Психологические проблемы современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд, изучение психологических проблем современной семьи, является очень актуальным в наши дни. Ведь современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики и др. Данные дисциплины проявляют интерес к негативным явлениям в развитии института семьи, поэтому их достижения и результаты активно используются психологией для создания и совершенствования моделей современной семьи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Особенности современной семьи
Современная семья, ее структура и функции……………4
Стадии супружеских отношений…………………………10
Особенности современной семьи в России……………...16
Глава 2.Психологические проблемы современной семьи
2.1. Благополучная семья……………………………………......25
2.2. Неблагополучная семья…………………………………......27
Заключение………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………….......32

Файлы: 1 файл

Чистовой вариант курсовой работы ксюши.rtf

— 188.49 Кб (Скачать файл)

  Современная семья отличается от семьи 19 и начала 20 столетия как по физическим характеристикам (составу, размеру, образу жизни), так и по тем нравственно-этическим, социально-психологическим функциям, которые общество и личность возложили на семью. В то же время она еще носит черты традиционной ее формы и на уровне установок является востребованной ценностью для личности.

  По мнению некоторых авторов ( А.Вишневский, Н.Луман и др.), включить механизм перемен в брачно-семейных отношениях позволили  такие факторы экономически развитых обществ, как рост эффективности производства, что привело к тому, что семья освободилась от необходимости выполнять производственную функцию как основную; рост демографической эффективности семьи из-за снижения уровня детской смертности; повышение значимости социально-культурной и социально-психологической функций семьи. В.О. Рукавишников добавляет к этим факторам и "ценностный сдвиг", который играет в конце девяностых годов роль мощного катализатора.

    Семья  и ее ценности относятся сегодня к ценностям духовного порядка и свойственны личности, устремленной на реализацию потребностей личностного роста, самоактуализации. Такая установка предполагает, что создание здоровой и гармоничной семьи требует от партнеров серьезного душевного труда. В то же время реализация семейных планов в большей степени зависит как от общественно-политических и социально-экономические ситуации, так и от идеологии в обществе. (№14, 2006, с. 19)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Психологические проблемы современной семьи.

2.1.Благополучная семья.

Благополучной является семья, в которой созданы все условия для нормальной жизнедеятельности ее членов и эффективного выполнения важнейших семейных функций - репродуктивной и воспитательной. Социальный смысл благополучия семьи, целиком и полностью вытекает из известного, но, к сожалению, несколько "стершегося" лозунга "здоровая семья - здоровое общество". (Ковалев, 1988, 108)

По мнению многих психологов, для счастья семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических условий. Это:

- нормальное безконфликтное общение;

- доверительность и эмпатия;

- понимание друг друга;

- нормальная интимная жизнь;

- наличие дома; (Ковалев, 1988, с. 110)

Важнейшие предпосылки семейного благополучия.

Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическим идеалом. Брак без спонтанного влечения обычно не гарантирует удачного супружества.

Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность. Самообладание и гибкость. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения.

Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды и позиции. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там, где партнеры диаметрально отличаются по своему мировоззрению.

Образование. Интеллектуальный уровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.

Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.

Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20-24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов 1-4 года.

Продолжительность знакомства. За период знакомства важно хорошо узнать друг друга не только в оптимальных условиях, но и в трудных ситуациях. Возможно, как это принято сейчас, пожить вместе какое-то время, чтобы освоиться, привыкнуть к особенностям друг друга.(№15, 2002, с. 39)

В благополучных семьях легко увидеть и услышать проявления особой жизненной силы. Люди, счастливо живущие друг с другом, даже выглядят по-особому. Люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга; они искренни и естественны в отношениях друг с другом. Дом, в котором живет такая семья, наполнен светом и яркими красками. Это действительно место для жизни людей, предназначенное для радости и удовольствия. Члены зрелой семьи чувствуют себя свободно друг с другом, не стесняются говорить о своих чувствах. Такая семья способна к продуктивному и согласованному планированию своей жизни, однако, если что-то в плане нарушается, она может спокойно принять и оценить эти изменения. В зрелой семье хорошо видно, что человеческая жизнь и чувства людей - это самое важное, гораздо важнее, чем что-либо еще.

Современная семья, являясь важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающей не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, в этом смысле - благополучной. (Шнейдер, 2005, с.89)

2.2.Неблагополучная семья.

  Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.

   В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие: "деструктивная семья", "дисфункциональная семья" , "семьи группы риска" , "негармоничная семья" и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

  Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

   Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия "неблагополучная семья" главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отношений.

  Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети.

   Остановимся на характеристике тех форм семейного неблагополучия, которые, с одной стороны, являются довольно распространенными в современном обществе, а с другой - не всегда открыто проявляются на социальном уровне и поэтому не вызывают особой обеспокоенности, хотя их деструктивное влияние на формирование личности ребенка не менее опасно, чем в семьях, где прямо культивируются антиобщественные ориентации и демонстрируются образцы асоциального поведения. С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи делятся на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

  Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Отличительной особенностью этого типа семей является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие, игнорирование душевного мира и переживаний). В результате чего у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителями перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

  Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производит благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают  деструктивное влияние на личностное формирование детей. (Целуйко, 2003, с. 8 - 10)

   Специалисты, занимающиеся проблемой семейных разногласий, подразделяют все относительно неблагополучные семьи на три типа: конфликтные, кризисные и проблемные. К конфликтным супружеским союзам они относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. К кризисным - такие, где противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает  важные сферы жизнедеятельности семьи. Наконец, к проблемным супружеским союзам относят такие, перед которыми возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести ощутимый удар стабильности брака: отсутствие жилья и средств, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, осуждение на длительный срок и т. п. (Ковалев, 1988, с.113)

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее воспитание, то в итоге обеспечивается более безопасный и человеческий мир вокруг. (Шнейдер, 2005, с.244)

Заключение.

 

В данной работе, в 1 главе, мною подробно рассмотрены следующие вопросы: Современная семья, ее функции и структура; особенности функционирования семьи на важнейших этапах ее жизнедеятельности и трудности, возникшие на каждом из этих этапов; особенности современной семьи в России (чем отличается современная семья от семьи 19 и начала 20 столетия и по каким характеристикам можно судить об этих различиях, описан ряд психологических проблем, характерных для семей современной России).

Во 2 главе, описаны два основных типа семей: благополучные и неблагополучные, их характеристика и разновидности.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что современная семья, является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечает не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье.

Семейное счастье зависит от обоих супругов. Это постоянный творческий труд каждого из супругов, напряжённая ежедневная деятельность.

Только совместный поиск путей создания счастливой семьи может привести к успеху. Семейное согласие строится постепенно на взаимопонимании и собственном самосовершенствовании. Исправить положение можно в том случае, если этого хотят оба супруга. Скандалы, ультиматумы, брань, даже физическое насилие не побуждают к лучшему поведению, не помогают, а только мешают виновному исправить свои ошибки или избавиться от недостатков. Повысить культуру быта, культуру отношений - это значит и повысить требовательность супруга к самому себе.

 

 

 

Список литературы:

 

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи/ Т.В.  Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 436с.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие/ Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244с.

3. Берг - Кросс Л. Терапия супружеских пар. Перев. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой/ Л. Берг - Кросс. - М.: Изд-во Института психотерапии. 2004. - 528с.

4.  Дружинин В.Н. Психология семьи. - 3-е изд./ В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2005. - 176с.

Информация о работе Психологические проблемы современной семьи