Время реакции водителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных вопросов, связанных с временем реакции водителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть особенности труда водителя, выявить основные сложности труда;
- перечислить факторы, определяющие сложность труда водителя;
- дать характеристику психофизиологических аспектов сложности труда водителя;
- ознакомиться с существующими представлениями о времени реакции водителя;
- обозначить основные свойства реакции водителя;
- рассмотреть определение, сущность и содержание времени реакции водителя;
- выявить факторы, влияющие на время реакции водителя;
- охарактеризовать значение и содержание определения времени реакции водителя на опасность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности труда водителя…………………………………………...5
1. 1. Сложность труда водителя………………………………………………….5
1. 2. Факторы, определяющие сложность труда водителя……………………..6
1. 3. Психофизиологические аспекты сложности……………………………...10
Глава 2. Существующие представления о времени реакции водителя………17
2. 1. Основные свойства реакции водителя…………………………………….17
2. 2. Определение, сущность и содержание времени реакции водителя…….21
Глава 3. Факторы, влияющие на время реакции водителя и возможности
его определения………………………………………………………………….26
3. 1. Факторы, влияющие на время реакции водителя………………………...26
3. 2. Определение времени реакции водителя на опасность………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

- Память

- Мышление

- Оперативные качества

- Реакция

- Эмоциональное состояние

Зрительные ощущения

Возможности органов чувств и мозга  водителя не могут быть неограниченными. Их перегрузка ведет к быстрому переутомлению, что очень опасно, так как в  состоянии утомления водитель не может правильно и полностью  воспринимать обстановку на дороге.

В первую очередь нагрузка идет на органы зрения, ведь в процессе управления автомобилем зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей обстановке.

Решающее значение для зрения имеют  условия освещенности. Статистика указывает на большое число ДТП (до 50%) в темное время суток, несмотря на снижение интенсивности движения в это время. Наибольшие затруднения возникают для водителя при резких изменениях освещенности дороги, при движении в условиях недостаточности освещенности, при недостаточной контрастности объектов на дороге.

Имеет значение и зрительное поле водителя, его способность воспринимать цвета. У некоторых людей существуют различные отклонения, такие как  суженое поле зрения или нарушение  цветочувствительности. Такие люди, безусловно, не могут быть водителями, а тем более водителями общественного транспорта.

Водителю, не имеющему отклонений, приходится мобилизовать все возможности своего зрения, что не просто и может  в дальнейшем привести к его расстройству.

Слуховые ощущения

Как средство получения информации, слуховые ощущения являются для человека вторыми по значению после зрительных ощущений.

Водитель оценивает качество работы агрегатов автомобиля при помощи слуха; воспринимает информацию, передаваемую звуковыми сигналами другими водителями, звонки у железнодорожных переездов, сирену автомобиля, зуммеры внутренней сигнализации, а также различные шумы, интенсивность и частота которых дает некоторое представление о скорости движения и ее изменении.

Постоянно действующий шум оказывает отрицательное действие на органы слуха. Под влиянием шума удлиняется скрытый период двигательной реакции, ухудшается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушается координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.

Ощущение равновесия, ускорений, вибраций

Равновесие – это свойство органов  человека воспринимать и реагировать  на изменение положение тела в  пространстве, а также действие на организм ускорений и перегрузок. В состоянии равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-суставное чувство и кожная чувствительность. Сохранение равновесия является результатом сложного взаимодействия возникающих рефлексов.

Ускорение характеризует быстроту изменения скорости по численному значению и по направлению. Реакция человека на ускорение определяется рядом факторов, среди которых существенное значение принадлежит времени действия, скорости нарастания и направления вектора перегрузки.

Общее состояние человека при действиях ускорения характеризуется появлением чувства тяжести во всем теле, болевых ощущений за грудиной или в области живота, в начале затруднением, а в дальнейшем (при значительных перегрузках) и полном отсутствием возможности движений. Большие ускорения приводят к нарушению зрительных функций.

В реальных условиях движения ускорения, действующие на водителя не велики. Эти ускорения не могут вызвать  у водителя значительных физиологических  расстройств. Но во время и после  прохождения кривой малого радиуса может наблюдаться изменение тонуса мышц рук, вследствие чего водитель не всегда может выдержать прямолинейное направление движения и ошибается, поворачивая рулевое колесо в направлении тонуса мышц. Так, при прохождении со значительными скоростями кривых малых радиусов и при последующем выходе на прямолинейный участок водитель рефлекторно смещает автомобиль на наружную сторону дороги и в ряде случаев заезжает на полосу встречного движения.

В результате длительного периодического действия ускорений (подъемы и спуски, движение по кривым малых радиусов) возможно возникновение болезненного состояния, так называемой морской болезни, основные проявления которой – плохое самочувствие, головокружение, тошнота.

