Творческое мышление младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:15, реферат

Описание работы

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Файлы: 1 файл

творческое мышление младших школьников2.docx

— 29.14 Кб (Скачать файл)

Введение

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни очень важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь большего в жизни.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др

    1. Понятие творческого мышления.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность: беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени; гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую; оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов; любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире; способность к разработке гипотезы; ирреальность - логическая независимость реакции от стимула; фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией; способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу; способность усовершенствовать объект, добавляя детали  и так далее.

Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность: легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;  гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе; точность выполнения заданий.

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Второй признак творческого мышления - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области.

Таким образом, творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые я буду основываться в своем исследовании следующее: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.

Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе.

В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; 3) генотип - средового взаимодействие, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

2. Возрастные особенности младшего  школьника.

2.1. Физиологические особенности.

В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношение между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. Если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь стала учеба - эквивалент трудовой деятельности, причем оценка других зависит и определяется школьными успехами.

Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, каждый возрастной период характеризуется определенной социальной ситуацией развития (отношение ребенка к действительности); ведущей деятельностью, в которой интенсивно происходит овладение ребенком этой действительностью; основным новообразованием, возникающим к концу каждого периода.

Возраст от 6 до 7 лет считается в возрастной психологии необычайно важным в плане появления психологических новообразований, позволяющих ребенку перейти на новый этап возрастного развития, т.е. стать младшим школьником, овладеть новым видом ведущей деятельности - учебой. Познавательная деятельность мотивируется любознательностью и желанием общаться с умными людьми, поэтому основной задачей является формирование познавательного мотива средствами предметов. Принцип систематической работы над развитием всех учащихся становится особенно значим при работе с 6-летними детьми.

Основной метод обучения в этот период - доверительные беседы, подобные тем, которые ребенок ведет в семье или кругу своих сверстников, учебные экскурсии, наблюдения (за прорастанием чего-либо, за ростом, построением, различием и сходством), практические работы, познавательные игры.

Характеристика психических процессов:

- преобладает непроизвольное  внимание, которое может поддерживаться  в течение 1-2 часов, первые попытки  организации произвольного внимания. Объем внимания невелик, распределение  слабое, случайная избирательность. Внимание управляется внешними  признаками;

- в течение данного  периода восприятие становится  более целенаправленным. Отмечается  неуверенность в дифференциации  мелких деталей, ребенок схватывает  лишь общее впечатление, изображение  знака, а детали для него не  важны. Категориальность восприятия способствует соединению восприятия с мышлением;

- память и воображение  уже должны быть сформированы, т.к. эти психические функции являлись  главными психическими новообразованиями  предыдущих периодов; ребенок должен  обладать элементарными мнемическими приемами. Память получает мощный толчок, но прочность запоминаемого материала может не измениться. Развивается словесно-логическая память с соответствующими приемами запоминания;

- к 7 годам абстрактное  мышление у детей еще только  начинает формироваться, т.е. вторая  сигнальная система находится  в стадии развития и совершенствования, на начальных этапах совершенствования. Физиологически у детей данного  возраста преобладает первая  сигнальная система. Критерием развития  мышления может выступать количество  вопросов, задаваемых ребенком;

- по мере взросления  у младших школьников выявляется  поляризация полов. При этом наряду  с поляризацией появляются и  первые признаки влечения к  противоположному полу, первые признаки  сексуальности. У девочек это  обычно окрашено в романтические  тона. У мальчиков влечение к  противоположному полу зачастую  выражается в грубой форме. Девочки, к которым не привязываются  мальчики, порой чувствуют себя  обойденными и нередко сами  провоцируют мальчиков ко всякого рода грубостям. Важно обеспечить на этом этапе социально приемлемое и поощряемое проявление естественных тенденций ребенка;

- ребенок идет в школу  в период кризиса в собственном  развитии, это связано с определенными  особенностями в его поведении. Ребенок переходит от ориентации  на усвоение социальных норм  и отношений (в дошкольном возрасте  освоение этих норм происходило  в ролевой игре, как ведущей  форме деятельности) к преимущественной  направленности на усвоение способов  действий с предметами (в младшем  школьном возрасте ведущей будет  учебная деятельность);

- непосредственной предпосылкой  учебной деятельности являются  игры по правилам, которые появляются  к концу дошкольного возраста  и непосредственно предшествуют  учебной деятельности. В них ребенок  должен был научиться сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными;

- обнаружить особенности  готовности ребенка к школе  возможно через особенности взаимодействия  первоклассника со взрослыми (педагогами, родителями), сверстниками и самим собой.

Первый год обучения (особенно, если дети - шестилетки) должен быть посвящен коррекции тех недостатков, которые возникают в домашних условиях или при современном образовании в детском саду. Должна быть создана надпредметная или межпредметная среда, в которой будут доводиться до определенного уровня те предпосылки, которые необходимы для перехода на новый вид деятельности - учебной деятельности.

2.2. Кризис 7 лет.

Ребенок становится более критичным к своим поступкам, начинает соизмерять свои желания с реальными возможностями. Расширяется круг интересов, усложняется содержание игр. Ребенок может изъявлять желание идти в школу, чтобы освоить понравившуюся профессию.

Физиологическая сущность этого кризиса еще полностью не выяснена. Считают, что в этот период прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза, коры надпочечников, начинают вырабатываться такие половые гормоны, как андрогены и эстрогены. Наблюдается отчетливый эндокринный сдвиг, который сопровождается бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Подобные изменения требуют от организма большого напряжения и мобилизации всех резервов организма, что приводит к повышенной утомляемости и нервно-психической ранимости.

В этот период вступают в действие высшие корковые механизмы, ребенок медленно, но неуклонно начинает переходить от мускульной эмоциональной жизни к жизни сознания.

Для педагогически запущенных детей это последний срок, последняя возможность нагнать в интеллектуальном отношении благополучных сверстников. Позже срабатывает феномен Маугли, т.к. 3/4 от общего развития умственных способностей человека происходят до 7 лет, причем 2/4 падает на возраст до 4 лет, но это не означает раннего обучения, т.к. только к 6-7 годам головной мозг ребенка достигает величины мозга взрослого человека, только к 6-7 годам устанавливается величина радиуса роговицы глаза, только к 6-7 годам у ребенка формируется внутренняя речь, т.е. речь становится орудием мысли.

Перегрузки в связи с ранним обучением опасны по той причине, что у растущего мозга ослаблены защитные механизмы, что может вызвать невротическую реакцию.

Кризисными новообразованиями являются:

1) "Непроизвольная произвольность" (Божович) - Ребенку нравится играть во взрослого, выполняя систему требований как взрослый;

2) Интеллектуализация аффекта - в  переживание эмоций вносится  рациональный компонент. Если раньше  ребенок спонтанно выражал свои  чувства, то теперь он пытается  анализировать, уместно ли здесь  проявление своих чувств. В результате  этого нарушается естественность  в их выражении, появляются формы, которые взрослые принимают за кривляния и ужимки.

3) Соподчинение мотивов - способность  выделить приоритеты, расставить  акценты, "должен" может победить "хочу".

Информация о работе Творческое мышление младших школьников