Виды внимания и их развитие у подростков и старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность нашей работы обусловленна тем что, внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть
1.1 Понятие внимания. Физиологические основы
1.2 Произвольное внимание
1.3 Непроизвольное внимание
1.4 Развитие внимания в онтогенезе человека
Эмпирические часть
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая работа 1 курс.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт

Факультет логопедии Кафедра логопедии

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Виды внимания и их развитие у подростков и старшеклассников

 

 

 

 

Студентки группы 212 БДВ-3,5

Шакуровой Екатерины Александровны

Научный руководитель:

к.псх.н. Дрокина О.В.

«        » 2013    г.

 

 

Москва 2013

Содержание:

 

Введение

  1. Теоретическая часть

1.1 Понятие внимания. Физиологические основы

1.2 Произвольное  внимание

1.3 Непроизвольное  внимание

1.4 Развитие внимания в онтогенезе человека

  1. Эмпирические часть
  2. Заключение
  3. Литература

 

ириририр

 

 

 

 

 

3

Введение

Актуальность  нашей работы обусловленна  тем  что, внимание – важное и необходимое  условие эффективности всех видов  деятельности человека, прежде всего  трудовой и учебной. Чем сложнее  и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание в своих субъективных и объективных проявлениях ярко демонстрирует системность психической деятельности человека. Любая форма такой деятельности будь то активное восприятие, углубленное размышление, сосредоточение на образах памяти или на качественном выполнении сложных двигательных координации предполагает, требует, а то и является прямым выражением работы внимания. Более того, внимание всегда связывалось с такими фундаментальными понятиями психологии, как сознание и воля. Отсюда понятно, что судьба

4

проблемы внимания и история его обсуждения были неразрывно связаны с историей психологии, ее поворотами, зигзагами и кризисами. 1 гипенр 
Объект исследования — внимание как процесс восприятия, понимания и усвоение учебного материала у подростков и старшеклассников.

Предмет исследования — особенности развития внимания у подростков и старшеклассников.

Цель  работы: изучить основные виды внимания и определить его роль в развитии познавательных процессов, выявить оптимальные условия развитие внимания у подростков и старшеклассников.

Задачи: определить виды внимания и их развития, провести эмпирическое исследование у подростков и старшеклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Глава I Теоретические часть

1.1 Понятие  внимания. Физиологические основы.

До  человека доходит огромное число раздражителей, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Он потенциально может сделать большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные движения, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. У него возникает большое число ассоциаций, однако он сохраняет лишь немногие, существенные для его деятельности, и абстрагируется от других, мешающих целенаправленному протеканию его мышления. 
Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием и принято называть вниманием. 
Избирательный характер сознательной деятельности, который является функцией внимания, в равной мере проявляется и в нашем восприятии, и в двигательных процессах, и в мышлении. 
Если бы такой избирательности не было, количество не отобранной информации было бы так неорганизованно и велико, что никакая деятельность не была бы возможна. Если бы не было торможения всех бесконтрольно всплывающих ассоциаций, организованное мышление, направленное на решение поставленных перед человеком задач, было бы недоступно. 

Во  всех видах сознательной деятельности должны иметь место:

  1. процесс выбора основных, доминирующих процессов, составляющих предмет, на который человек обращает внимание;
  2. наличие «фона», состоящего из тех процессов, доступ которых в сознание задержан, но они в любой момент, если появляется соответствующая задача, могут перейти в центр его внимания и стать доминирующимим6

Именно  в связи с этим принято различать объем внимания, его устойчивость и его колебания.  
Под объемом внимания принято понимать то число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий характер. 
Под устойчивостью внимания принято понимать ту длительность, с которой эти выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер. 
Под колебаниями внимания принято понимать тот циклический характер процесса, при котором определенные содержания сознательной деятельности то приобретают доминирующий характер, то теряют его.[3]

 

1.2 Произвольное  внимание

Внимание произвольное, или искусственное, есть продукт  искусства воспитания, дрессировки, увлечения чем-либо. Оно привито  ко вниманию непроизвольному или естественному и из него черпает условия для своего существования, подобно тому как привитая ветвь питается на счет ствола растения. В непроизвольном внимании объект действует с помощью внутренних присущих ему свойств; в произвольном же внимании субъект действует с помощью внешних, т. е. добавочных, сил. Здесь цель

является не в силу случайности или обстоятельств; она составляет предмет желания  или выбора, ее принимают или по крайней мере ей подчиняются; необходимо приспособиться к этой цели, найти

средство для  поддержания внимания, вследствие чего состояние это всегда

сопровождается  чувством некоторого усилия. Максимумы  внимания непроизвольного и произвольного  представляют две совершенные антитезы: в одном случае требуется наибольшее притяжение, в другом - наибольшее

7

сопротивление. Это два противоположных полюса, между которыми лежат всевозможные ступени до точки, где, по крайней  мере в теории, обе формы сливаются  друг с другом.2 рибо

Произвольное  внимание отличается следующими особенностями:

  1. Целенаправленность. Произвольное внимание определяется задачами, которые мы ставим перед собой в той или иной деятельности. При преднамеренном внимании не всякие объекты привлекают внимание, а только те, которые стоят в связи с задачей, выполняемой нами в данный момент; из многих объектов мы выбираем те, которые нужны в данном виде деятельности.
  2. Организованность. При преднамеренном внимании мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем свое внимание на этот предмет, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.
  3. Повышенная устойчивость. Преднамеренное внимание позволяет организовать работу на более или менее долгое время, оно связано с планированием этой работы.

