Виды внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Содержание работы

1. Общее понятие о внимании…………………………………………….3
1.1.Основные функции и формы проявления внимания………………..4
1.2. Теории внимания………………………………………………………6
1.3.Физиологическая основа внимания…………………………………...7
1.4. Основные свойства внимания………………………………………...9
1.5. Отвлекаемость внимания…………………………………………….11
2. Рассеянность……………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

псилогия и педогогика РАСПЕЧАТАТЬ.docx

— 31.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Общее понятие о внимании…………………………………………….3

1.1.Основные функции и формы проявления внимания………………..4

1.2. Теории внимания………………………………………………………6

1.3.Физиологическая основа внимания…………………………………...7

1.4. Основные свойства внимания………………………………………...9

1.5. Отвлекаемость внимания…………………………………………….11

2. Рассеянность……………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее понятие о внимании

 

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому  вниманием называют избирательную  направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может  быть направлено на работу органов  чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято  считать, что существуют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Давайте рассмотрим процесс  возникновения произвольного внимания в индивидуальном развитии человека.

До начала второй половины первого года жизни внимание ребёнка  полностью непроизвольно. С шести  месяцев до одного года вниманием  ребёнка с помощью жестов постепенно обучается управлять взрослый. После  годовалого возраста жесты для управления вниманием взрослого начинает использовать и ребёнок, сам же взрослый пользуется уже не только жестами, но и речью. От года до трёх лет это же постепенно обучается делать и ребёнок. После  трёх лет он пытается управлять собственным  вниманием, и с пяти-шести летнего  возраста такие попытки становятся систематическими. С этого момента  можно уже говорить о том, что  у ребёнка сложилось произвольное внимание. [1,140]

В развитом виде внимание человека представляет собой довольно сложный  процесс, который психологически можно  изучать и оценивать по нескольким параметрам: по концентрации, устойчивости, объёму, распределению, переключению.

Определения этих параметров:

1) концентрация внимания  выражается в степени сосредоточенности  на объекте;

2) устойчивость характеризуется  длительностью сосредоточенности,  умением не отвлекаться в течение  определенного периода времени;

3) объем внимания характеризуется  количеством одновременно воспринимаемых  объектов;

4) распределение - способность  одновременного выполнения нескольких  действий;

5) переключение - способность  менять направленность внимания, переходить от одного вида  работы к другому.

Наиболее важны для  работы параметры концентрации и  устойчивости.

 

    1. Основные функции и формы проявления внимания.

 

Возьмем такой пример: я  нахожусь на каком-нибудь празднестве  и поглощена интересной беседой. Внезапно я слышу свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Я быстро переключаю внимание на разговор, происходящий между этими  людьми, и слышу мнение о себе. Но в то же время я упускаю нить прежнего разговора. Я настроилась  на вторую группу и отключилась от первой. Это пример воздействия особо  актуальной информации, известный под  названием “феномен вечеринки”. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что обо мне думают другие, определили изменение направления моего  внимания.

Под направленностью следует  понимать, прежде всего, избирательный  характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.

Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем  труднее стоящая перед человеком  задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем  менее углубленным является его  внимание.

В то же время сосредоточенность  связана с отвлечением от всего  постороннего. Чем больше мы сосредоточены  на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается  на периферии воспринимаемого. Благодаря  этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли  удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем  самым внимание обеспечивает еще  одну функцию - контроль и регуляцию  деятельности.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко  отличить от не внимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

 

 

    1. Теории внимания.

 

Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному  объясняли происхождение и сущность внимания.

Отечественный учёный Н.Н. Ланге выдвинул “концепцию волевого внимания”.

