Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 16:25, контрольная работа
Личность – саморегулируемая функциональная динамическая система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – одна из базовых категорий психологической науки.
Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивидуума, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Эмпатическое понимание;
Открытость личному опыту;
Доверие к возможностям, способностям воспитанника;
Искренность в выражении своих чувств.
Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).
Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.
Позиция педагога: понимание, наблюдение оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).
Вытеснение, изгнание образа осуществляется на трех уровнях
недопускание к осознанию, блокировка образа;
осознание и логичное принятие решения о его вытеснении;
аннулирование действия (через изоляцию считаем это неважным).
Виды аннулирования:
запрет;
запрет коллектива;
табу;
ритуал;
прощение с последующим
Позиция педагога: сопричастность, обращенная к ценностям, психотерапия.
Задачи педагога: переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.
Выделяют следующие механизмы социализации:
а) самоограничения (если человеку кажется, что его достижения менее значительны, самоуважение понижается, даже прекращает деятельность)
Задача педагога: взаимопонимание, осознание ребенком, вера в успех, + подкрепление, такт.
б) интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).
Рационализация – изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача – отсюда и агрессивность, раздражение.
Виды рационализации – дискредитация цели, самодискредитация и самообман – при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора).
Задачи педагога:
включение в разнообразную деятельность (где-то будет успех)
Рефлексия совместная (поиск истины);
Знать механизмы и использовать эти знания при организации деятельности
Понимание механизмов
Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. Можно выделить различные формы воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на:
индивидуальные;
микрогрупповые;
групповые (коллективные);
массовые.
Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. При возрастании количества воспитуемых качество воспитания снижается.
Методы воспитания – это конкретные способы формирования чувств, поведения в процессе решения педагогических задач в совместной деятельности воспитуемых с воспитателями. Это способ управления деятельностью, в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности. Методы воспитания:
убеждение;
упражнения;
предъявление воспитаннику социально-культурной нормы
отношения и поведения;
воспитывающие ситуации;
стимулирование деятельности и поведения.
В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы.
Распространенной остаётся классификация организационных форм воспитания:
массовые формы;
кружковая – групповая;
индивидуальная.
Наиболее известна классификация по направлениям воспитательной работы: умственное, нравственное, этическое, эстетическое, трудовое, физическое.
Индивидуальная воспитательная работа это система целенаправленного воздействия со стороны руководителей и общественных объединений на конкретную личность.
Компонентами, способствующие организации индивидуальной воспитательной работы, являются:
Подбор воспитателей, их правильная расстановка, определение функций;
Планирование индивидуальной воспитательной работы;
Обучение лиц, занимающихся индивидуальной воспитательной работой;
Учет индивидуальной воспитательной работы;
Контроль за состоянием и действительностью индивидуальной воспитательной работы;
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта проведения индивидуальной воспитательной работы4.
Процесс воспитательного воздействия на личность отдельного сотрудника зависит не только от самого воспитателя, но и от лица, которое воспринимает данное воздействие, не только от характера воспитательных мер, но и от отношения к ним воспитуемого.
Многогранность и сложность этой работы связана с тем, что она проводится с людьми развитыми, грамотными, имеющими разносторонние интересы, наделенными индивидуальными чертами и особенностями.
Поэтому требуется творческий подход к применению различных педагогических средств и методов воспитательного воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Следовательно, важным источником качественного совершенствования воспитания сотрудников является усиление индивидуальной работы с ними и ее, основы - дифференцированного подхода.
Индивидуальная воспитательная работа должна отвечать следующим требованиям:
охватывать всех сотрудников;
проводиться систематически;
осуществляется в тесной связи с конкретными задачами;
базироваться на рекомендации психологии и педагогики;
проводиться с учетом особенностей каждого сотрудника его профессионального и культурного уровня5.
Индивидуальный подход - это основной принцип воспитания. Он требует от воспитателя организации педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности каждого сотрудника, и вместе с тем его реализация предполагает подчинение всей воспитательной работы общим задачам. Наконец, индивидуальный подход немыслим без учета условий и соответствующей организации быта и службы воспитуемого. Таким образом, знание индивидуальных особенностей сотрудника, конкретная постановка задач воспитательной работы с ним, создание соответствующих воспитательных условий - все это обеспечивает реализацию требований принципа индивидуального подхода.
