Личность современного подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изучение интересов подростков имеет первостепенное значение при анализе его личности. Зачастую, интересы являются главными побудителями подростка к какой либо деятельности. Также, интересы являются главным аспектом в формировании дальнейшей жизни подростка, так как, нередко ученик старшей школы опирается именно на свои интересы при выборе своей специальности и дальнейшего жизненного пути. Для успешной познавательной деятельности необходим интерес и желание получить все больше и больше знаний, умений и навыков. Интерес к получению информации и успехи подростка в школе напрямую взаимосвязаны.

Содержание работы

Введение
Глава I. Исследование личности подростка в психологической литературе.
§ 1. Понятие личности, Структура личности.
§ 2. Личность подростка
Глава II. Описание методики исследования.
2.1. Обоснование методики исследования.
2.2. Описание места проведения исследования.
2.3. Описание испытуемых.
2.4. Методы исследования.
2.5. Описание методики исследования.
Материал методики:
Инструкция испытуемым:
Ход исследования:
Глава III. Описание и анализ результатов исследования.
Глава IV. Выводы.
Литература.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 39.13 Кб (Скачать файл)

По мнению Л.И. Божовича, в течении этого периода ломаются и перестраиваются все прежнее отношение к миру и к самому себе.  И развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящии в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Следует особо отметить, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития.[7]

   Л. С. Выготский говорит о том, что все согласно называют этот возраст возрастом полового созревания. Но вместе с тем это возраст созревания личности и миросозерцания [14]

В подростковом возрасте совершаются глубокие изменения в духовной жизни человека. Порой в глаза бросается вот что: чувства, которые волнуют душу в детстве, со временем, будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может остаться глухим к человеческому горю. Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло; в отдельных фактах он видит правило, закономерность; и от того, какие мысли, настроения порождает в его душе увиденное, зависят его убеждения, взгляды на мир, мысли о людях. Стремление к самоутверждению, желание стать личностью, добиться общественного признания вызывают у подростка внутренний порыв духовных сил. Он ощущает потребность действовать[5]

В.В. Давыдов утверждает, что одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Это стремление к познанию и оценке морально-психологических качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной психической жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности[6]

Ермаков П. Н. считает, что подростковый возраст - это стадия духовного развития, хотя она и связана с комплексом психофизиологических процессов. В этот период происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир (Э. Шпрангер). Ученый показывает главную проблему этого возраста (14-17 лет) - кризис, связанный со стремлением к освобождению от детской зависимости [8].

В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. В. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие - "серьезная игра  [12]

Е.Т. Соколова считает, важной особенностью развития подростка, накладывающий отпечаток на весь его психологический облик, является несоответствие между достигнутым уровнем развития его личности, душевных, практических способностей и умений и объективно ограничивающихся его позицией, социальной ролью школьника.[7]

Л. С. Выготский полагал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание «кризиса». Таким образом, в науке постепенно накапливались теоретические обобщения и разные факты, говорящие о том, что особенности проявлений и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых .[15]

 

Глава II «Описание методики  исследования»

2.1. Обоснование методики исследования: Для проведения исследования была выбрана методика, которая позволяет доказать гипотезу от прямой взаимосвязи интересов учащихся и их успехами в учебной деятельности (что интерес к предмету способствует улучшению уровня знаний)

Целью методики- является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к технологии и обучению, какие факторы влияют на возникновение и развитие интереса, как интерес влияет на успеваемость подростков.

2.2.  Место проведения исследования: г. Липецк  МБОУ СОШ №77

2.3.  Описание испытуемых: в исследовании участвовали 15 человек 11 «А» класса (подгруппа, изучающая английский язык). Из них 10 девушек и 5 юнош. Возраст испытуемых: от 17 до 18 лет. Показатели успешности учебной деятельности: 4 отличника, 7 хорошистов и 4 троечника.

 

2.4. Метод исследования – опрос (анкетирование)

2.5  Описание методики: Анкетирование, основанное на 17 заранее подготовленных вопросах.

Материал методики:

1. Чем вы предпочитаете занимать в свободное от учебы время?

2. Много ли у вас свободного времени?

3. Вы посещаете дополнительные секции, кружки итп?

4. Вам доставляет удовольствие учебный процесс?

5. Вы посещаете школу с удовольствием ?

6. С какой целью вы посещаете школу?

7. У вас есть хобби?

8. Вам импонируют ваши учителя?

9. Было ли такое, что из-за разногласий с учителем пропадал интерес к изучаемому предмету?

10. У вас есть любимый предмет?

11. Ваш интерес к предмету связан с вашими успехами?

12. У вас есть нелюбимый предмет?

13. Ваш  неинтерес  связан с непониманием предмета?

14. Ваш любимый предмет ведет учитель, который вам импонирует?

15. Вы посещаете дополнительные занятия по данному предмету?

