Время реакции водителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных вопросов, связанных с временем реакции водителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть особенности труда водителя, выявить основные сложности труда;
- перечислить факторы, определяющие сложность труда водителя;
- дать характеристику психофизиологических аспектов сложности труда водителя;
- ознакомиться с существующими представлениями о времени реакции водителя;
- обозначить основные свойства реакции водителя;
- рассмотреть определение, сущность и содержание времени реакции водителя;
- выявить факторы, влияющие на время реакции водителя;
- охарактеризовать значение и содержание определения времени реакции водителя на опасность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности труда водителя…………………………………………...5
1. 1. Сложность труда водителя………………………………………………….5
1. 2. Факторы, определяющие сложность труда водителя……………………..6
1. 3. Психофизиологические аспекты сложности……………………………...10
Глава 2. Существующие представления о времени реакции водителя………17
2. 1. Основные свойства реакции водителя…………………………………….17
2. 2. Определение, сущность и содержание времени реакции водителя…….21
Глава 3. Факторы, влияющие на время реакции водителя и возможности
его определения………………………………………………………………….26
3. 1. Факторы, влияющие на время реакции водителя………………………...26
3. 2. Определение времени реакции водителя на опасность………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Одним из важнейших навыков водителя, обеспечивающих безопасность движения, является быстрота реакции — закономерный ответ организма на внешнее воздействие.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятие решения и выполнение ответных действий. Время Реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности до начала действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций — сложной, простой и в опасной зоне.

При движении автомобиля перед водителем  могут возникать самые различные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия представляют собой сложную реакцию.

Время сложной реакции водителя — с момента появления перед  водителем опасности (или препятствий) до ответа на него действием, которое  заранее не определил и к выполнению которого не был подготовлен, — составляет 0,8 с, а при испуге, нездоровье, усталости после многочасовой работы — 1 с и более.

Простые, заранее определенные действия водителя в ответ на какую-либо опасность  или препятствие называются простой  реакцией.

Водитель может и должен всегда стремиться перевести сложную реакцию  в простую. Однако, несмотря на то что  простая реакция быстрее, чем сложная, ее время (0,4 - 0,6 с) все-таки значительно, так как включает в себя и время на мышечное движение водителя — перенос правой ноги с педали дроссельной заслонки на педаль тормоза.

2. 2. Определение, сущность  и содержание времени реакции  водителя.

Под  временем   реакции   водителя  в психологической практике понимается промежуток времени с  момента поступления к водителю сигнала об опасности до начала воздействия водителя на органы управления транспортного средства (педаль тормоза, рулевое колесо).

В экспертной практике под этим термином принято понимать промежуток времени t1, достаточный для того, чтобы  любой водитель (психофизические возможности которого отвечают профессиональным требованиям) после того, как возникнет объективная возможность обнаружить опасность, успевал воздействовать на органы управления транспортного средства.

В экспертной практике рекомендуется принимать нормативное  время   реакции   водителя  t1 равным 0,8 сек. Исключение составляют следующие случаи.

- Если водитель предупрежден  о возможности возникновения  опасности и о месте предполагаемого  появления препятствия (например, при объезде автобуса, из которого выходят пассажиры, или при проезде с малым интервалом мимо пешехода), ему не требуется дополнительное время на обнаружение препятствия и принятие решения, он должен быть подготовлен к немедленному торможению в момент начала опасных действий пешехода. В подобных случаях нормативное  время   реакции  t1 рекомендуется принимать 0,4-0,6 сек (большее значение - в условиях ограниченной видимости).

- Когда водитель обнаруживает  неисправность органов управления  лишь в момент возникновения  опасной обстановки,  время   реакции , естественно, возрастает, так как при этом необходимо дополнительное время для принятия водителем нового решения, t1 в этом случае равно 2 сек.

- Правилами движения водителю  запрещается управлять транспортным  средством даже в состоянии самого легкого алкогольного опьянения, а также при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения. Поэтому влияние алкогольного опьянения на t1 не учитывается, а при оценке степени утомляемости водителя и его влияния на безопасность движения следователь (суд) учитывает обстоятельства, которые вынудили водителя управлять транспортным средством в подобном состоянии. Эксперт в примечании к заключению может указать на возрастание t1 в результате переутомления (после 16 час работы за рулем примерно на 0,4 сек).