Вибрация (механические колебания) оказывает  существенное влияние на человеческий организм, причем степень и характер ее действия зависят от вида колебания и направления действия. Под влиянием вибрации в организме могут наступать различные психофизиологические изменения, в том числе изменения в системе кровообращения, в центральной нервной системе, в мозге, костно-суставной системе и в мышцах. Воздействие вибрации может привести к функциональным нарушениям, которые не носят затяжного характера и быстро исчезают после непродолжительного отдыха. Под действием вибрации ухудшается зрительное восприятие, снижается качество внимания, замедляется реакция, снижается точность действия.

Восприятие

Водитель в процессе своей профессиональной деятельности на основе нескончаемого  потока информации постоянно совершает  действия, соответствующие его пониманию сложившейся ситуации. При этом водитель руководствуется рядом тактических задач: соблюдением безопасной скорости движения, необходимостью остановок. Управляя автомобилем, он должен воспринимать большое число зрительных, звуковых и других раздражителей, совокупность которых формирует дорожно-транспортную ситуацию. Качество восприятия водителя, то есть его быстрота, полнота, своевременность и точность, во многом зависят от знаний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях увидит больше и быстрее, чем новичок.

Память

Любой процесс принятия решения  не может быть осуществлен без  участия памяти, как свойства нервной  системы хранить информацию о  событиях и реакциях организма на эти события. Поэтому водителю важно  обладать хорошей и, кроме того, долговременной памятью, которая хранит все навыки, приобретенные в процессе учебы и практики.

Мышление

Управление автомобилем требует  от водителя выдерживания такого режима движения, который учитывает постоянное изменение ситуации. Эту деятельность выполняет мышление.

Результатом мышления является принятие решения, следствием которого – выполнение определенных действий. Для водителей  важна скорость мышления, так как  умозаключения и следующие за ними действия должны выполняться  тем быстрее, чем больше скорость движения автомобиля. Одновременно с этим у водителя должна быть развита широта мышления, то есть способность предвидеть различные последствия своих действий и в соответствие с оценкой этих последствий принимать необходимые и правильные решения.

Оперативные качества водителя

Наиболее важные из них – это  высокая эмоциональная устойчивость, сообразительность, высокие показатели координации движения, высокие качества внимания и памяти. Все эти качества в реальной деятельности проявляются во взаимодействии и единстве. Однако в процессе движения и управления автомобилем водитель не должен сосредотачивать свое внимание только на одном или на нескольких заранее определенных объектах ввиду постоянно меняющейся дорожно-транспортной ситуации. Водителю необходимо обладать способностью следить даже за теми событиями, которые в сложившейся ситуации не являются определяющими, и переключать внимание при возникновении каких-либо других существенных событий.

Реакция

Реакция есть ответное действие организма на какой-либо раздражитель. Вся деятельность водителя представляет собой непрерывную цепь различных реакций. Несвоевременные или неточные реакции приводят к повышению опасности движения.

Эмоциональное состояние

Значительную роль в деятельности водителя, определяющую во многих случаях правильность и точность его действий, играет его эмоциональное состояние. В работе водителя беспрерывно возникают источники эмоционального напряжения: опасная ситуация на дороге, подъезд к оживленному перекрестку и к сложной транспортной развязке и т. д.

Опытные, уверенные в себе водители, обладающие твердым и решительным  характером, действуют в опасной  ситуации точно и быстро. Другие же, как правило, неопытные водители проявляют растерянность, не выполняют  необходимых действий или вместо них выполняют лишние.

Способности человека к профессиональной деятельности водителя в основном определяются следующими качествами: хорошим физическим развитием, выносливостью, ловкостью  и хорошей координацией движений; легкостью получения и изменения двигательных навыков; высокой степенью развития органов чувств (зрения, слуха и мышечного слуха); скоростью и точностью сенсомоторных реакций; быстротой, точностью определения скорости движения и пространственных отношений; широким распределением, быстротой переключения и устойчивостью внимания; хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти; настойчивостью, решительностью, смелостью; склонностью к технике, техническим мышлением, интересом к профессиональной работе водителя; эмоциональной устойчивостью, самообладанием, дисциплинированностью; инициативностью и сообразительностью.

 

 

 

 

 

Глава 2. Существующие представления о времени реакции водителя.

2. 1. Основные свойства реакции водителя.

Для того, чтобы изменить режим  движения транспортного средства, водителю достаточно воздействовать на систему управления автомобиля посредством рук или ног. Двигательный ответ, вырабатываемый водителем после получения и обработки информации, полученной благодаря работе органов чувств, называется реакцией. Информация, сигнализирующая о необходимости изменения режима движения автомобиля, не всегда может быть предсказуемой и прогнозируемой – ведь нередко возникают ситуации, когда она поступает неожиданно, а для ее обработки и оценки у водителя остается не так уж много времени. Дорожная обстановка подчас меняется резко и неожиданно.