16. Давно ли посещаете эти занятия?

17. С какой целью и почему вы начали их посещать?

 

       Инструкция испытуемому: «Вам предлагается 17 вопросов.  Прочитайте их и постарайтесь дать обдуманный ответ »

      Ход исследования: 1) вначале испытуемому предлагалось ответить на 17 вопросов 2) затем экспериментатор анализирует полученные ответы.

Глава III. Описание и анализ результатов исследования.

Обобщая результаты исследования, мы представим их в таблице.(см приложение №1)

№ вопроса

Вопросы

Содержание ответов.

№1

Чем вы предпочитаете заниматься в свободное от учебы время?

-«спать»

-«гулять с друзьями»

-«слушать музыку»

-«смотреть телевизор»

-«читать книги»

-«сидеть за компьютером»

-«заниматься спортом»

-«рисовать»

№2

Много ли у вас свободного времени?

-«нет, так как учеба  в 11 классе отнимает много времени»

-«нет, из-за учебы и  тренировок почти нет свободного  времени»

-«достаточно, я успеваю  делать все»

-«много, я не придаю  особого значения учебе»

№3

Вы посещаете дополнительные кружки,

Секции итп?

-«да(танцы, спортивные секции) »

-«нет, у меня не хватает  времени на дополнительные секции  из-за учебы и репетиторов»

-«раньше посещал, но пришлось  бросить, так как все время  посвящаю учебе»

-«нет, не посещаю, мне  больше нравится сидеть дома  и смотреть телевизор.»

№4

Вам доставляет удовольствие учебный процесс?

-«нет,  учеба это работа, а не развлечение»

-«смотря на каком уроке, если предмет мне нравится, то учеба доставляет мне удовольствие»

-«иногда, когда не сильно  перегружают»

-«да, мне нравится учиться, это интересно»

№5

Вы посещаете школу с удовольствием?

-«нет, так как в школе  нужно учиться»

-«иногда, когда нет нелюбимых  предметов»

-«да, потому что там  я встречаю моих друзей»

-«да, в отдельные дни»

№6

У вас есть хобби?

-«да: занятия музыкой, рисование, танцы, пение, спорт итд»

-«нет, мне нравиться просто  ничего не делать, потомучто я и так устаю»

-«нет, у меня нет чего-то  отдельного, чем бы я увлекался, мне нравиться все по чуть-чуть»

№7

Вам импонируют ваши учителя?

-«не все, смотря какой  учитель»

-«да, мне нравятся наши  учителя»

-«нет, потому что мне  не нравится, когда меня заставляют  учиться»

-«нет, они все двуличные»

-«не знаю, мне всеравно»

№8

Было ли такое, что из-за разногласий с учителем пропадал интерес к изучаемому предмету?

-«нет, умении никогда не было разногласий с учителями»

-«нет, мне всеравно на учителя, мне важен только предмет»

-«да, если учитель относится  ко мне плохо, то мне больше  не хочется учить его предмет»

-«очень часто, так как  учитель начинает меня «гнобить» и у меня опускаются руки »

№9

У вас есть любимый предмет?

-«да: алгебра, литература, русский  язык, английский язык, обществознание, право»

-«нет, мне не нравится  учиться вообще, для меня это  трудно»

-«нет, мне просто не  интересно»

№10

Ваш интерес к предмету связан с вашими успехами?

-«да, чем лучше я понимаю  предмет, тем больше он мне  интересен»

-«скорее да, чем нет. Иногда  такое бывает, что все получается, но предмет всеравно не интересен »

-«Да, связан, но не только с успехами, а еще и с содержанием предмета»

-«нет, потому что нравится  предмет, но не всегда получается»

-«не всегда»

«нет, у меня все получается, но мне не интересно, я учу потому что надо»

№11

У вас есть нелюбимый предмет?

-«да: математика, физика, химия  итд, я не понимаю эти предметы»

-«Да, алгебра, мне просто  этот предметы не интересен, у  меня гуманитарный склад ума, и я не люблю точные науки»

-«да, почти все, я не  люблю учиться»

№12

Ваш неинтерес связан с непонимание предмета?

-«Да, когда я не понимаю, мне и не интересно»

-«нет, иногда предмет  нравится, но не всегда получается»

-«просто неинтересен  »

№13

Ваш любимы предмет ведет учитель, который вам импонирует?

-«да, мои любимые предметы  ведут учителя, которые мне нравятся»

-«нет, мне всеравно на учителя, я заинтересован только в предмете»

-«у меня нет любимых  предметов»

-«у меня нет любимых  учителей,  в большинстве они  мне все не нравятся»

№14

Вы посещаете дополнительные занятия по данному предмету?

-«да, я получаю все  больше информации по данному  предмету»

-«нет, у меня самостоятельно  все неплохо получается»

№15

Давно ли посещаете эти занятия?

-«Давно»

-«около года»

-«около двух лет»

-«не посещаю»

№16

С кокой целью вы начали посещать их посещать?

-«чтобы подготовиться  к ЕГЭ»

-«чтобы поступить в  институт»

-«нравится предмет, но  не все понимаю»

-«для получения дополнительных  знаний»

«не посещаю»


 

 

  Таким образом, на вопрос «Было ли такое, что из-за разногласий с учителем пропадал интерес к изучаемому предмету?» 87% респондентов ответили, что они сталкивались с этим довольно часто, а 13% респондентов ответили, что они с этим не сталкивались.

    На вопрос «ваш интерес к предмету связан с вашими успехами?» 54% респондентов ответили что их интерес напрямую зависит от их успехов, 26% респондентов ответили , что их интерес не связан с успехами, так как зачастую им нравится предмет, но не все получается, а остальные 20 % респондентов ответили что, их интерес к предмету связан не только с их успехами, а с учителями и , естественно, с содержанием самого предмета.

  На вопрос «Ваш неинтерес к предмету связан с его непониманием?»  74% респондентов ответили  «да», когда они не понимают предмет, у них пропадает к нему интерес, 20% ответили «нет, иногда предмет нравится, но не всегда получается» и 6 % ответили «просто не интересен»

  На вопрос  «вы посещаете дополнительные занятия по данному предмету?» 66 % респондентов ответили «да, я получаю дополнительные знания по данному предмету и готовлюсь к поступлению в ВУЗ»,  34% ответили «нет, у меня самостоятельно все неплохо получается»

  Таким образом, мы приходим к тому что,  если школьник не понимает предмет, то он ему и неинтересен. Так же, интерес к предмету связан с учителем, который его ведет. Если учитель не нравится школьнику, или у учителя с учеником разногласия, то в большинстве случаев интерес к данному предмету пропадает. Далее, большинство опрошенных посещает по любимому предмету дополнительные занятия. Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что интерес к предметам у школьников напрямую связан с пониманием этих предметов. Чем лучше ученик понимает предмет, тем больше он ему нравится.

Глава IV. Выводы.

  1. Наша гипотеза подтвердилась.  Действительно чем лучше подросток понимает учебный предмет, тем больше он ему интересен.
  2. Если у подростка имеются разногласия с учителем, то, зачастую, он теряет интерес к изучаемому предмету.
  3. Большинство старшеклассников посещают по предмету, который им интересен, дополнительные курсы. Тем самым, повышаются знания и, следовательно, повышается интерес.
  4. Также, из-за слишком большой учебной нагрузке при подготовке к экзаменам у старшеклассников пропадает какое-либо желание делать что-то еще, они слишком устают, и в свободное время предпочитают тратить на отдых перед телевизором или компьютером.

Литература.

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды.[текст]/ М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

2.Анисимов О.С. Индивид, субъект, личность в контексте целостности  психики//Мир психологии.-2004. №1

3. Асмолов А. Г. Психология личности [текст]: Учебник . М.: Изд-во МГУ, 1990

4.Бороздина Л.В. Новая  концепция  личности  и  характера  на основе теории деятельности  А.Н. Леонтьева// Вестник московского  университета.- 2013. №2

5.   Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. Мудрость воспитания. Книга для родителей [текст].- 2-изд., доп.- М.: Педагогика, 2003.

6. Давыдов  В.В.  Российская педагогическая  энциклопедия [текст]:- М.: Большая Российская  энциклопедия, 2007.

7. Дубровина И.В.,  Прихожан  А.М.,  Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология [текст]: хрестоматия . –М . издательский дом «Академия», 2007

8. П.Е. Ермакова, П.Е. Ермакова  Психология  личности [текст]: Учебное пособие. –  М.: Эмско, 2007.

9.Коржова Е.Ю., Дворецкая М.Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты//Журнал прикладной психологии.- 2005. №6

10.Ковалев А.Г. Психология  личности [текст]: учебник. -Л., 1963

11. С.Н. Мельник психология  личности [текст]: учебник. -Владивосток, 2004.

12. Обухова  Л.Ф. Детская (возрастная) психология[текст]. Учебник.- М., Российское педагогическое агенство. 1996.

13. Платонов К.К. Динамическая  функциональная структура личности [текст]: Личность и труд.-М.,1965

14. Прихожан А.М., Толстых А. В. Подросток в учебнике и в жизни  [текст].- М.: Знание, 2000.

15. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное [текст].- М.: Институт практической психологии, 1996.

16. http://www.psy.msu.ru/science/public/leontev/  (дата обращения 15. 11. 2013) А.Н. Леонтьев «Деятельность, сознание, личность.»

17. http://kak-bog.ru/struktura-lichnosti-po-freydu (дата обращения 15.11.2013)

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Личность современного подростка