Проблема личности в психологии. Анализ теоретических подходов к изучению личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Личность – саморегулируемая функциональная динамическая система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – одна из базовых категорий психологической науки.
Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивидуума, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 Перинатальный уровень бессознательного  представляет собой многогранное  и богатое вместилище эмоциональных  состояний, телесных ощущений и  мощной энергии. По-видимому, он функционирует  как универсальная и относительно недифференцированная потенциальная матрица для развития большинства форм психопатологии. В той мере, в какой перинатальные матрицы отражают действительную травму рождения, можно ожидать существенного варьирования общего объема негативных элементов в разных случаях. Конечно же, есть разница между стремительными родами в лифте или такси по пути в родильный дом и родами продолжительностью в пятьдесят часов с применением щипцов и других экстренных мер.

 г) трансперсональная область 

 По мнению С. Гроффа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом – взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно – качественный скачок, когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства. Трансперсональные переживания интерпретируются испытавшими их людьми как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания из жизни предков, из своих воплощений. Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

 Хотя это кажется абсурдным  и невозможным с точки зрения  классической логики, но человеку  свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей  можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Эмоциональные, психосоматические и межличностные проблемы могут быть связаны с любым уровнем бессознательного (биографическим, перинатальным, трансперсональным), а иногда коренятся во всех. Главная отличительная черта подхода – модель души, в которой признаются значимость духовного и космического измерения и возможностей эволюции сознания, а также готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта. Используются, в частности, понятия бессознательного коллективного, сверхсознания и пр. В психотических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития. Особые переживания, возникающие в измененных состояниях сознания, позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с духовным и космическим измерениями.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены.  О тех факторах, которые исследовались, знания весьма не равномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

 Первая – мегафакторы, (мега  – очень большой, всеобщий) –  космос, планета, мир, которые в той  или иной мере через другие  группы факторов влияют на  социализацию всех жителей Земли.

 Вторая – макрофакторы (макро  – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на  социализацию всех живущих в  определенных странах (это влияние  опосредствованно двумя другими  группами факторов)

 Третья – мезафакторы (мезо  – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.  К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

 

2.Воспитание как педагогический процесс. Цели, принципы и методы воспитания. Роль воспитания в организации деятельности подразделений ГПС.

 

Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами. Б.Т.  Лихачев рассматривает воспитание с различных точек зрения, выделяя три основные концепции:

 «воспитание – необходимая  и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;

 с социально-культурной точки  зрения воспитание представляет  собой «объективный социальный  механизм передачи между поколениями  жизненно важного опыта»;

 с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение»3.

Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.

Воспитание – процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. (Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, – фундаментальный принцип жизни и культуры.

 Воспитание – преобразование  потребностей. Существует диалектическая  связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность – нужда в чем-либо, мотив - внутренние силы, которые связаны с потребностью и побуждают к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.

 

Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а дети после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности идет через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия – совместно – разделенная деятельность. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Эта деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.

Хороший педагог – педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей.

 Воспитание диалогично и  анонимно. Воспитание – всегда  взаимоотношение субъект – объект. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием).

 Воспитание – прерывно-непрерывная  деятельность.

Событийность воспитания – то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент, принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно – оно идет на протяжении всей жизни.

 Рефлексивность – результат  диалогичности. Воспитание происходит  в момент, когда внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, когда, например, ребенок говорит "Больше так не буду делать".

 Воспитание всегда связано  с культурной средой, но не  напрямую, а через посредника  – значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует ‘присвоенные’ им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).

 Воспитание – это трех  частный процесс включающий разработку  культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии.

 

Воспитание – это

 целенаправленный процесс, направленный  на развитие личности;

 диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности;

 введение в культуру, развивающее  личность.

Знание закономерностей воспитания – необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.

Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части лекции будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):

 Идентификации.

 Драматизация.

 Осознавание.

 Сублимация.

 Вытеснение, изгнание образа.

Идентификация:

Механизм идентификации: отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:

а) интериоризация – принятие внутрь себя.

б) самопроекция – выведение наружу, результат – проекция, внешний образ

Этапы идентификации:

 идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование  ‘я’ образа у ребенка, желание  смотреться в зеркало с целью  изучения своего внешнего облика)

 идентификация с полом ( дети  стараются быть похожими на родителей)

 идентификация с социальными  ролями.

 Задачи педагога:

 организация воспитывающей  среды.

 перевод социальной ситуации  развития в педагогическую .

 Драматизация – внутренняя  переработка образов. Осуществляется  на двух уровнях – реагирование и переживание.

Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально – окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства – переживание своего отношения. Эмоции – это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация – процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета )

Переживание ведет к созданию нового образа.

Условия создания нового образа:

среда

личность педагога (проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать)

создание напряженной эмоциональной ситуации;

блокирование, задержка реакции педагога ( пример с методом отсроченного воздействия у Макаренко – дает ребенку время самому разобраться в поступках )

Приемы инициирования драматизации:

театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра);

расширение среды (автостоп, организация экскурсий);

групповая деятельность (общественная деятельность) Позиции педагога – внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия – сопереживание другому.

Осознавание – установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово).(Например, проведение в лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т. ч. поступки детей)

Этапы:

выявление;

овладение – присвоение;

управление;

контроль и ответственность за выбор.

Для вербализации необходим диалог

Диалог – это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. Диалог культур, логик, голосов (Курганов). Внутренний диалог – рефлексия – анализ и осмысление своих действий.

Уровни рефлексии:

самопознание;

ты – в отражении других;

приведение в соответствие мнения окружающих о тебе и самомнения, конгруэнтность.

Задача педагога : организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.

Позиции педагога: друг – собеседник; коммуникация строиться как двухсторонний об межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости обращенный, к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя Позиции воспитателя по Роджерсу:

Информация о работе Проблема личности в психологии. Анализ теоретических подходов к изучению личности