Личность современного подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изучение интересов подростков имеет первостепенное значение при анализе его личности. Зачастую, интересы являются главными побудителями подростка к какой либо деятельности. Также, интересы являются главным аспектом в формировании дальнейшей жизни подростка, так как, нередко ученик старшей школы опирается именно на свои интересы при выборе своей специальности и дальнейшего жизненного пути. Для успешной познавательной деятельности необходим интерес и желание получить все больше и больше знаний, умений и навыков. Интерес к получению информации и успехи подростка в школе напрямую взаимосвязаны.

Содержание работы

Введение
Глава I. Исследование личности подростка в психологической литературе.
§ 1. Понятие личности, Структура личности.
§ 2. Личность подростка
Глава II. Описание методики исследования.
2.1. Обоснование методики исследования.
2.2. Описание места проведения исследования.
2.3. Описание испытуемых.
2.4. Методы исследования.
2.5. Описание методики исследования.
Материал методики:
Инструкция испытуемым:
Ход исследования:
Глава III. Описание и анализ результатов исследования.
Глава IV. Выводы.
Литература.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 39.13 Кб (Скачать файл)

                Министерство образования и науки Российской Федерации

                     Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

                                        Факультет иностранных языков

                                                  Кафедра психологии

 

 

 

                                                        Курсовая работа

             « Личность современного подростка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     Студентки 2 курса

                                                                                                                                            Группы ИН-21

                                                                                                          Ряшенцевой Дарьи Владимировны

                                                                                                                             Научный руководитель:

                                                                                                              Кандидат психологических наук,

                                                                                                                                                        доцент

                                                                                                                     Будякова Татьяна Петровна

 

 

                                                                                              

                                                      Елец– 2013

 

Введение

Глава I. Исследование личности подростка в психологической литературе.

§ 1. Понятие личности, Структура личности.

§ 2. Личность подростка

Глава II. Описание методики исследования.

2.1. Обоснование методики исследования.

2.2. Описание места проведения  исследования.

2.3. Описание испытуемых.

2.4. Методы исследования.

2.5. Описание методики исследования.

        Материал методики:

        Инструкция  испытуемым:

        Ход исследования:

Глава III. Описание и анализ результатов исследования.

Глава IV. Выводы.

Литература.

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность исследования. Изучение интересов подростков имеет первостепенное значение при анализе его личности. Зачастую, интересы являются главными побудителями подростка к какой либо деятельности.  Также, интересы являются главным аспектом в формировании дальнейшей жизни подростка, так как, нередко ученик старшей школы опирается именно на свои интересы при выборе своей специальности и дальнейшего жизненного пути. Для успешной познавательной деятельности необходим интерес и желание получить все больше и больше знаний, умений и навыков. Интерес к получению информации и успехи подростка в школе напрямую взаимосвязаны.

   Исследованием личности  занимались такие ведущие психологи  как  А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, С. Н. Мельник.  Отдельные аспекты формирования и структуры личности подростка рассматривались в работах А.М. Прихожан, А.В. Толстых, Б.М. Бим-Бад, Э.Д Днепров, Г.Б. Корнетов. В то же время интересы подростка и учебная деятельность, не рассматривались как взаимозависимые факторы.

   Обьект исследования: Личность подростка.

  Предмет  исследования: Зависимость обучения от интересов в подростковом возрасте.

  Цель исследования: Выявление взаимосвязей между интересами учащихся и их учебной деятельностью.

 Задачи исследования:

  1. Анализ взаимосвязи интересов подростков и их успехов в учебной деятельности.
  2. Разработка анкеты «интересы при обучении»

  Гипотеза: мы предположили, что интерес к учебному процессу у подростка зависит от его успехов в учебной деятельности. Чем лучше школьник понимает предмет, тем больше он ему интересен.

  Научная новизна исследования состоит в том, что интересы подростков при обучении ранее не рассматривались в научной литературе.

Глава  1. Исследование личности подростка в психолого-педагогической литературе.

      § 1 понятие личности, структура личности.

      § 2 Личность подростка.

   В общей психологии  понятие личности является базовым. Не существует точное определение  этому понятию, так как разные  ученые дают разные определения. Все это свидетельствует о  том, что личность сложное и  многоплановое понятие. Если человека  рассматривают, как представителя  человеческого рода, то, чаще всего, используют термин индивид. Индивид - отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

   А.Н Леонтьев говорил  о том что, личность не есть  целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. [16]

   С.Н. Мельник полагает, что личность  рассматривается  как  всё  множество  психических  систем,  определяющих единство  и  непрерывность  в  поведении  и  переживаниях  человека,  в  том  виде,  в  каком  это множество  проявляется, и в том виде в  каком оно воспринимается другими  людьми. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. В  настоящее  время  имеется  множество  определений  понятия «личность». Они,  как правило, основаны  на различных методологических основаниях, которых придерживаются те или иные  авторы.  Но  дать  однозначное  всеобъемлющее  определение  понятия  личности  не представляется  возможным [11]

