Психологические проблемы современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд, изучение психологических проблем современной семьи, является очень актуальным в наши дни. Ведь современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики и др. Данные дисциплины проявляют интерес к негативным явлениям в развитии института семьи, поэтому их достижения и результаты активно используются психологией для создания и совершенствования моделей современной семьи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Особенности современной семьи
Современная семья, ее структура и функции……………4
Стадии супружеских отношений…………………………10
Особенности современной семьи в России……………...16
Глава 2.Психологические проблемы современной семьи
2.1. Благополучная семья……………………………………......25
2.2. Неблагополучная семья…………………………………......27
Заключение………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………….......32

Файлы: 1 файл

Чистовой вариант курсовой работы ксюши.rtf

— 188.49 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Вологодский Государственный Педагогический университет

Кафедра общей и практической психологии

 

 

Курсовая работа

Психологические проблемы современной семьи

 

Работу выполнила:

Быстроумова Ксения Владимировна

Студентка 2 курса ФСРП и П

Группа «А»

Научный руководитель:

Поярова Татьяна Александровна

 

 

 

Вологда,2008 г.

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………….2

Глава 1. Особенности современной семьи

    1. Современная семья, ее структура и функции……………4
    2. Стадии супружеских отношений…………………………10
    3. Особенности современной семьи в России……………...16

Глава 2.Психологические проблемы современной семьи

2.1. Благополучная семья……………………………………......25

2.2. Неблагополучная семья…………………………………......27

Заключение………………………………………………………………31

Список литературы………………………………………………….......32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

На мой взгляд, изучение психологических проблем современной семьи, является очень актуальным в наши дни. Ведь современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики и др. Данные дисциплины проявляют интерес к негативным явлениям в  развитии  института семьи,  поэтому их  достижения и результаты  активно используются психологией для создания и совершенствования  моделей современной семьи.

Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Особенности современной семьи.

1.1. Современная семья, ее структура и функции.

Современные российские ученые рассматривают семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (С.В.Ковалев). В связи с этим современная семья во многом отличается от семьи начала века, где муж обеспечивал жизнедеятельность семьи, а жена отвечала за ее быт и психологическое благополучие.

В настоящее время активно изменяются виды семейных отношений, система власти и подчинения, функциональная зависимость супругов и положение детей в семье. (Михайлова, 2000, с. 10)

Важнейшими характеристиками семьи считаются ее структура и функции.

Структура семьи.

Структура семьи - это состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Под структурой семьи также понимают способ обеспечения ее единства и функционирования как социального института [Андреева, 2004, с. 166]. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для решения личностно значимых задач - поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

-    "нуклеарная семья" состоит из мужа, жены и их детей;

- "пополненная семья"- увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

-   "смешанная семья" является "перестроенной" семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

- "семья родителя - одиночки" является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак, никогда и не был заключен.

А.И.Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

- нуклеарные семьи, которые в  настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец- муж, мать - жена, сын - брат или дочь - сестра);

- расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков).

Е.А. Личко (Личко А.Е.,1979) разработал следующую классификацию семей:

1. По структурному составу:

- полная семья (есть мать и отец);

- неполная семья (есть только мать или отец);

- искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. По функциональным особенностям:

- гармоничная семья;

- дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В.Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

- централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, не редко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

- автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

- демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А.И., Медков В.М.,1996) разделяют на:

- патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и

- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.(Андреева, 2004, 78 - 79)

Функции семьи.

Функции семьи связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов, поэтому "функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет" (Н.Я.Соловьев).

Основными функциями семьи, по мнению И.В.Гребенникова, являются:

- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

- экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведения своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

- воспитательная (формирование социально зрелой личности ребенка способного адаптироваться в обществе, в создании условий для реализации его внутреннего потенциала; в развитии в семье системы отношений, ориентированных на формировании и сохранение психологического здоровья членов семьи, а также развитие коммуникативных умений, способствующих адекватному общению членов семьи друг с другом и партнерами по общению вне семьи);

- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха);

М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

- хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми; получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других);

- социально-статусная (предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной культуры; удовлетворение потребностей в социальном продвижении);

- эмоциональная (эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия; получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви);

- сексуальная (сексуальный контроль; удовлетворение сексуальных потребностей);

- сфера первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, включая прародителей; формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недопустимое поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи);

- сфера духовного общения (развитие личности членов семьи; духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза);

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А.Г.,1968;Антонов А.И., Медков В.М.,1996;Навайтис Г.,1999). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

  Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

  Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Андреева, 2004, с. 76 - 77).

1.2.Стадии супружеских отношений

1. Выбор партера

2. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партера только достоинства, смотрят друг на друга "сквозь розовые очки". Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. В случае если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера - психологические, физические и др., которые в начале как бы не замечались, в дальнейшем могут восприниматься гипертрофированно.

3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие - кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Многократно повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.

4. Стабильность / изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое? Необходимый опыт по автоматизации взаимодействий уже накоплен; наверное можно успокоиться и отдохнуть? В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными.

5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности / неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы - решение вопроса о том, был ли брак подлинным (и желанным, и гармоничным) или случайным.

В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э.К. Васильевой (1975), выделившей 5 стадий жизненного цикла:

1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.

2. Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.

3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: с начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей.

4. Дети живут с родителями, и хотя бы один из детей не имеет собственной семьи.

5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Рассмотрим особенности функционирования семьи на важнейших этапах ее развития.

Информация о работе Психологические проблемы современной семьи