Модели поведения личности в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является конфликт, предметом – модели поведения личности в конфликте.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть различные определения конфликта;
проанализировать возможные его классификации;
описать стратегии поведения личности в конфликте;
указать условия их рационального применения;
уделить внимание основным типам конфликтных личностей;
определить, как личностные характеристики могут повлиять на развитие конфликта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Методология изучения конфликта
Понятие конфликта…………………………………………………….4
Типы конфликтов………………………………………………………10
Глава 2. Роль личности в конфликте
Стратегии поведения личности в конфликте………………………...17
Типы конфликтных личностей………………………………………..25
Влияние личностных характеристик на развитие конфликта………28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Коноплева 3 последний.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный университет

                                     Философский факультет

                                    Кафедра конфликтологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модели поведения личности в конфликте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Курсовая работа студента

                                                                        3 курса дневного отделения

                                                           Коноплевой Виктории Владимировны

                                                                         Научный руководитель:

                                                       Доцент, к.п.н. Пинкевич Анна Георгиевна

 

 

Санкт-Петербург 2010 г.  

 Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Методология изучения конфликта

    1. Понятие конфликта…………………………………………………….4
    2. Типы конфликтов………………………………………………………10

Глава 2. Роль личности в конфликте

    1. Стратегии поведения личности в конфликте………………………...17
    2. Типы конфликтных личностей………………………………………..25
    3. Влияние личностных характеристик на развитие конфликта………28

Заключение……………………………………………………………………36

Список используемой литературы…………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Сегодня конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живем в конфликтном мире и в конфликтном обществе. Различия между людьми в их интересах,  взглядах на жизнь, привычках, разное положение их в обществе, разные доходы и престиж – все это приводит к конфликтам. Проблема конфликта является злободневной, проводится множество исследований конфликтов.

   В современном обществе каждый человек должен иметь определенные теоретические знания по конфликтологии и знать определенные правила поведения  в конфликтных ситуациях. Это поможет ему более эффективно решать свои проблемы дома, на работе и т.д.

   Предпосылкой  к написанию данной работы  послужил интерес к тому насколько определенные условия и сложившиеся обстоятельства в совокупности с особенностями конкретной личности, а также ее отношениями с оппонентом могут повлиять на развитие конфликта. Почему человек выбирает ту или иную стратегию поведения в конфликте? Или это происходит неосознанно? Какие характеристики личности влияют на уровень ее конфликтности?

   Объектом  исследования является конфликт, предметом – модели поведения личности в конфликте.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: 

  1. рассмотреть различные определения конфликта;
  2. проанализировать возможные его классификации;
  3. описать стратегии поведения личности в конфликте;
  4. указать условия их рационального применения;
  5. уделить внимание основным типам конфликтных личностей;
  6. определить, как личностные характеристики могут повлиять на развитие конфликта.

 

 

Глава 1. Методология изучения конфликтов

    1. Понятие конфликта

   Проблема конфликта возникает вместе с первыми сообществами людей, она имеет многовековую историю. Еще в древние времена такие великие философы и мыслители как Гераклит и Платон пытались объяснить сущность конфликтов и причины их возникновения.

    С развитием человечества и  течением времени воззрения на конфликт менялись. В каждой эпохе представления о конфликте имели свои особенности.

    Китайские ученые древних времен, исследовавшие конфликты, полагали, что их причиной являются противоположность  инь и ян, то есть наличие  положительного и отрицательного в каждом явлении. Древнегреческий философ Гераклит считал, что «источник конфликта в самой сущности мира»1 - в его противоречивой природе, в столкновении противоположностей. Платон негативно относился к конфликтам и войнам, хотя в его теории идеального государства имели место воины, готовые к битвам.

    Из сказанного выше видно, что  люди, жившие еще до нашей эры, задумывались о конфликтах и способах их разрешения. Конфликты возникают независимо от того, как к ним относятся, весь мир полон противоречий.