Он определил внимание как “целесообразную реакцию  организма, моментально улучшающую условия восприятия”. Н.Н. Ланге разбивает протекание акта внимания на три фазы: первичное восприятие, реакцию, улучшающую восприятие, и улучшенное восприятие. Ланге задаётся вопросом об основном механизме волевого внимания и приходит к выводу, что улучшение восприятия достигается за счёт усиления интенсивности представления. Рассмотрим пример: допустим, вы назначили встречу с приятелем, вы ждёте его уже долгое время, а он всё не появляется. Вы всматриваетесь в толпу, представляете себе, что ваш друг вот-вот подойдёт. И, в конце концов, чётко различаете его силуэт среди людского потока. Но несколько минут спустя, выясняется, что вы обознались. Почему так произошло? Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для того, чтобы произошло восприятие. Именно поэтому мы часто видим или слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле.[2,221]

Учёный Т. Рибо определяет внимание как умственный моноидеизм. Внимание, по Рибо, представляет собой определённое психофизиологическое сочетание, в котором и двигательные, и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. “Антагонизм между вниманием и нормальной психической жизнью заключается в том, что внимание стремиться к единству сознания, в то время как нормальное состояние - это множественность состояний”, - пишет он.[2,222]

Оригинальную трактовку  внимания дал в своих работах  автор планомерного (поэтапного) формирования умственных действий П.Я.Гальперин. Суть его концепции заключается в том, что: всякое действие (в том числе и умственное), состоит из ориентировочной (психической) и исполнительной частей. Если в результате планомерного формирования умственного контроля мы получим эффект, феноменально не отличимый от явления внимания, представление о внимании как о контроле может считаться обоснованным. Именно такие данные были получены в 1974 г. в работе С.Л. Кабыльницкой по формированию контроля ошибок на письме у школьников. “Не всякий контроль есть внимание (оно должно быть интериоризированно, обобщено и сжато), но всякое внимание есть контроль”, - суммирует свою теоретическую позицию П.Я.Гальперин.[2,237]

Все эти теории опираются  на реальные факты, но абсолютизируя  выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно  понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Итак, внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном  объекте, предполагающие повышение  уровня сенсорной, интеллектуальной или  двигательной активности индивида.

    1. Физиологическая основа внимания.

 

Говоря о физиологических  механизмах активного внимания, нужно  отметить, что отбор значимых воздействий  возможен только на фоне общего бодрствования  организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней  бодрствования возможно как по внешним  признакам, так и с помощью  электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность.

Выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное)бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция только на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствуют. Например, мать просыпается от легкого движения ребенка в кроватке, и может крепко спать при различных шумах. Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную формацию и т. д. Через ретикулярную формацию проходят нервные пути, ведущие от периферических органов чувств к головному мозгу и обратно. Ретикулярная формация также регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания: его концентрацию, устойчивость и т.п.[1,141]

Например, студенты сосредоточенно решают контрольную по математике. Дверь в аудиторию слегка приоткрылась. Несмотря на поглощенность работой, все студенты и преподаватель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П. Павлов назвал рефлексом “что такое?”

Но для объяснения избирательного характера внимания этого недостаточно. Выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений  из среды: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно  отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону  звука и, одновременно, соответствующая  мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При  очень сильном звуке натяжение  барабанной перепонки ослабевает, что  ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних  нервных центров и торможением  других. Выделение внешних раздражений  и течение процессов в данном направлении определяется, прежде всего, силой нервных возбуждений, которая в первую очередь зависит от силы внешнего раздражения. Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременно с ними слабые возбуждения и определяют течение психической деятельности в соответствующем направлении.

В последнее время исследователи  физиологических механизмов внимания отмечают большую роль в его динамике нейрофизиологических процессов. В  частности, выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях головного  мозга. Данную активность связывают  с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобных отделах. Первый тип нейронов - “детекторы новизны” - активизируются при действии новых  стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие  от них нейроны “ожидания” возбуждаются только при встрече организма  с предметом, способным удовлетворить  актуальную потребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов  и, в зависимости от возникающих  потребностей, организм сосредотачивается  на той или иной их стороне. Так, сытая  кошка не воспринимает мышь, как  пищу, но с удовольствием будет  играть с ней.

Таким образом, внимание обусловлено  деятельностью целой системы  зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции  разных видов внимания неравноценна.

1.4 Основные свойства внимания.

 

Внимание означает связь  сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности  этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость - это то количество времени, в течение которого человек  в состоянии сохранять своё внимание сконцентрированным на некотором объекте. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек. доходя, максимум до 12 сек.[2,221]

В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность  раскрыть в предмете, на котором  оно сосредоточенно, новые стороны  и связи. Устойчивость внимания зависит  от целого ряда условий. К их числу  относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны  субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Информация о работе Виды внимания