Поэтому качество реакций  водителя напрямую зависит от скорости формирования ответа на получаемую информацию. На первый план выходит время реакции  – интервал, который проходит с момента получения информации до момента, когда водитель приступает к реализации ответа на нее. Реакция может быть простой или сложной. Простая реакция носит однозначный характер, так как обычно бывает связана с ожиданием какого-либо сигнала водителем. Время реакции в этом случае имеет наименьшее значение. Сложная реакция обычно бывает связана с процессом поиска и выбора подходящего решения.

Время любой реакции  включает в себя два периода. Первый, скрытый (латентный) период начинается в момент появления внешнего раздражителя и заканчивается в момент начала двигательного ответа на него. Второй период – моторный – равен времени выполнения двигательного акта в ответ на раздражитель. Латентный период связан с протеканием психофизиологических процессов, которые связаны с оценкой ситуации и прогнозированием возможных вариантов ее развития, а также с необходимостью выработки решения. Латентный период простой реакции обычно занимает промежуток времени, равный 0,2 с (реакция на свет) или 0,14 (реакция на звук). Время сложной реакции (точнее, ее латентного периода) зависит от многих факторов и варьируется в весьма широких пределах. На время сложной реакции оказывают воздействие и опыт водителя, и его индивидуальные психофизиологические качества, и характеристики ситуации, сложившейся на дороге. Даже один и тот же водитель будет реагировать на событие с различной скоростью в зависимости от того, насколько неожиданным оно для него является. Время моторного периода реакции водителя напрямую зависит от его возраста, физического состояния, степени неожиданности события и сложности действия, выполняемого водителем.

Согласно статистике, среднее время моторного периода  простой реакции на свет (например, на красный сигнал светофора) у молодых  водителей, возраст которых не превышает 22 лет, в два раза выше, чем у водителей старшего и среднего возраста (от 45 до 60 лет). А вот время моторного периода реакции у водителей одного возраста в схожих условиях не слишком отличается, невзирая на их практический опыт. Дело в том, что все действия, касающиеся управления транспортным средством, зачастую отрабатываются в повседневной деятельности водителя.

Итак, получается, что  обе составляющие времени реакции  находятся в непосредственной зависимости  от степени неожиданности ситуации. К сожалению, большое время реакции затрудняет успешное проведение действий по предупреждению аварийной ситуации на дороге. Поэтому не стоит недооценивать важность развития практических навыков оценки и прогнозирования ситуаций, возникающих на дороге.

Как правило, наиболее слабой оказывается нервная система, обладающая высокой степенью чувствительностью. Способность вовремя замечать даже самые слабые сигналы и оценивать полученную информацию помогает водителям, чья нервная система не отличается выносливостью. В этом случае водитель сможет раньше заметить возникновение потенциально аварийных ситуаций на дороге, раньше на них отреагировать и принять меры для избегания опасности или противодействия ей.

Кстати, существует мнение, что в сложной ситуации на дороге хороший водитель будет реагировать даже немного медленнее, чем плохой водитель. Просто хороший водитель всегда знает, что в сложной ситуации необходимо внимательно и дотошно оценить обстановку на дороге, мысленно перебрать все возможные варианты ее развития и выбрать оптимальный вариант действий. Если в обычных, безопасных условиях можно допустить ошибку и потом успеть ее исправить, то аварийная ситуация такой возможности водителю не предоставляет. Скорректировать собственные действия потом уже будет невозможно, а это значит, что и права на ошибку у водителя нет. А плохой водитель стремится в спешке сделать хоть что-нибудь, склонен впадать в панику, у него включается активный оборонительный рефлекс. В результате поспешных действий водителя ситуация подчас усугубляется и становится непоправимой.

Иногда водителю приходится действовать  в условиях самых различных дорожных ситуаций. Существует такой тип режима, который можно назвать минимальным  – например, таким является режим  перемещения на автомобиле по загородному шоссе, широкому и малозагруженному, в приятную летнюю погоду. Режим, в котором приходится действовать большинству водителей – когда необходимо ехать по городским улицам, заполненным машинами и пешеходами – можно назвать оптимальным. В наши дни именно такой режим преобладает в повседневной жизни водителя, так как количество различных транспортных средств постоянно возрастает. Когда обстановка на дороге резко усложняется или техника внезапно отказывает, возникает экстремальный режим движения.

Практический опыт показывает, что  люди со слабой нервной системой могут  нормально управлять автомобилем  в оптимальном и минимальном режиме, но резко теряют уверенность в экстремальных условиях. Хотя ни одного водителя объективно нельзя назвать абсолютно надежным, такого попросту не бывает в природе. Даже хорошо подготовленный человек, который может похвастаться выносливой нервной системой и хорошо справляющийся с очень сложными экстремальными задачами, может допустить ошибку во время рения несложных задач. Причиной этого является отсутствие у водителя интереса и дополнительной мотивации, а эти факторы считаются основными условиями, необходимыми для решения любой задачи. Водитель, нервная система которого менее сильна, быстро и надежно решает простые задачи. Но в экстремальной ситуации он может растеряться и допустить ошибку.

Информация о работе Время реакции водителя