Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 16:25, контрольная работа
Личность – саморегулируемая функциональная динамическая система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – одна из базовых категорий психологической науки.
Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивидуума, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Перинатальный уровень
г) трансперсональная область
По мнению С. Гроффа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом – взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно – качественный скачок, когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства. Трансперсональные переживания интерпретируются испытавшими их людьми как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания из жизни предков, из своих воплощений. Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.
Хотя это кажется абсурдным
и невозможным с точки зрения
классической логики, но человеку
свойственна странная
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма не равномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
Первая – мегафакторы, (мега
– очень большой, всеобщий) –
космос, планета, мир, которые в той
или иной мере через другие
группы факторов влияют на
социализацию всех жителей
Вторая – макрофакторы (макро
– большой) – страна, этнос, общество,
государство, которые влияют на
социализацию всех живущих в
определенных странах (это влияние
опосредствованно двумя
Третья – мезафакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.
Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами. Б.Т. Лихачев рассматривает воспитание с различных точек зрения, выделяя три основные концепции:
«воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;
с социально-культурной точки
зрения воспитание
с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение»3.
Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.
Воспитание – процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. (Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, – фундаментальный принцип жизни и культуры.
Воспитание – преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность – нужда в чем-либо, мотив - внутренние силы, которые связаны с потребностью и побуждают к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.
Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а дети после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности идет через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия – совместно – разделенная деятельность. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Эта деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.
Хороший педагог – педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей.
Воспитание диалогично и
анонимно. Воспитание – всегда
взаимоотношение субъект –
Воспитание – прерывно-
Событийность воспитания – то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент, принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно – оно идет на протяжении всей жизни.
Рефлексивность – результат диалогичности. Воспитание происходит в момент, когда внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, когда, например, ребенок говорит "Больше так не буду делать".
Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника – значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует ‘присвоенные’ им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).
Воспитание – это трех
частный процесс включающий
Воспитание – это
целенаправленный процесс, направленный на развитие личности;
диалогическое взаимодействие,
направленное на развитие
введение в культуру, развивающее личность.
Знание закономерностей воспитания – необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.
Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части лекции будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):
Идентификации.
Драматизация.
Осознавание.
Сублимация.
Вытеснение, изгнание образа.
Идентификация:
Механизм идентификации: отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:
а) интериоризация – принятие внутрь себя.
б) самопроекция – выведение наружу, результат – проекция, внешний образ
Этапы идентификации:
идентификация с самим собой,
со своим телом (например, формирование
‘я’ образа у ребенка, желание
смотреться в зеркало с целью
изучения своего внешнего
идентификация с полом ( дети стараются быть похожими на родителей)
идентификация с социальными ролями.
Задачи педагога:
организация воспитывающей среды.
перевод социальной ситуации развития в педагогическую .
Драматизация – внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях – реагирование и переживание.
Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально – окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства – переживание своего отношения. Эмоции – это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация – процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета )
Переживание ведет к созданию нового образа.
Условия создания нового образа:
среда
личность педагога (проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать)
создание напряженной эмоциональной ситуации;
блокирование, задержка реакции педагога ( пример с методом отсроченного воздействия у Макаренко – дает ребенку время самому разобраться в поступках )
Приемы инициирования драматизации:
театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра);
расширение среды (автостоп, организация экскурсий);
групповая деятельность (общественная деятельность) Позиции педагога – внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия – сопереживание другому.
Осознавание – установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово).(Например, проведение в лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т. ч. поступки детей)
Этапы:
выявление;
овладение – присвоение;
управление;
контроль и ответственность за выбор.
Для вербализации необходим диалог
Диалог – это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. Диалог культур, логик, голосов (Курганов). Внутренний диалог – рефлексия – анализ и осмысление своих действий.
Уровни рефлексии:
самопознание;
ты – в отражении других;
приведение в соответствие мнения окружающих о тебе и самомнения, конгруэнтность.
Задача педагога : организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.
Позиции педагога: друг – собеседник; коммуникация строиться как двухсторонний об межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости обращенный, к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя Позиции воспитателя по Роджерсу: