Психологическая сущность внимания и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования в данной курсовой работе – изучить сущность, виды, свойства внимания и охарактеризовать особенности развития внимания в детском возрасте.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность внимания как познавательного процесса;
- рассмотреть виды внимания и охарактеризовать их;
- изучить свойства внимания и особенности их проявления и влияния на психическое и интеллектуальное развитие;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1 Характеристика внимания как познавательного процесса 5
1.1 Понятие внимания, его критерии и функции 5
1.2 Теории и физиологические основы внимания 6
1.3 Виды внимания 8
2 Свойства внимания 12
2.1 Свойства внимания и их развитие 18
2.2 Особенности внимания ребенка младенческого возраста 14
2.3 Развитие внимания в раннем детстве 16
Заключение 18
Глоссарий 20
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Курсовая общая психология.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 Сила и внезапность;

- Новизна, необычность;

- Контрастность и подвижность  объектов

Произвольное внимание - это сознательно направленное сосредоточения личности на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности.

Основным компонентом произвольного внимания является воля. Характерными особенностями произвольного внимания является целеустремленность, организованность деятельности, осознание последовательности действий, дисциплинированность умственной деятельности, способность преодолевать посторонние отвлечения.

Основными возбудителями произвольного внимания является осознаваемые потребности и обязанности, интересы человека, цель, средства и благоприятные условия деятельности. Чем более отдаленной является цель и сложными условия деятельности и способы ее достижения, тем меньше привлекает человека сама деятельность и требует большего напряжения сознания и воли, а значит, и произвольного внимания.

Послепроизвольное внимание наступает в результате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях в процессе произвольного внимания, не требует волевых усилий, но является интенсивным.

Преодолевая трудности при произвольном сосредоточении, человек привыкает к ним, сама произвольность обусловливает появление определенного интереса, а порой и захватывает ее исполнителя, и внимание приобретает черты самопроизвольного сосредоточения.

Поэтому послепроизвольное внимание называют еще и вторичным невольным вниманием. В нем напряжения воли ослабевает, а интенсивность внимания не уменьшается, оставаясь на уровне произвольного внимания.

В учебной деятельности очень важным является функционирование именно послепроизвольного внимания.

 

 

 

 

2 Свойства внимания

 

2.1 Свойства внимания и их развитие

 

Внимание - это динамическая сторона протекания познавательных процессов. Она не имеет собственного содержания, а также продукта, но имеет специфические свойства.

В отличие от указанных выше особенностей внимания человек способен проявлять негативные его свойства.

Так, отвлечение внимания не следует путать с ее переключением, поскольку последнее - это преднамеренное перенос внимания с одного предмета на другой, если этого требует деятельность.

Отвлечение (рассеянность) - это перепрыгивание от одного внешнего объекта к другому. Внимание человека при минимальной волевой регуляции подчиняется внешним обстоятельствам.

Рассеянность может быть истинной и мнимой.

Истинная рассеянность проявляется в значительном отвлечении, слабой интенсивности и слабой сосредоточенности.

Кажущуюся рассеянность часто называют "профессорской". Ее внутренними причинами слишком большая сосредоточенность, слабое переключение и распределение внимания.

Причинами истинной рассеянности могут быть: общее возбуждение нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическая или умственная усталость, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин истинной рассеянности может быть значительное количество полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интересов личности.

Мнимая рассеянность возникает в результате большой сосредоточенности на определенной деятельности, когда человек ничего не замечает вокруг себя.

Наличие двух, противоположных по содержанию видов рассеянности доказывает, что за внешними похожими проявлениями скрытые совершенно разные психологические факторы

Периоды колебаний, как показали исследования Н. Н. Ланге, составляют от 2-3 до 12 секунд.

Человек может проявлять рассредоточенность - отрицательную особенность внимания, обусловленную послаблениями силы концентрации (сосредоточенности). Рассредоточенность внимания возникающая во время интенсивного сосредоточения на чем-то. Но это связано с глубиной сосредоточения, а не с его слабостью и поверхностностью.

Даже при устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряжения. Это - колебания внимания.

Свойства внимания требуют развития. В учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка. В развитии внимания у ребенка существенным является ее интеллектуализация, которая осуществляется в процессе умственного развития ребенка: внимание, которое изначально опирается на чувственный смысл, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ученика. Развитие объема внимания находится в тесной связи с общим умственным развитием школьника.

Развитие устойчивости детского внимания изучали Гетцер, Бейрль, определив особенности увеличение его концентрации.

Рост концентрации внимания Бейрль определял по количеству отвлечений, которым подвергался ребенок в течение 10 минут игры.

Каждый человек должен воспитывать в себе внимательность и наблюдательность как черты личности. Если у человека сформировалась привычка быть внимательным, то внимание становится закрепленной, постоянным свойством, которое называется вниманием. Внимательность - это сложное образование, которое определяется направленностью личности, системой ее ценностных ориентаций. Такие ориентации обусловливают направление внимания человека. Внимательность формируется в деятельности. Так, учебная деятельность формирует устойчивую, способную к распределению и переключению внимания. Внимательный человек отличается наблюдательностью, полнее и точнее воспринимает окружающий мир, учится и работает значительно успешнее, чем рассеянная человек.

 

2.2 Особенности внимания ребенка младенческого возраста

 

С первых дней жизни у ребенка наблюдаются реакции на определенные раздражители. Среди них, прежде всего, те, которые имеют значение для его жизни, которые могут представлять угрозу или отрицательно влияют на детский организм. Так, ребенок вздрагивает от резких звуков, закрывает глаза от резкого света. Если эти раздражители продолжают на нее влиять, то у ребенка возникает двигательное беспокойство, он начинает плакать. Первые проявления внимания направлены на избежание вредных и опасных для жизни раздражителей.

На первом месяце жизни у ребенка проявляется ориентировочный рефлекс, как основа для дальнейшего развития познавательной деятельности. Ее внимание теперь направляется на необычные, особенно яркие объекты, которые уже не вызывают у него беспокойство. Такое внимание связывается с первыми проявлениями интереса к окружающим предметам. Возникает реакция сосредоточения в те моменты, когда ребенок устремляет взгляд замирает, тянется к объекту, вызвавшему интерес. Первым объектом, который вызывает сосредоточение, является лицо взрослого. Такая реакция позже становится составной частью комплекса оживления, когда ребенок длительно сосредоточивается на лице матери. Ознакомление с окружающим для младенца опосредованное общением со взрослым. Внимание вызывают, прежде всего, те объекты, которыми действует взрослый, о которых он говорит ребенку. В конце первого месяца ребенок задерживает взгляд на необычном предмете.

Появление реакции сосредоточения на разных анализаторах приходится на разные возрастные моменты:

2-3-я неделя - появление слухового  сосредоточения;

3-4-я неделя - появление зрительного  сосредоточения на лице взрослого  и слухового во время его  разговора с малышом.

Внимание ребенка сначала направляется на статические внешние признаки предметов (цвет, блеск, яркость, размер, способность производить звук). С развитием двигательной активности ребенка, с появлением хватания у ребенка возникает интерес к действия с предметами. Внимание после 6 мес. становится условием манипулирования ребенка предметами и его перехода в предметных действий. Ребенок подолгу испытывает предметы, обследует их, что невозможно без участия внимания. Это ведет к бурному развитию ориентировочно-исследовательской деятельности, в которой проявляется способность и стремление познавать окружающее.

В младенческом возрасте развиваются первые свойства внимания, связанные с успехами ребенка в освоении предметов. К концу 1-го года жизни у ребенка возникает способность одновременно действовать с двумя предметами, распределяя свое внимание: мячик ребенок толкает левой ручкой, а правой в это время трясет коробочку. Получая мелкие предметы (кубики различной формы) из коробочки ребенок переключает внимание с того предмета, получившей, на тот, который еще в коробочке.

Заключение по развитию внимания у новорожденного:

- Основой развития внимания  является врожденная способность ребенка реагировать на раздражители, от которых зависит сохранение его жизни и здоровья;

- В конце 1-го месяца жизни  возникает реакция сосредоточения  и ориентировочный рефлекс;

- Первые объекты, которые вызывают  внимание ребенка, включены в общение со взрослым;

- На основе реакции сосредоточения, сопровождающей предметные действия ребенка, во 2-м полугодии жизни возникает ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка, что является фундаментом развития познавательной деятельности;

- Развитие предметных действий  ребенка в конце 1-го года вызывает  появление свойств внимания - распределения  и переключения.

 

2.3 Развитие внимания в раннем детстве

 

Овладение ходьбой и речью значительно расширяет самостоятельность ребенка в освоении действительности. Растет число объектов, доступных для познания и действия ребенка. Эти обстоятельства становятся стимулом для дальнейшего развития внимания ребенка.

