Проблема личности в психологии. Анализ теоретических подходов к изучению личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Личность – саморегулируемая функциональная динамическая система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – одна из базовых категорий психологической науки.
Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивидуума, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Эмпатическое понимание;

Открытость личному опыту;

Доверие к возможностям, способностям воспитанника;

Искренность в выражении своих чувств.

Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).

Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.

Позиция педагога: понимание, наблюдение оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).

Вытеснение, изгнание образа осуществляется на трех уровнях

недопускание к осознанию, блокировка образа;

осознание и логичное принятие решения о его вытеснении;

аннулирование действия (через изоляцию считаем это неважным).

 Виды аннулирования:

запрет;

запрет коллектива;

 табу;

ритуал;

 прощение с последующим забвением.

Позиция педагога: сопричастность, обращенная к ценностям, психотерапия.

Задачи педагога: переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.

 Выделяют следующие механизмы  социализации:

а) самоограничения (если человеку кажется, что его достижения менее значительны, самоуважение понижается, даже прекращает деятельность)

Задача педагога: взаимопонимание, осознание ребенком, вера в успех, + подкрепление, такт.

б) интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).

Рационализация – изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача – отсюда и агрессивность, раздражение.

Виды рационализации – дискредитация цели, самодискредитация и самообман – при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора).

Задачи педагога:

включение в разнообразную деятельность (где-то будет успех)

Рефлексия совместная (поиск истины);

Знать механизмы и использовать эти знания при организации деятельности

 Понимание механизмов воспитания  необходимо каждому педагогу  для своей деятельности при  организации педагогического процесса 

Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. Можно выделить различные формы воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на:

 индивидуальные;

 микрогрупповые;

 групповые (коллективные);

 массовые.

Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. При возрастании количества воспитуемых качество воспитания снижается.

Методы воспитания  – это конкретные способы формирования чувств, поведения в процессе решения педагогических задач в совместной деятельности воспитуемых с воспитателями. Это способ управления деятельностью, в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности. Методы воспитания:

убеждение;

упражнения;

предъявление воспитаннику социально-культурной нормы

отношения и поведения;

воспитывающие ситуации;

стимулирование деятельности и поведения.

В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы.

Распространенной остаётся классификация организационных форм воспитания:

 массовые формы;

 кружковая – групповая;

 индивидуальная.

Наиболее известна классификация по направлениям воспитательной работы: умственное, нравственное, этическое, эстетическое, трудовое, физическое.

 

3.Учет особенностей личности в деятельности сотрудников ГПС МЧС России (на примере своего подразделения).

 

Индивидуальная воспитательная работа это система целенаправленного воздействия со стороны руководителей и общественных объединений на конкретную личность.

Компонентами, способствующие организации индивидуальной воспитательной работы, являются:

Подбор воспитателей, их правильная расстановка, определение функций;

Планирование индивидуальной воспитательной работы;

Обучение лиц, занимающихся индивидуальной воспитательной работой;

Учет индивидуальной воспитательной работы;

Контроль за состоянием и действительностью индивидуальной воспитательной работы;

Изучение, обобщение и распространение положительного опыта проведения индивидуальной воспитательной работы4.

Процесс воспитательного воздействия на личность отдельного сотрудника зависит не только от самого воспитателя, но и от лица, которое воспринимает данное воздействие, не только от характера воспитательных мер, но и от отношения к ним воспитуемого.

Многогранность и сложность этой работы связана с тем, что она проводится с людьми развитыми, грамотными, имеющими разносторонние интересы, наделенными индивидуальными чертами и особенностями.

Поэтому требуется творческий подход к применению различных педагогических средств и методов воспитательного воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Следовательно, важным источником качественного совершенствования воспитания сотрудников является усиление индивидуальной работы с ними и ее, основы - дифференцированного подхода.

Индивидуальная воспитательная работа должна отвечать следующим требованиям:

охватывать всех сотрудников;

проводиться систематически;

осуществляется в тесной связи с конкретными задачами;

базироваться на рекомендации психологии и педагогики;

проводиться с учетом особенностей каждого сотрудника его профессионального и культурного уровня5.

Индивидуальный подход - это основной принцип воспитания. Он требует от воспитателя организации педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности каждого сотрудника, и вместе с тем его реализация предполагает подчинение всей воспитательной работы общим задачам. Наконец, индивидуальный подход немыслим без учета условий и соответствующей организации быта и службы воспитуемого. Таким образом, знание индивидуальных особенностей сотрудника, конкретная постановка задач воспитательной работы с ним, создание соответствующих воспитательных условий - все это обеспечивает реализацию требований принципа индивидуального подхода.