Совершенно очевидно, что индивидуальный подход в воспитании личного состава несовместим с "валовым подходом". Умелые воспитатели берут под особый контроль поведение человека, способного допустить нарушение дисциплины, занимаются с ним конкретно, а не вообще, анализируют его поступки, выявляя их мотивы. Надо твердо знать, как именно следует воздействовать на таких сотрудников. К каждому из них с общей меркой не подойдешь.
Недисциплинированное поведение - в зависимости того, какого рода требования преимущественно нарушаются работником, бывает трех разновидностей:
а) склонность к пререканиям (в том числе бестактность, грубость);
б) склонность к неисполнительности (недостаточное усердие в выполнении обязанностей, стремление создать видимость выполнения порученного дела);
в) склонность к самочинным действиям (приводящая к нарушению уставных требований, чрезвычайным происшествиям).
Эти склонности могут выступать в различных комбинациях при психологических срывах, вызванных, например, отрицательными эмоциональными перегрузками.
Причинами недисциплинированного поведения часто бывают:
недостатки прежнего воспитания, недостаточно высокий уровень интеллекта;
состояние здоровья, психологическая неустойчивость;
неурядицы в семье;
негативное влияние друзей, товарищей, знакомых;
пристрастие к спиртным напиткам;
разочарование в профессии, когда романтические представления о ней сталкиваются с повседневной реальностью;
неправильное использование начальниками дисциплинарной практики (скупость на заслуженную похвалу, щедрость на взыскания, необдуманное чередование поощрений и наказаний);
отсутствие перспективности (в службе, учебе, повышении квалификации, классности и т. п.)6.
Таким образом, выбор методов, средств и форм, которые именно в отношении данного подчиненного могут дать наибольший эффект, требует:
Всестороннего анализа поступков (внешне одинаковые действия вызываются различными мотивами);
"Новизны" педагогического средства
(в результате применения
Учета того, что одни и те же приемы на каждого подчиненного действуют по-разному. К примеру, сангвиники к наложенному взысканию относится болезненно, но быстро успокаиваются, до флегматика примененная мера порой "не доходит"; холерика наложенное без достаточного такта взыскание может толкнуть на путь пререканий; меланхолику, внутренне переживающему свой проступок, зачастую достаточно и порицания.
Индивидуальная воспитательная работа проводится со следующими категориями сотрудников:
Руководством УГПС с начальниками отделов, служб, аппаратов и руководителями подразделений;
Руководителями органов и подразделений с заместителями, а также с любым сотрудником по собственному желанию;
Заместители начальников среди руководителей, курируемых им подразделений и служб;
Непосредственно с подчиненными.
В процессе индивидуальной воспитательной работы особое внимание необходимо уделять:
Лицам, вновь пришедшим на службу в ГПС;
Молодым специалистам, сотрудникам;
Сотрудникам, имеющие низкие показатели в оперативно-служебной деятельности;
Допускающим нарушения служебной дисциплины и нарушения по службе;
Неправильно ведущих себя в быту;
Сотрудникам, которые подвергаются отрицательным воздействиям.
В планах должны найти отражение (1 раз в месяц):
а) изучение индивидуальных особенностей личности подчиненных с целью определения форм и методов воспитательного воздействия;
б) развитие служебной активности подчиненных, повышение профессионального мастерства;
в) общеобразовательный уровень;
г) укрепление служебной дисциплины;
д) посещение семьи, знание проведения личного времени сотрудника;
е) работа с семьями сотрудников;
ж) улучшение социально-бытовых условий.
1 Пидкасистый П.И. Педагогическая психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С.48.
2 Реан А.А. Социально педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – С.103.
3 Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М.: Социология, 1999. – С.374.
4 Столяренко А.М. Индивидуальная работа с личным составом и роль руководителя в её организации и проведении. - М.: Воениздат, 1987. – С.84.
5 Там же.
6 Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Организация работы с кадрами государственной противопожарной службы" / под ред. Медведевой И.В.- Иркутск: ИВШ МВД России, 1997.- С.17.