Творческое мышление младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:15, реферат

Описание работы

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Файлы: 1 файл

творческое мышление младших школьников2.docx

— 29.14 Кб (Скачать файл)

Кризис 7 лет не является очень сложным. Желание быть взрослым, лежащее в основе кризиса, можно удовлетворить через включение ребенка в систему трудовых операций, помощь по дому, а также через более раннее начало обучения.

3.Особенности  творческого мышления у младших  школьников.

Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

- паритет заданий дивергентного  и конвергентного типа, то есть  задания дивергентного типа должны  не только присутствовать как  равномерные, но и в некоторых  предметных занятиях доминировать;

- доминирование развивающих  возможностей учебного материала  над его информационной насыщенностью;

- сочетание условия развития  продуктивного мышления с навыками  его практического использования;

- доминирование собственной  исследовательской практики над  репродуктивным усвоением знаний;

- ориентация на интеллектуальную  инициативу, понятия «интеллектуальная  инициатива» предполагает проявление  ребенком самостоятельности при  решении разнообразных учебных  и исследовательских задач, стремление  найти оригинальный, возможно альтернативный  путь решения, рассматривать проблему  на более глубоком уровне либо  с другой стороны;

- неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

- формирование способностей  к критичности и лояльности  в оценке идей;

- стремление к максимально  глубокому исследованию проблемы;

- высокая самостоятельность  учебной деятельности, самостоятельный  поиск знаний, исследование проблем;

- индивидуализация - создание  условий для полноценного проявления  и развития специфичных личностных  функций субъектов образовательного  процесса;

- проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.

Заключение

Выявив теоретические основы творческих способностей младших школьников, проанализировав несколько различных направлений исследований творческих способностей, можно сделать вывод о том, что все они являются мощными теоретическими течениями с богатой и хорошо разработанной эмпирической базой, все они связаны с именами известных отечественных и зарубежных ученых-психологов, чьи заслуги в изучении творческих способностей огромны и неоспоримы.

Были выявлены возрастные особенности младшего школьного возраста. Значение творчества в жизни школьников велико. Творческое мышление школьников и их творческая активность должны иметь позитивное направление. Они должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Диапазон творческих задач в школе необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.

Список литературы

  1. Андрeeв, В.И. Пeдaгoгикa: Учeб. курс для твoрчeскoгo сaмoрaзвития / В.И. Андреев // Учебное пособие - 2-e изд. - Кaзaнь: Цeнтр иннoвaциoнных тeхнoлoгий, 2000. - 608 с.
  2. Бeлкин, А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики/ А.С. Белкин // Учебное пoсoбиe для студентов высших учебных заведений. - М.: Акaдeмия, 2000. - 192 с.
  3. Пeдaгoгикa: Учебное пoсoбиe для студентов педагогических вузов и педагогических кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo // - М.: Педагогическое oбществo России, 2000. - 640 с.

Информация о работе Творческое мышление младших школьников