  К.А. Абульханова говорит о том, что само понимание личности, представленное в дискуссии конца шестидесятых годов о ее структуре, оставалось, как ни парадоксально это звучит, внеличностным. В постановке вопроса о структуре личности сказался скорее свойственный естественнонаучному взгляду способ понимания структуры, поскольку, хотя в число составляющих входили такие индивидуализированные образования, как характер и способности, сама структура мыслилась как универсальная и инвариантная. Принцип развития в таком понимании структуры заложен не был, не говоря о принципе субъектности. Принцип развития оказался ограниченным сферой развития ребенка. Именно поэтому в семидесятых годах вопрос о структуре личности отступает на задний план.[1]

  Также, К.А. Абульханова утверждает, что личность выступает как причина и движущая сила жизненной динамики, интенсивности, содержательности жизни, преобразуя, направляя своей активностью ход жизни, объективную логику событий. Ее качество как субъекта жизни проявляется не в абсолютном произволе и абстрактной активности, но в активности, действующей в условиях объективной социальной детерминации, в заданных обстоятельствах, иногда препятствующих, не совпадающих с желательными для личности направлениями. [1]

    Л.В  Бороздина  полагает, в действительности личность  человека — это структура не  просто личностных, а «жизненных  смыслов» т.е. таких, которые не только значимы для индивидуума, но которые детерминируют, программируют и реально строят его линию жизни. Комплекс жизненных смыслов несет в себе то, ради чего существует данный субъект, на что он тратит свою жизнь, что включает ее центральное содержание. Итак, личность — это часть человеческой психики, представляющая мотивационно ­ смысловую структуру субъекта, и прежде всего его жизненные смыслы. [3]

   Также, Л.В  Бороздина приходит к тому, личность — это ценностно-смысловая структура субъекта. По своему назначению и функции в психике человека личность и характер представляют собой достаточно самостоятельные конструкты. Но все, же ведущим в известной мере оказывается уровень личности, ибо конкретный смысл с его частным толкованием, несомненно, задает вектор поиска средств реализации, подбор способов воплощения в жизнь данной смысловой единицы или структуры. [4]

А. Н. Леонтьев утверждает, что лишь немногие общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами .[16]

По мнению Е. Ю.  Коржова, личность понимается нами как инструмент взаимосвязи внутреннего и внешнего мира человека, необходимый для достижения его человеческой сущности, выполняющий интегрирующую и регуляторную функции [9]

Здесь мы подходим к самому сложному параметру личности: к общему типу ее строения. По мнению А. Н. Леонтьева, Мотивационная сфера человека даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду А. Она может быть сдвинута, эксцентрична по отношению к актуальному пространству исторической действительности, и тогда мы говорим об односторонности личности. Она может сложиться, наоборот, как многосторонняя, включающая широкий круг отношений. Но и в том, и в другом случае она необходимо отражает объективное несовпадение этих отношений, противоречия между ними, смену места, которое они в ней занимают. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Речь идет о том, что неполно описывается как "направленность личности", неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной, как и та объективная системаксиологических понятий, характеризующая идеологию данного общества, данного класса, социального слоя, которая коммуницируется и усваивается (или отвергается) человеком.[16]

Иная структура психологического профиля личности создается рядоположенностью жизненных мотивов, часто сочетающейся с возникновением мнимых вершин, образуемых только "знаемыми мотивами" - стереотипами идеалов, лишенных личностного смысла. Однако такая структура является преходящей: сначала рядоположенные линии разных жизненных отношений вступают затем во внутренние связи. Это происходит неизбежно, но не само собой, а в результате той внутренней работы, о которой я говорил выше и которая выступает в форме особого движения сознания.[16]

Попытки структурировать Личность предпринимались А. Г. Ковалевым, В. Н. Мясищевым, К.К. Платоновым, А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым и др., говорилось о совмещении таких структур, как темперамент, направленность способностей и др., обуславливающих эффект устойчивости уровня активности, обеспечение приспособления к воздействиям среды. Свойства связываются в соответствии, как утверждал А.Г. Ковалев с требованиями деятельности.[10]

К.К. Платонов в структуре личности выделяет 4 группы: биологические, социально обусловленные особенности, опыт и индивидуальные особенности, при ведущей роли социально обусловленных свойств.[13]

О. С. Анасимов, в свою очередь, утверждает, что не все социальные роли, установки, ценностные ориентации входят в структуру личности. Входят те свойства индивида, которые опосредованы социальными свойствами личности и актуальны для поведения.[2]

Структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго.

  1. «Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.

  1. «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабатывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.

  1. «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.[17]

 

А.Г. Асмолов полагает, что быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: «На том стою и не могу иначе». Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора. Быть личностью — это значит осуществить вклад в общество, ради которого живешь и в котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается с судьбой страны. Через созидание ради общества, ради того образа жизни, который имеет для индивидуальности личностный смысл, она обретает свое социальное бессмертие.[3]

§ 2 Личность подростка

Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?»

Е. Винокуров

Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15-16 лет.

Информация о работе Личность современного подростка