Виды внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Содержание работы

1. Общее понятие о внимании…………………………………………….3
1.1.Основные функции и формы проявления внимания………………..4
1.2. Теории внимания………………………………………………………6
1.3.Физиологическая основа внимания…………………………………...7
1.4. Основные свойства внимания………………………………………...9
1.5. Отвлекаемость внимания…………………………………………….11
2. Рассеянность……………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

псилогия и педогогика РАСПЕЧАТАТЬ.docx

— 31.18 Кб (Скачать файл)

Концентрация внимания - это характеристика различительной способности внимания. Чем больше разнообразных мелких деталей способен заметить человек в рассматриваемом  объекте, тем глубже его внимание в данный момент. Основной показатель его выраженности, тот фокус, в  котором собрана психическая  или сознательная деятельность.

Распределение внимания - это  характеристика, которая в определённом отношении противоположна его концентрации. Она содержит в себе наибольшее число  объектов, которые в одно и то же время могут находиться в сфере  внимания человека. Именно эта способность  позволяет совершать сразу несколько  действий. Вспомним феноменальные способности  Юлия Цезаря, который мог делать одновременно семь не связанных между  собой дел. На самом деле, в таких  случаях один из видов выполняемой  деятельности должен быть полностью  автоматизирован, и не требовать  внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.[1,140]

Переключение внимания - это способность человека переводить внимание с одного предмета на другой, отвлекаться от первого и концентрировать  своё внимание на втором. Показатель переключения внимания - скорость этого процесса. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться  в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это, прежде всего, соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Объем внимания - это среднее  количество предметов или деталей, которые одновременно могут находиться в сфере внимания человека. Человек  обладает весьма ограниченными возможностями, и не может одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга  объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически  не поддается регулированию при  обучении и тренировке. Поэтому объём  внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано  между собой содержание, на котором  сосредотачивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать  материал.[1,141]

 

1.5.Отвлекаемость внимания.

 

Отвлекаемость внимания - это  непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно  возникает при действии посторонних  раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней  и внутренней.

Внешняя отвлекаемость возникает  под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают  предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс.

Внутренняя отвлекаемость  внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних  эмоций, из-за отсутствия интереса и  чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят  человек.

 

  1. Рассеянность.

 

Рассеянностью называется неспособность  человека сосредоточиться на чем  либо определенном в течении длительного времени. Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это  невнимание человека к непосредственно  окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность - результат большой  сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается  у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько  сконцентрировано на занимающей его  проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад. Рассеянность как  следствие внутренней сосредоточенности  не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире.

Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью  этого рода, с трудом устанавливает  и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно  больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному.

Произвольное внимание рассеянного  человека неустойчиво, легко отвлекаемое. Причины подлинной рассеянности внимания разнообразны, их знание необходимо, чтобы не укреплять рассеянность, а бороться с ней. Причиной подлинной  рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие вентиляцию легких и, следовательно, обедняющие кислородное  питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.

Одной из причин подлинной  рассеянности является перегрузка мозга  большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также  может привести к подлинной рассеянности, неупорядоченность увлечений укрепляет  рассеянность. Еще одной причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка  в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает  чувств, не требует напряжения воли - один из источников рассеянности внимания учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл.- М. 2009.

2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

3. Психология детства. Учебник. Под ред. члена - кор. РАО А.А. Реана-СПб.: ”прайм - ЕВРО - ЗНАК”, 2008.

4. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007.

5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия./Сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр ”Академия”, 2009.

 


Информация о работе Виды внимания