Растет объем внимания (ребенок направляет ее на различные свойства в объектах), совершенствуется распределение и переключение. Закладываются предпосылки для произвольного внимания, поскольку ребенок самостоятельно устанавливает, на какие предметы направить свое внимание. Ребенок может сосредоточенно выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут.

Вместе, наблюдается определенная ограниченность в возможностях внимания ребенка, что проявляется в несовершенстве свойств внимания. Назовем главные из них.

- У ребенка появляется ситуативная способность к глубокой концентрации внимания, которая еще слабо управляема. Глубокое сосредоточение на определенном участке своего окружения сопровождается у малыша таким же сильным отвлечением от всего остального. Рассматривая и перебирая в руках цветы в букете, ребенок не замечает наклона вазы, которая опрокидывается, из нее выливается вода, но и теперь ребенок не реагирует.

- В других ситуациях внимание ребенка неустойчиво, легко отвлекается. Поэтому ребенок не способен долго и последовательно выполнять какую-то работу. В поведении ребенка наблюдается определенная непоследовательность: он долго просит маму купить меховой котика, но играет ним одну-две минуты и отвлекается, потому что увидела в сверстника мороженое.

- Своеобразной является и избирательность внимания, связана с преобладанием чувственного внимания над интеллектуальным. Так, внимание ребенка вызывают незначительные, но наиболее заметны, эмоционально насыщенные внешние признаки объектов. В организации внимания начинаю участвовать речи, как самого ребенка, так и взрослого. Сначала ребенок учится действовать по короткой и понятной инструкции взрослого. Для выполнения действий по инструкции взрослого ребенку необходимо сосредоточить внимание, которое в этом случае характеризуется как произвольное. Появляются первые самоинструкции, когда ребенок о себе говорит в 3-м лице: "Петя сейчас будет мыть ручки".

Взрослый, как и раньше, остается среди важнейших объектов познания и внимания, выступает сильнейшим стимулом в развитии внимания ребенка. Стремление к пониманию речи взрослого приводит к увеличению продолжительности сосредоточение ребенка на словах взрослого, понять которые можно, когда дослушает до конца. Ребенок с удовольствием и интересом слушает выразительное чтение взрослым произведений детской литературы (считалки, скороговорки, стихи, сказки, рассказы), даже без соответствующих наглядных опор. Это способствует развитию социального, опосредованного, произвольного внимания.

Заключение относительно особенностей внимания малыша в раннем детстве:

- Развитие внимания касается  как ее отдельных видов, так и свойств;

- Рост самостоятельности ребенка  обусловливает расширение возможностей  ее познавательной и предметной  деятельности, что приводит к  росту объема внимания, совершенствования  ее распределения и переключения;

- Свойства внимания слабо регулируемые, поэтому проявляются ситуативно: преимущественно внимание малыша неустойчивая и поверхностная, но в некоторых случаях глубокая концентрация внимания сочетается с глубоким отвлечением;

- Успехи малыша в овладении  речью вызывает развитие элементов  опосредованной, социальной, интеллектуальной, произвольного внимания.

 

 

Заключение

 

Значительную роль в поддержании внимания в раннем детстве обладает показ ребенку предметов и новых способов действия с ними в контексте развития игровой деятельности. Взрослый может повысить устойчивость внимания, подсказывая ребенку новый поворот в игре, помогая развернуть сюжет. Вот ребенок играется машинкой: неоднократно проезжает "дорожкой" вперед и назад. Это ему быстро надоедает. В этот момент обращается взрослый: твоя машинка нужна, чтобы подвезти кирпич для строительства. Ребенок подхватывает предложение взрослого - внимание к машинки сохраняется.

Переключение внимания ребенка при переходе от одной деятельности к другой облегчается, если взрослый организует эти моменты в игровой форме. Например, дети играют у пассажиров поезда. Приближается время обеда. Воспитатель предлагает: "Пассажиры проголодались. Нужно пообедать. А поезд повезет вас дальше."

Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня, который служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания. Организация режима дня у детей до раннего возраста осуществляет взрослый. Целесообразно заранее напоминать детям об очередной режимный момент, изображать его привлекательным, чтобы сформировать готовность к нему: «Скоро прогулка».

Информация о работе Психологическая сущность внимания и его свойства