Время реакции водителя - психологическое качество водителя принимать решение и реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации.

Известно, что реакция - это ответное действие организма на какой-то внешний  раздражитель. Реакции делят на простые и сложные. К первым относятся ответные действия на один раздражитель (например, торможение впереди идущего автомобиля). Ко вторым - действие сразу нескольких раздражителей (например, на регулируемом перекрестке кроме выполнения требований сигналов светофора вам приходится пропускать пешеходов, следить за другим транспортом).

Процесс реакции можно  подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятие решения и выполнение ответных действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности до начала действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне.

При движении автомобиля, перед водителем могут возникать самые различные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия представляют собой сложную реакцию.

Время сложной реакции  водителя - с момента появления  перед водителем опасности (или  препятствий) до ответа на него действием, которое заранее не определил  и к выполнению которого не был подготовлен, - составляет 0,8 с, а при испуге, нездоровье, усталости после многочасовой работы - 1 с и более.

Простые, заранее определенные действия водителя в ответ на какую-либо опасность или препятствие называются простой реакцией.

Водитель может и должен всегда стремиться перевести сложную реакцию в простую. Однако, несмотря на то что простая реакция быстрее, чем сложная, ее время (0,4...0,6 с) все-таки значительно, так как включает в себя и время на мышечное движение водителя - перенос правой ноги с педали дроссельной заслонки на педаль тормоза.

Таблица 1. Время реакции  водителя.

Скорость автомобиля, км/ч 

0.5 сек 

0.8 сек 

1.0 сек 

1.5 сек 

2.0 сек 

50

6,9

11.1

13,9

20,8

27.8

60

8.3

13,3

16.7

25.0

33,3

70

9,7

15.6

19.4

29.2

38.9

80

11,1

17,8

22.2

33.3

44,4

90

12.5

20.0

25.0

37.5

50,0

100

13,9

22.2

27,8

41,7

55.5


 

Реакция в опасной зоне занимает особое место. Она протекает с  момента появления перед водителем  какой-либо опасности (или препятствия), к восприятию которой водитель заблаговременно подготовился, до ответа на них простым, заранее определенным действием, к совершению которого водитель уже подготовлен. В чем заключается подготовка? В том, что водитель, определив место возможного появления опасности (или препятствия), заранее готовится к ее предотвращению.

Время реакции водителя. Работа водителя выполняется в различном темпе  и с различной напряженностью. На степень рабочей нагрузки водителя решающее влияние оказывают скорость автомобиля и интенсивность движения. Регулируя скорость движения, водитель, находясь в потоке автомобилей, сам устанавливает для себя оптимальный темп работы с учетом своих психофизиологических возможностей и дорожной обстановки. Подготовленный водитель мгновенно и почти бессознательно реагирует на изменение ситуации на дороге. Особая быстрота восприятия и реакции отличают его езду в городе, где его мозг работает «на высоких оборотах».

Отдельные периоды работы водителя, особенно при высокой скорости движения, протекают в условиях дефицита времени. Качество действий водителя в этих случаях зависит от быстроты и точности его ответных реакций на различные раздражители. В ответ на эти раздражители водитель выполняет различные действия: нажимает на педаль тормоза или управления подачей топлива, поворачивает рулевое колесо или оперирует рычагами переключения передач или тормоза и т.п. Такие ответные действия на раздражители называются реакциями. В каждой реакции различают: скрытый (латентный) период, т.е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала ответного движения, и период реализации двигательного действия — отрезок времени от начала движения до его окончательного завершения.

Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция — это возможно быстрое ответное действие на заранее известный раздражитель (сигнал). Например, быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении красного света светофора, если водитель, ожидая появления сигнала, подготовился к торможению. Среднее время скрытого периода простой реакции на световой сигнал — около 0,2 с, на звуковой — 0,14 с.

Общее время простой реакции (продолжительность  скрытого периода реакции и ответного  действия) значительно варьируется  в зависимости от времени, необходимого на выполнение ответного действия. Так, среднее время простой реакции на включенный стоп-сигнал и время, затрачиваемое на перенос правой ноги с педали управления подачей топлива на педаль тормоза, составляет 0,4...0,6 с.