По своим физиологическим механизмам преднамеренное внимание связано с оптимальными нервными возбуждениями определенных участков коры больших полушарий головного мозга, которые вызываются и поддерживаются раздражениями второй сигнальной системы.

Причинами, обусловливающими преднамеренное внимание, являются:

  1. Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности. Поэтому воспитание произвольного или преднамеренного внимания требует формирования у учащихся устойчивых интересов к

 

8

учебным предметам, спорту, труду и т. д.

  1. Сознание долга и обязанности, побуждающее возможно лучше выполнять данный вид деятельности. Не всегда преднамеренное внимание строится на интересах. Человеку приходится усваивать разнообразные знания и заниматься различными видами деятельности, а интересы его могут лежать только в одной какой-нибудь области. В этих случаях преднамеренное внимание основывается на сознательно-волевом отношении человека к выполняемой им деятельности. Воспитание преднамеренного внимания связывается поэтому с формированием мировоззрения, моральных убеждений и принципов, сознания общественной значимости и необходимости данной деятельности. По существу преднамеренное внимание является волевым процессом и должно быть связано с воспитанием воли.

Произвольное внимание свойственно лишь человеку. Оно долгое время оставалось загадкой для психологии, и на нем следует остановиться особо. 
Основной факт, указывающий на наличие у человека особого типа внимания не свойственного животным, состоит в том, что человек произвольно может сосредоточивать свое внимание то на одном, то на другом объекте, даже в тех случаях когда в окружающей его обстановке ничего не меняется. 
Наиболее известный пример произвольного внимания был дан французским психологом Рево д'Аллонном, он стал основой для его идеалистической философии. Если мы предложим человеку внимательно разглядывать шахматную доску, клетки которой сохраняют неизменный характер, то он соответственно нашей или собственной инструкции легко сможет выделить в этом однородном фоне самые разнообразные фигуры. В однородном и не меняющемся поле оказывается скрыто много разнообразных структур, и человек по своему желанию может выделить любые новые структуры из этого

9

неизменного поля. Иногда эта возможность произвольно  выделять нужную структуру из поля появляется еще отчетливее, и соответственно своему желанию человек может выделять менее четкую структуру из более четких, преодолевая те законы структурного восприятия, которые описаны выше. 
Таким образом, становится ясно, что человек может выходить за пределы естественных законов восприятия, не подчиняясь действию однородного фона или сильных перцепторных структур, а выделяя нужные ему структуры и меняя их по своему желанию. 
Все эти факты дали Рево д'Аллонну основание для обоснования идеалистического представления о психических процессах человека, указывая, что если поведение животного подчиняется прямому воздействию среды, то поведение человека располагает возможностью произвольно распознавать любые схемы и подчинять свое поведение этой свободной «схематизации», которую он считал основным свойством человеческого духа. 
Аналогичные явления можно было наблюдать и в организации движений человека; достаточно человеку решить, что он поднимет руку, чтобы его рука как 6ы автоматически поднялась; это явление известный психолог У. Джемс обозначил латинским термином «fiat!» (Да будет!), видя в нем самое простое доказательств существования свободной воли, которая не подчинялась законам природы, но сам определяла поведение человека. 
Дальнейшие наблюдения показали, что даже простая мысль о предстоящем движении руки вызывает в ней отчетливое напряжение, которое можно зарегистрировать в изменении электромиограммы руки. Эти явления получили в психологии название «идеомоторных актов» и нередко приводились как иллюстрации или влияний представления на движение. 
Наконец, такие же явления произвольного внимания можно наблюдать и в интеллектуальной деятельности, когда человек сам ставит перед собой

10

соответствующую задачу и эта задача определяет дальнейшее избирательное течение ею ассоциаций. 
Вот почему факты произвольного внимания относились в классических руководствах по психологии к разделу «Воля» и использовались для иллюстрации положения психики о том, что человек не подчиняется объективным законам природы, но зависит от влияний, исходящих из свободного духа. 
Легко видеть, что все эти наблюдения описывали реально существующие факты, но объяснение этих фактов в рамках традиционной естественнонаучной психологии оказывалось невозможным, и именно это широко раскрываю двери для ненаучных идеалистических гипотез о влиянии «свободной воли - на протекание психических процессов человека. 
Все это показывает: 
 
1.что произвольное внимание человека с его подвижным и независимым oт непосредственных внешних воздействий характером действительно существует; 
 
2.имеет объяснимый детерминированный характер, является социальным по происхождению и опосредованным внутренними речевыми процессами по своему строению. 
 

 

 

 

 

 

11

1.3 Непроизвольное  внимание

До тех пор, пока мы еще не имеем дела с воспитанием и различными искусственными мерами, внимание непроизвольное является единственно

 

существующим. У большинства животных и у  маленьких детей не наблюдается  иной формы внимания. Это -природный  дар, весьма неравномерно распределенный между индивидуумами. Но каково бы ни

было внимание, будь оно слабо или сильно, оно  всегда вызывается аффективным состоянием; это общее правило, не допускающее  исключений.

Как человек, так  и животное непроизвольно обращает свое внимание только на то, что его касается, что интересует его, что вызывает в нем состояние приятное,

неприятное  или смешанное. Так как удовольствие и огорчение служат только

признаками, что  известные стремления наши удовлетворены  или, напротив, встречают противодействие и так как стремления наши глубоко лежат в нас самих и выражают сущность нашей личности, наш характер, то из этого следует, что и характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа.

Направление непроизвольного  внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления. Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, чистосердечный или глубокий. Так, привратница невольно все свое внимание отдает сплетням; красивый солнечный закат привлекает внимание

художника, действуя на его эстетическую жилку, тогда  как поселянин в том же

Информация о работе Виды внимания и их развитие у подростков и старшеклассников