Психологическая сущность внимания и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования в данной курсовой работе – изучить сущность, виды, свойства внимания и охарактеризовать особенности развития внимания в детском возрасте.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность внимания как познавательного процесса;
- рассмотреть виды внимания и охарактеризовать их;
- изучить свойства внимания и особенности их проявления и влияния на психическое и интеллектуальное развитие;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1 Характеристика внимания как познавательного процесса 5
1.1 Понятие внимания, его критерии и функции 5
1.2 Теории и физиологические основы внимания 6
1.3 Виды внимания 8
2 Свойства внимания 12
2.1 Свойства внимания и их развитие 18
2.2 Особенности внимания ребенка младенческого возраста 14
2.3 Развитие внимания в раннем детстве 16
Заключение 18
Глоссарий 20
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Курсовая общая психология.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Психологическая сущность внимания и его свойства

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

 

Введение 3

Основная часть 5

1 Характеристика внимания как познавательного процесса 5

1.1 Понятие  внимания, его критерии и функции 5

1.2 Теории и физиологические основы внимания 6

1.3 Виды внимания 8

2 Свойства внимания  12

2.1 Свойства внимания и их развитие 18

2.2 Особенности внимания ребенка  младенческого возраста 14

2.3 Развитие внимания в раннем  детстве 16

Заключение   18

Глоссарий 20

Список использованных источников 22

Приложения 23

Введение

 

На протяжении всего развития от рождения до 7-ми лет внимание ребенка привлекают объекты, включенные в общение со взрослым. Становление общения между взрослым и ребенком - решающее условие развития внимания ребенка. На первом году жизни взрослый открывает перед ребенком мир окружающих предметов, организует предметную среду, в которой живет ребенок. Ее окружают определенные игрушки, звуки, бытовые предметы.

Взрослый подносит их ближе к ребенку, дает их подержать, показывает интересные свойства: погремушка тарахтит, когда его потрясти; тарелочка начинает звенеть, если ударить по ней ложкой. Все предметы, которые опосредствуют общения взрослого с ребенком, вызывают у нее непроизвольное внимание, в рамках которой формируются устойчивость, распределение, переключение. Вместе взрослый предохраняет ребенка от чрезмерно сильных раздражителей: громких звуков, слишком яркого света.

С развитием предметной деятельности ребенка она самостоятельно и вместе с взрослым действует с различными предметами, направляя свое внимание на них. Задача взрослого - обеспечить пространство для действий ребенка, обогатить окружающую предметную среду, заботясь при этом о безопасности жизни ребенка.

Объект исследования в данной курсовой работе – внимание как один из познавательных процессов.

Предметом исследования является сущность, виды и свойства внимания.

Цель исследования в данной курсовой работе – изучить сущность, виды, свойства внимания и охарактеризовать особенности развития внимания в детском возрасте.

Задачи исследования:

- рассмотреть сущность внимания как познавательного процесса;

- рассмотреть виды внимания и охарактеризовать их;

- изучить свойства внимания и особенности их проявления и влияния на психическое и интеллектуальное развитие;

- рассмотреть особенности развития  внимания в младенческом возрасте;

- рассмотреть особенности развития и проявления внимания в раннем детстве;

- рассмотреть особенности развития  внимания в дошкольном возрасте.

Основная часть

1 Характеристика внимания как познавательного процесса

 

1.1 Понятие  внимания, его критерии и функции

 

На человека одновременно влияет большое количество раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые оказываются наиболее значимыми для личности. Выборочный, направленный характер психической деятельности составляет сущность внимания.

В отличие от познавательных процессов внимание своего особого смысла не имеет. Она проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, обсуждаем что-то, запоминаем. Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира, так и на собственно внутренней жизни.

Внимание - это особая форма психической деятельности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для личности предметах, явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях.

Внимание - это аспект любой психической деятельности. Некоторые исследователи относят внимание к избирательной активности личности, которая является необходимым условием успешного приобретения знаний.

Можно выделить критерии внимания, которые касаются практически всех аспектов психической деятельности, от внешних реакций к субъективным впечатлениям:

- внешние реакции;

- повышение продуктивности познавательной  деятельности;

- избирательность информации;

- качество и выразительность  содержания сознания.

Внимание  человека  проявляется в моторных, вегетативных внешних реакциях, обеспечивающих условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика, задержка дыхания и т.д.

Эффективность перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного действия повышается в случае "внимательного" действия.

Важной закономерностью внимания является ее избирательность, которая проявляется в том, что человек, сосредотачиваясь на одном, не замечаетдругой. Такой субъективный критерий как ясность и отчетливость содержания сознания, находящиеся в поле внимания, было выдвинуто в рамках психологии сознания. Все поле сознания разделяют на фокальную сферу и периферию. Единицы фокальной области сознания представляются устойчивыми, яркими, а смыслы его периферии четко не разрозненные и сливаются в пульсирующее облако неопределенной формы. Такая структура сознания возможна не только во время восприятия объектов, но и в воспоминаниях и размышлениях.

Внимание обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания и не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и выполняет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и собственном организме.