    В Средние века в понимании конфликтов преобладал религиозный аспект, но были ученые, предпринимавшие попытки абстрагироваться от этого. Например, Николло Макиавелли полагал, что конфликт нормальное состояние общества и считал, что причиной этого состояния является доминирующее у людей стремление к материальным благам и власти. Но если правильно воздействовать на конфликт, что, по мнению Макиавелли, является функцией государства, он может положительно влиять на отношения. Также стоит обратить внимание на идеи философа Френсиса Бэкона о природе конфликта. Он был первым, кто акцентировал внимание на причинах конфликтов внутри страны. Он полагал, что материальные причины являются доминирующим фактором конфликта, а именно: бедность населения. Он выделял и психологические причины конфликтов.

     В Эпоху Нового времени также возникло множество концепций относительно понимания природы конфликта. Одна из них, теория общественного договора Жан-Жака Руссо, согласно которой, развитие общества имеет три этапа. Сначала люди живут в «естественном состоянии», когда они свободны и равны, затем появляется цивилизация и прогресс из-за которых, человек теряет равенство и свободу. Для того чтобы восстановить потерянную гармонию люди заключают общественный договор. Причиной конфликтов Руссо считал, наличие частной собственности и плохую организацию общественной жизни.

    С течением времени конфликтологическая  мысль менялась, рассматривались  различные аспекты такого понятия  как конфликт. В силу особенностей устройства общественной жизни, политического строя, культуры, религии специфика конфликтов менялась, а наука о конфликтах как таковая появилась сравнительно недавно в 20 веке.

    В латинском языке слово конфликт (confliktus) означает столкновение. В русском языке оно употребляется с 19 века. Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта, очень часто конфликт трактуется неоднозначно, но практически везде конфликт понимается как противоречие между индивидами, хотя отождествлять «противоречие» и «конфликт» не следует.

  Противоречия, существующие в обществе, захватывают все сферы его жизни – социальную, политическую, духовную, экономическую. Противоречия могут быть самыми разными: расхождения в интересах и ценностях, целях взаимодействующих людей. Но лишь противоречий недостаточно для конфликта. Они превращаются в конфликт, когда начинается взаимодействие сил, которые являются их носителями, то есть людей, социальных групп и т.д.

   Адам  Смит определял конфликт как «многоуровневое социальное явление, в основе которого лежит разделение общества по классовому признаку, а также экономическое соперничество»2.

   Заметно  повлиял на изучение конфликта  немецкий философ и социолог  Георг Зиммель. Он понимал конфликт как форму взаимодействия между людьми, абсолютно нормальное явление общественной жизни. В его взглядах присутствовало позитивное отношение к конфликту. Он считал, что конфликт способствует социальной интеграции и при конструктивном разрешении укрепляет отношения людей. Полагал, что ни группа, ни общество не могут быть едиными и гармоничными.

  Известный американский социолог Льюис Козер, взгляды которого схожи с взглядами Г. Зиммеля, разработал теорию конфликта, благодаря которой, считается основателем современной западной социологии конфликта. Сутью его теории «позитивного функционального конфликта» является положительное отношение к конфликту и невозможность его отсутствия в обществе и группе. Он полагает, что конфликт является очень важным фактором, способствующим развитию отношений между людьми и общества в целом. Он определяет конфликт как «борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника»3.

   Кеннет  Боулдинг в своей «Общей теории  конфликта» рассматривает конфликт  как «всеобщую категорию, которая  присутствует как в живой, так  и в неживой природе»4. Он исследует общие тенденции, свойственные каждому конфликту: функции, элементы, особенности. Он считает, что без свойств, характерных каждому конфликту, невозможно исследовать какой-либо конкретный конфликт.

  В «Словаре  конфликтолога» конфликт определяется  как «наиболее деструктивный  способ развития и завершения  значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности»5.

  Руткевич  М.Н. дает следующее определение  конфликта: «сознательное столкновение  социальных общностей, он является  проявлением социального противоречия, ступенью его развития и средством разрешения (полного или частичного)»6.

   Вишнякова  Н. Ф. под конфликтом понимает  «возникновение трудноразрешимых  противоречий, столкновение противоположных  интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по  различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями»7.

  Можно  привести еще множество различных  определений конфликта, но важнее  всего сформулировать его общее  понятие. Все конфликты, как правило,  имеют что-то общее, общие элементы, этапы развития, а также основой всех конфликтов являются противоречия между людьми.

  Любой  конфликт является взаимодействием  между людьми, которое выражается  в противоборстве между различными  сторонами. Такими                                                                                                                            сторонами могут быть индивиды, социальные группы, государства.  Также в каждом конфликте есть люди, которые преследуют определенные цели и имеют свои интересы, за которые борются, эта борьба обычно сопровождается негативными эмоциями. Если мы объединим все эти признаки конфликта, то получим следующее определение: «Конфликт – это качество взаимодействия между людьми, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей»8. В этом определении отображены свойства любого конфликта.

  Нужно  помнить о том, что в конфликте  очень важную роль играют противоречия, поэтому иногда конфликт определяют  как предельное обострение противоречий, но не всякие противоречия  являются конфликтом. Например, противоречие между мужчиной и женщиной, между людьми разных национальностей или людьми, слушающими разную музыку очевидно, но конфликтом оно может стать только в определенной ситуации. Есть противоречия, не имеющие к конфликту вообще никакого отношения, например, между человеком и природой. Противоречия могут перерасти в конфликт тогда, когда действия одной стороны, так или иначе, ущемляют другую сторону. И та сторона, чьи интересы ущемлены, окажет ответное воздействие. 

  Задумываясь  о сущности конфликта, можно предположить, что это явление социальное, так как в нем действуют субъекты имеющие сознание, свои интересы и цели. Простого взаимодействия сторон для наличия конфликта недостаточно.

  Существуют  два распространенных подхода  в понимании конфликта. При первом подходе конфликт рассматривается в узком смысле как «частный вид социального взаимодействия, представляющего собой реальное столкновение на почве противоположности преследуемых ценностей и целей»9.

  При  втором подходе конфликт рассматривается более широко как «различные формы открытых действий (столкновений) социальных субъектов и вызвавшие их психологические состояния»10. 

  Итак, конфликтом  считается наиболее острый способ  разрешения возникших противоречий, которые проявляются в процессе  противоборства субъектов конфликта и, как правило, сопровождаются негативными эмоциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Типы конфликтов

   Для конфликтологии, как  и для любой другой науки  не малое значение имеет, то  насколько упорядочены и систематизированы  знания и явления, выступающие объектом изучения, поэтому подробная и четкая классификация конфликтов очень важна.

   Конфликты представляют собой сложное и многогранное явление, классифицировать их можно по разным основаниям. Разделение конфликтов по видам играет большую роль, так как это позволяет лучше ориентироваться в их особенностях и облегчает задачу работы с конфликтом. Существует множество классификаций конфликтов, но мы рассмотрим самые основные.      

   Итак, обычно конфликты классифицируются  по сферам проявления, по степени длительности и напряженности, по количеству субъектов конфликтного взаимодействия, по возможным социальным последствиям, а также по наличию или отсутствию предмета конфликта.

   Во всех сферах жизни общества имеет место такое явление как конфликт. На данном основании чаще всего выделяют этнические, политические, экономические, социальные.

   К этническим конфликтам относят любые столкновения (массовые беспорядки, гражданские войны, сепаратистские выступления), происходящие по линии этнической общности.

   В «Словаре конфликтолога» этнический конфликт определяется как «разновидность межгруппового конфликта, происходящего между отдельными представителями, отдельными социальными группами различных этносов и двумя или несколькими этносами. Нарастание Этнического конфликта сопровождается ростом этнического центризма, усилением интенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов, кристаллизацией националистической идеологии»11.

  В учебнике  «Этнология» этническим конфликтом является «социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства – с другой, выражающаяся в стремлении этнической группы изменить свое положение в отношениях с другими этническими группами и государством»12.

Информация о работе Модели поведения личности в конфликте