Совершенно очевидно, что индивидуальный подход в воспитании личного состава несовместим с "валовым подходом". Умелые воспитатели берут под особый контроль поведение человека, способного допустить нарушение дисциплины, занимаются с ним конкретно, а не вообще, анализируют его поступки, выявляя их мотивы. Надо твердо знать, как именно следует воздействовать на таких сотрудников. К каждому из них с общей меркой не подойдешь.

Недисциплинированное поведение - в зависимости того, какого рода требования преимущественно нарушаются работником, бывает трех разновидностей:

а) склонность к пререканиям (в том числе бестактность, грубость);

б) склонность к неисполнительности (недостаточное усердие в выполнении обязанностей, стремление создать видимость выполнения порученного дела);

в) склонность к самочинным действиям (приводящая к нарушению уставных требований, чрезвычайным происшествиям).

Эти склонности могут выступать в различных комбинациях при психологических срывах, вызванных, например, отрицательными эмоциональными перегрузками.

Причинами недисциплинированного поведения часто бывают:

недостатки прежнего воспитания, недостаточно высокий уровень интеллекта;

состояние здоровья, психологическая неустойчивость;

неурядицы в семье;

негативное влияние друзей, товарищей, знакомых;

пристрастие к спиртным напиткам;

разочарование в профессии, когда романтические представления о ней сталкиваются с повседневной реальностью;

неправильное использование начальниками дисциплинарной практики (скупость на заслуженную похвалу, щедрость на взыскания, необдуманное чередование поощрений и наказаний);

отсутствие перспективности (в службе, учебе, повышении квалификации, классности и т. п.)6.

Таким образом, выбор методов, средств и форм, которые именно в отношении данного подчиненного могут дать наибольший эффект, требует:

Всестороннего анализа поступков (внешне одинаковые действия вызываются различными мотивами);

"Новизны" педагогического средства (в результате применения однотипных  средств воздействия постепенно  исчезает острота их восприятия и между подчиненным и руководителем возникает психологический барьер);

Учета того, что одни и те же приемы на каждого подчиненного действуют по-разному. К примеру, сангвиники к наложенному взысканию относится болезненно, но быстро успокаиваются, до флегматика примененная мера порой "не доходит"; холерика наложенное без достаточного такта взыскание может толкнуть на путь пререканий; меланхолику, внутренне переживающему свой проступок, зачастую достаточно и порицания.

Индивидуальная воспитательная работа проводится со следующими категориями сотрудников:

Руководством УГПС с начальниками отделов, служб, аппаратов и руководителями подразделений;

Руководителями органов и подразделений с заместителями, а также с любым сотрудником по собственному желанию;

Заместители начальников среди руководителей, курируемых им подразделений и служб;

Непосредственно с подчиненными.

В процессе индивидуальной воспитательной работы особое внимание необходимо уделять:

Лицам, вновь пришедшим на службу в ГПС;

Молодым специалистам, сотрудникам;

Сотрудникам, имеющие низкие показатели в оперативно-служебной деятельности;

Допускающим нарушения служебной дисциплины и нарушения по службе;

Неправильно ведущих себя в быту;

Сотрудникам, которые подвергаются отрицательным воздействиям.

В планах должны найти отражение (1 раз в месяц):

а) изучение индивидуальных особенностей личности подчиненных с целью определения форм и методов воспитательного воздействия;

б) развитие служебной активности подчиненных, повышение профессионального мастерства;

в) общеобразовательный уровень;

г) укрепление служебной дисциплины;

д) посещение семьи, знание проведения личного времени сотрудника;

е) работа с семьями сотрудников;

ж) улучшение социально-бытовых условий. 

Список литературы

 

 

 

  1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М.: Социология, 1999. – 500 с.
  2. Добренков В.И. – Социология. – М.: Наука, 2002. – 480 с.
  3. Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Организация работы с кадрами государственной противопожарной службы" / под ред. Медведевой И.В.- Иркутск: ИВШ МВД России, 1997.- 26 с.
  4. Пидкасистый П.И. Педагогическая психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 400 с.
  5. Реан А.А. Социально педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 386 с.
  6. Столяренко А.М. Индивидуальная работа с личным составом и роль руководителя в её организации и проведении. - М.: Воениздат, 1987. – 184 с.

1 Пидкасистый П.И. Педагогическая психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С.48.

2 Реан А.А. Социально педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – С.103.

3 Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М.: Социология, 1999. – С.374.

4 Столяренко А.М. Индивидуальная работа с личным составом и роль руководителя в её организации и проведении. - М.: Воениздат, 1987. – С.84.

5 Там же.

6 Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Организация работы с кадрами государственной противопожарной службы" / под ред. Медведевой И.В.- Иркутск: ИВШ МВД России, 1997.- С.17.


Информация о работе Проблема личности в психологии. Анализ теоретических подходов к изучению личности