Так, функциями внимания являются:

- активизация необходимых и  торможение ненужных в данный  момент психологических и физиологических  процессов;

- содействие организованному и целенаправленному отбору информации, поступающей в организм соответственно к его актуальным потребностям;

- обеспечение избирательной и  длительной сосредоточенности психической  активности на одном и том  же объекте или виде деятельности.

 

1.2 Теории и физиологические основы внимания

 

Психологи и физиологи издавна пытались выяснить те механизмы, которые определяют избирательность процессов возбуждения, которые и лежат в основе внимания. Однако эти попытки часто имели описательный характер, и физиологические основы внимания глубоко не изучались.

Наиболее известные подходы к пониманию природы внимания объединяют в следующие группы:

1. Внимание как результат двигательного  приспособления (Р. Декарт, Т. Рибо, Д. Болдуин). Сторонники данного подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений.

2. Внимание как результат ограниченности  объема сознания (И. Гербарт, В. Гамильтон).Не  объясняя, что именно понимается под объемом сознания, ученые считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции (Дж. Милль). Данная теория получила наибольшее признание в английском ассоциативной психологии. Она базировалась на утверждении зависимости внимания от эмоциональной окраски представления.

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного  опыта индивида.

5. Внимание как особая активность  духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой неизвестно и др.

Несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. До сих пор продолжаются дискуссии относительно природы внимания.

Внимание, как показали исследования, детерминируется соотношением возбуждений в коре больших полушарий головного мозга, обусловленных раздражителями, которые влияют на органы чувств организма, а также внутренними установками и психическими состояниями. Идеи И. П. Павлова о ориентировочно-рефлекторную деятельность организма, позже углубленные нейрофизиологическими исследованиями, раскрывающими физиологическое основание внимания.

Итак, физиологическим основой внимания является возбуждение, возникающее в коре больших полушарий головного мозга под влиянием раздражений, которые на нас действуют. Это взаимодействие происходит на основе установленного И. П. Павловым закон индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, которые возникают в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках коры. Если человек сосредоточила внимание на каком-то предмете, то это означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры больших полушарий головного мозга, остальные участков коры оказалась заторможенной, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме данного предмета.

Значительный вклад в выяснение физиологического основания внимания сделал А. Ухтомский своим учением о доминанте.

Среди многих возбуждений, возникающих одновременно в коре головного мозга, одно является доминирующим. Оно и является физиологическим обоснованием сознательных процессов, внимания. Другие возбуждения при этом тормозятся.

Доминанта - это господствующий участок, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников.

Заторможенные, относительно слабые возбуждения (по сравнению с доминирующими) А. А. Ухтомский называл субдоминантными.

Между доминантой и субдоминанты идет постоянная борьба. Доминантное возбуждение остается, пока какая-то субдоминанта не окажется большей интенсивности, чем сила доминанты. Тогда субдоминанта становится доминантой, а доминанта - субдоминантой.

 

1.3 Виды внимания

 

В психологии различают разные виды внимания, которые тесно связаны между собой и при определенных условиях переходят друг в друга (Приложение А).

Разделение внимания на внешнее и внутреннее конечно, условно, но эти формы проявления внимания имеют свои особенности, на которые нужно учитывать, организуя и руководя учебной, трудовой и спортивной деятельности человека.

Внешнее (сенсорное) внимание ведущую роль в наблюдении за предметами и явлениями окружающей действительности, проявляется в активной установке, в направлении органов чувств на объект восприятия.

Внешнее внимание ярко проявляется в своеобразных движениях глаз головы, выражении лица, в мимических и пантомимических выражениях и движениях человека.

Сосредоточение на предметах и явлениях действительности способствует повышению чувствительности, т.е. сенсибилизации органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, а также состояний организма и его органов.

Внутреннее (интеллектуальное) внимание направлено на собственные мысли, переживания.

В зависимости от волевой регуляции внимание делится на непроизвольное, произвольное и после произвольное.

Довольно часто человеку бывает сложно заставить себя быть внимательным к чему-либо. Бывает и так, что существуют предметы и явления, которые якобы привлекают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. Так, в одном случае необходимо заставить себя быть внимательным, а в другом - предмет «сам» обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д. Фактически здесь речь идет о двух различных видах внимания - произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание в своеобразных формах свойственно и животным. Произвольное внимание - специфически человеческая форма внимания, которая исторически возникла в трудовой деятельности.

Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, непредсказуемо, не требует волевых усилий.

Непроизвольное внимание возникает при условии, что сила воздействия посторонних раздражителей превышает силу воздействия осознаваемых действующих возбуждений, когда субдоминантных возбуждения при определенных обстоятельствах становятся более интенсивными, чем те, которые действуют в данный момент. Возбудителями непроизвольного внимания могут быть не только внешние предметы, обстоятельства, а внутренние потребности, эмоциональные состояния, наши стремления - все то, что почему-то волнует нас.

Непроизвольное внимание является кратковременным, но при определенных условиях в зависимости от силы воздействия посторонних раздражителей, которые влияют на нас, оно может возникать довольно часто, мешая основной деятельности.

Особенности раздражителей, вызывающих непроизвольное внимание:

Информация о работе Психологическая сущность внимания и его свойства