффективность учебной деятельности за счёт группового эффекта. Группа, которая способна соорганизоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы, учебным сообществом, достигшая объединения людей действует по правилу неаддитивности: эффективность работы группы больше, чем сумма индивидуальных достижений каждого ее участника.

     Результатом  творческой деятельности будет  являться выраженный в объективно  форме её продукт, именуемый  в зависимости от его характера  научным или творческим результатом, достижением, знанием либо изобретением, промышленным образцом, товарным знаком, произведением науки, литературы или искусства.

Список использованных источников

Книга одного-трех авторов

     1 Цит. по: Донцов А. И. Группа [2]: психология и этимология // Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 134.

  2 Ю. Л. Качанов,  Н. А. Шматко [3] Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? // Социологические исследования". 1996. № 12, с. 90-105

  3 Петровский В.А. [4] Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996

  4 Пособие для подготовки  к ЕГЭ 2011[1]: Обществознание, М:2010

  5 Платонов Ю.П. [5] Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С.318.

   6 Рубинштейн С.  Л. [6] Основы общей психологии. 1946. С. 575.

7 Пуанкаре А. [7] Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Приложение III.

   8 Энгельмейер П. К. [8]Теория творчества. СПб., 1910; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 146.

9 Якобсон П. М. [9]Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л., 1934.

   10 Краткий психологический  словарь[10] / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 165.

   11 Рубинштейн С.  Л. [11] Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. С. 551.

12 Ананьев Б. Г. [12]Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

  13 Ананьев Б. Г. [13]Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.

  14 Бердяев Н. А. [14] Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.

  15 Дружинин В. Н. [15] Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.

16 Винникотт Д. [16] Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.

   17 Юнг К. Г. [17] Психологические типы.

18 Мэй Р. [18] Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С. 43.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Группа и индивидуальная творческая деятельность