Восприятие учителя иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изучение процессов в социальной перцепции в психологии имеет первостепенное значение при анализе процесса восприятия одним человеком другого, а именно восприятие учителя иностранных языков учеником. С помощью социальной перцепции, выступающей как аспект сложной структуры человеческого общения, осуществляется восприятие учителя органами чувств, также ученик даёт определённую оценку личности учителя.

Содержание работы

Введение
Глава I. Изучение процессов в социальной перцепции в психологии.
§ 1 Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции.
§ 2 Проблема имиджа учителя иностранного языка.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Также Г.А Кривонос в своей статье выделяет ещё один механизм социальной перцепции - атрибуция. [4, 3]

Психологический словарь А.В Петровского и М.Г. Ярошевского предлагает следующее определение казуальной атрибуции.

Атрибуция (от англ. attribute — приписывать, наделять) - приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации и является атрибуция. [5, 27]

Социальная перцепция является сложным явлением, неотъемлимой частью взаимодействия учителя и ученика ( в конкретном случае). Механизмы перцепции также весьма сложны, каждый из них представляет конкретный вид человеческого восприятия в обучении иностранному языку.

 

§ 2 Проблема имиджа учителя иностранного языка.

В процессе обучения иностранному языку важнейшую роль играет личность учителя, его имидж, внешний вид, манера общения и т.д. Ребёнок вряд ли захочет изучать такой сложный учебный предмет, как иностранный язык, если будет видеть перед собой злого учителя, или учителя, который ведёт слишком скучные уроки. Весь учебный процесс напрямую зависит от педагога. Так сложилось, что учителя математики дети воспринимают, как строгого и требовательного и шутки здесь неприемлимы, учитель физкультуры детям нравится больше, так как на уроке можно немного расслабиться, с учителем труда весело и интересно, с учителем литературы бывает скучно и т.д. А как же дети воспринимают учителя иностранных языков? Сложно дать точный ответ, ведь иностранный язык неоднозначен и безграничен. В нем пересекается сразу несколько учебных дисциплин. Учитель в общем должен соответствовать конкретным параметрам.

Р.С. Немов отмечает, что к личности педагога предъявляется ряд самых серьёзных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязятельно для педагога, но делает его личностью способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог. [7, 529]

 

Что касается главных и дополнительных требований, Р.С. Немов утверждает, что главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

 

Все эти свойства, по мнению Р.С. Немова, не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одарённых и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.,

 

Дополнительными, как считает Р.С. Немов, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо сможет стать хорошим учителем или воспитателем.

 

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. [7, 529, 530]

 

Таким образом мы видим, что педагог должен быть не просто хорошим человеком, но и соответствовать конкретным требованиям. Сегодня довольно тяжело им соответствовать, так как общество меняется, дети приобретают новые интересы и просто невозможно подстроиться под каждого ребёнка. Так каким же должен быть педагог, чтобы понравиться детям и проявить у них интерес в изучении иностранного языка? В чём сегодняшняя проблема имиджа российского учителя иностранного языка?

 

В статье «Учитель английского языка» говорится следующее. Нельзя найти идеального учителя, и нельзя найти идеального ученика – китайская мудрость. Главным качеством, которым должен владеть учитель английского – заинтересовать ученика в изучении английского.[8,1]

 

Все дети идут на первый урок иностранного языка с огромной радостью, мотивацией, так как иностранный язык для них – это загадочный предмет. Ошибка учителей в том, что они не могут вовремя заинтересовать ученика в изучении данного предмета, таким образом, мотивация у ребёнка пропадает, а иностранный язык становится для них сложным и непостижимым предметом.

 

Также в статье говорится о том, что если Вы хотите быть преподавателем английского, Вы должны смотреть на реакцию своих учеников – и обязательно должны учится заинтересовывать их! Второе главное качество преподавателя – учиться и улучшать свои навыки в английском языке. [8,2]

 

Многие учителя, закончив образовательное учреждение, останавливаются на самообразовании и саморазвитии. Они работают в школе, полагаясь на те знания, которые приобрели, не совершенствуя их. Это главная ошибка. Сегодня учитель должен идти в ногу со временем, в ногу с быстроразвивающимся обществом. Его задача – быть интересным для детей, привносить в образовательный процесс что-то новое.

 

Согласно статье, преподаватель должен быть наставником – а наставник должен превосходить до какого-то момента учеников, или хотя бы готовится до занятий! Если Вы преподаватель вы должны любить то что Вы делаете – любить своё дело, а именно преподавать английский язык, если Ваш преподаватель не любит английский – то Вы от него многому не научитесь. Преподаватель должен уметь хвалить учеников правильно – у него не должно быть любимчиков, он должен верить в способности каждого ученика. Учитель английского языка должен быть терпелив. [8,3]

 

Что касается самого имиджа учителя иностранного языка, Т.Н. Щербакова даёт определение понятию имидж.

 

В переводе с английского «имидж» означает «образ». Можно сказать, что имидж – это образ человека, который складывается среди других людей. [9,201]

Толковый словарь Вебстера дает следующее определение этого понятия: «имидж» - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенно личности. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном сознании с помощью паблисити, рекламы или пропаганды.