Сложная реакция связана с выбором  нужного ответа из ряда возможных. Например, то же быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении пешехода, но не сразу, а после выбора этого ответного действия как наиболее рационального из ряда других возможных действий, таких как поворот рулевого колеса, изменение скорости движения, подача звукового сигнала и др. Ответные действия при сложной реакции могут происходить в различных сочетаниях. Например, нажатие на педаль тормоза и поворот рулевого колеса.

Термин «время реакции» должен остаться только для «внутреннего употребления»  водителями и учеными, но он так же, как и «особая осторожность», должен быть исключен при оценке вины водителя. А вот понятие особой ответственности за управление автомобилем при конфликтах с другими водителями и пешеходами должно приобрести в вашем сознании тот высокий смысл, который поможет вам, не насилуя себя особой осторожностью, выбирать режимы управления автомобилем так, чтобы предусмотреть возможные последствия разрядки конфликтных ситуаций.

 

Глава 3. Факторы, влияющие на время  реакции водителя и возможности  его определения.

3. 1. Факторы, влияющие  на время реакции водителя.

При измерении времени реакции  водителей на приборе, сконструированном  в МАДИ, когда испытуемый по команде  «Внимание» (на автомобильном тренажере) должен нажать на педаль газа и при  внезапном загорании сигнальной красной лампы как можно быстрее перенести ногу на педаль тормоза и нажать на нее, исследователями установлено, что среднее время реакции опытных водителей, наездивших 50 тыс. км, составляет 0,5 – 1,5 с, а водителей с меньшим опытом – 1,0 – 2,0 с.

 Время реакции увеличивается  при утомлении, при болезненном  состоянии и после приема алкоголя. Так через 6 – 8 часов управления  автомобилем время реакции увеличивается  на 0,1 – 0,2 с. 

 Время реакции у холериков,  как показали специальные исследования, оказалось меньше, чем у флегматиков, на 25 – 35%, но число ошибок у них больше. Так как холерики более склонны к поспешным и преждевременным действиям.

 Время реакции увеличивается  у людей пожилого возраста. По  данным некоторых исследований, в 60 лет время простой реакции увеличивается на 60 – 65%, а время сложной – на 31 – 38%. Последнее объясняется тем, что при сложных реакциях, когда нужно выбрать решение из ряда возможных, сказывается профессиональный опыт пожилых водителей, которые быстрее определяют на дороге объект, создающий аварийную обстановку, и лучше прогнозируют пути выхода из аварийной обстановки. Минимальное время реакции водителей, входящих в возрастную группу 40-50 лет, превышает время реакции 20-ти летнего водителя вдвое.

 Среднее время реакции у мужчин меньше, чем у женщин. Время сложных реакций у женщин возрастает в менструальном цикле, что связано с ослаблением внимания и снижением мышечного тонуса.

 

 Увеличение времени реакций  отмечается и при управлении  автомобилем в условиях ограниченной видимости, особенно в темное время суток. В среднем в темное время суток время реакций увеличивается на 0,6 – 0,7 с. Это объясняется тем, что при плохой видимости требуется больше времени для восприятия объектов на дороге, что увеличивает латентный период реакции.

 В темное время суток резко  снижается острота зрения, нарушается  глубинное зрение, суживается поле  зрения. Все это затрудняет пространственное  восприятие водителя. Даже в полнолуние  острота зрения падает в 2 раза, а при облачности в 20 раз! По другим данным, в светлую ночь, острота зрения снижается до 30-70%, а в темную ночь – до 5 и даже 3%. Особенно снижается острота ночного зрения у пожилых водителей. Если среднюю остроту зрения в двадцатилетнем возрасте принять за 100%, то в 40 лет она составляет 90%, в 60 лет – 74%, а в 80 лет – 47%.

 Нарушение глубинного зрения  приводит к тому, что водитель  неправильно определяет расстояние  до появившегося на дороге  препятствия, ошибается в оценке  ширины дороги. Так, установлено,  что днем ошибка в определении  расстояния до встречного автомобиля  составляет на 100 м 5-10%, а при удалении до 1 км – 25%. Ночью такая ошибка возрастает в 2-3 раза.

Информация о работе Время реакции водителя