А.П. Панфилова, автор книги «Имидж делового человека», определяет имидж как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально – психологическое воздействие на кого – либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации [10, 53].

По мнению Т.Н.Щербаковой,  выделяют разные типы и виды имиджа. Что касается профессионального имиджа, она даёт определение этому понятию.

Профессиональный имидж – образ человека, детерминированный его профессиональными характеристиками.

Т.Н. Щербакова считает, что для создания имиджа учителя важным является также профессиональный антураж, то есть совокупность предметов, которыми себя человек окружает, тем самым проявляя не только свой вкус и свои интересы, но и определенным образом демонстрируя принадлежность к конкретному культурному сообществу специалистов.

Говоря об отражении профессиональных качеств в имидже учителя, то здесь Т.Н. Щербакова соотносит его с преподаваемым предметом, то есть по её мнению, должно быть соответствие «образа учебного предмета» и индивидуально - личностного стиля профессиональной деятельности учителя. Очевидно, что учитель иностранного языка должен хорошо ориентироваться в грамматике и стилистике языка, знать тенденции развития языка в странах, где живут носители языка (ведь не секрет, что язык изменяется, упрощаются или усложняются смысловые конструкции, существуют особенности языка в разных регионах и т.д.). В этом случае образ учителя будет иметь также воспитательное значение, которое трудно переоценить. Декларация идеала и правильного поведения без реального подкрепления образом самого учителя не будет иметь положительного воспитательного влияния.

Особый интерес представляет вопрос формирования идеального имиджа учителя, в том числе имиджа учителя иностранного языка, как считает Т.Н. Щербакова. В каждый исторический период к педагогу предъявлялись разные требования, составлялись профессиограммы, в которых отражались основные компоненты личности и профессиональные характеристики педагога.

Каждое общество формирует определенные стереотипы образа учителя, что влияет на восприятие представителя педагогической профессии. [9, 202]

 

Исследования Петровой Е.А., проведенные в отдельных московских школах в 90-х годах, показали, что пятиклассники охарактеризовали «хорошего» учителя, как: миролюбивого, веселого, серьезного, тактичного, откровенного, спокойного, активного, щедрого, уверенного, практичного, прощающего, осторожного, смелого, сотрудничающего, организованного, трудолюбивого, умного и приятного. [11, 6,9].

По словам Т.Н. Щербаковой, при формировании имиджа современного педагога большое значение имеет мотивация. Существует 2 вида мотивации формирования индивидуального и профессионального имиджа:

  1. Психологическая – повышение самооценки. Результат формирования имиджа – достижение внутренних целей человека, достижение психологического комфорта.
  2. Инструментальная – создание инструмента для социального влияния. Результат – достижение внешних целей.

Также при формировании имиджа следует опираться на определенные принципы:

  • формируя свой имидж, следует воздействовать в большей степени на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникающее у человека под влиянием подсознательной информации, расценивается человеком как собственное, так как не очевиден источник его возникновения. Так как люди себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному впечатлению они могут доверять больше, чем сознательному;
  • умение нравиться на всех уровнях взаимодействия в образовательном учреждении, которое достигается путем выявления положительных качеств и придания им соответствующей эстетической формы;
  • самовоспитание и самосовершенствование, обеспечивающие высокий уровень профессиональной компетентности;
  • гармонизация образа;
  • владение навыками самопрезентации;
  • саморегуляция, обеспечивающая психофизическое равновесие.

Построение профессионального имиджа – процесс сложный, многофакторный, специально спроектированный, развивающийся по определенным законам и технологиям. [9,202]

Этапы формирования имиджа педагога (А.С. Ковальчук, В.М. Шепель, Е.Б. Перелыгина):

I - изучение личностных характеристик, составление «Я-концепции». Основная цель – создание идеальной модели, образа – предмета имиджирования.

II - подбор и культивирование характеристик, присущих определенному этапу развития (зрелости), роду занятий, ожиданиям коллег, сотрудников, потребителей. Можно произвести ранжирование и выбор определенных востребованных и значимых профессиональных и личностных качеств, которые индивид способен развить в себе.

  1. - работа над внешним видом (стиль, поведение, техника презентации, 
    произвольность).
  2. - работа над совершенствованием коммуникативных качеств: расширение опыта взаимодействия и воздействия, овладение педагогической техникой, технологиями самоподачи. [12,14,15, 202, 203]

Г.Г. Почепцовым были выделены 10 технологий создания имиджа политика (для педагогов адаптированы А.А. Калюжным). [13, 202, 203]

Дистинктивная – выделение индивидуальных качеств учителя на базе различных обобщений (н-р, изображение курящего или пьющего учителя в символическом варианте невозможно, а в действительности педагог может курить. Создавая свой имидж, наставник заполняет образовавшийся информационный вакуум в сознании учеников сведениями о себе).

Личностная – механизм продвижения педагога из человека незнакомого детям в сферу известного учащимся (из позиции «чужой» в позицию «свой»). Например, педагог может что – то рассказать о себе, о своих взаимоотношениях с окружающими, житейских проблемах.

Информация о работе Восприятие учителя иностранного языка