Взаимоотношения в семье младшего школьника как фактор формирования его самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1 Провести анализ подходов отечественных и зарубежных исследований по проблеме влияния семьи на формирование самооценки младшего школьника.
2 Раскрыть особенности младшего школьного возраста.
3 Определить влияние семьи на самооценку младшего школьника.
4 Выявить особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
5 Разработать практические рекомендации по проблеме исследования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что ребенок узнает о себе и других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

В итоге, следует заметить, что самооценка – это одно из наиболее важных качеств личности. Именно от того какая будет самооценка во многом зависит успешность человека в будущем. Только имея адекватную самооценку, человек сможет добиться успеха в различных сферах деятельности.

 

1.2 Характеристика младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игривое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются [17, с.44].

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность. Взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. (Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н.) [9, с. 251].

Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок – взрослый – задача»).

Новое  положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми; неблагоприятный результат стадии – комплекс неполноценности. (Эриксон Э) [9, с. 269].

Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение.

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков ученой деятельности, организованности и саморегуляции. В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы ребенка. Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Согласно положениям Л. С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными. (Выготский Л.С.)

Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей – центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезъадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Однако самооценка младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с детьми, но и  от стиля семейного воспитания, принятых в ней ценностей. (Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н.)[9, с. 268].

Школа и семья – внешне факторы развития самосознания. Его становление зависит от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. А.В. Захарова, прослеживая развитие самооценки на протяжении младшего школьного возраста, выявила общее снижение ее уровня, проявление у детей более критического отношения к себе. Причем ход и результаты своей деятельности младшие школьники оценивают более полно, объективно и обоснованно, чем свои возможности. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо отметить, что у детей с завышенной или заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно. (Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н.) [9, с. 272].

Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана, а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязанности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается.

В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе их начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать [17].

Младший школьный период – это «этап интенсивного социального развития психики, ее основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в новообразовании в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности». На данном периоде у учащихся основными новообразованиями являются личностная и интеллектуальные рефлексии, становление внутренней речи, самоконтроль, произвольность и осознанность познавательных процессов и поведения [6, с. 183].

В период младшего школьного возраста активно формируется самооценка, она включает в семя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива [12, с. 41].

На становление самооценки младшего школьника оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Как правило, дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира в семье, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, по сути, результат бесконтрольности, результат равнодушия родителей к детям [6, с. 12].

Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей – центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. (Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н.) [9, с. 268].

Подводя итог, нужно отметить, что в оценке деятельности детей важна система. В ней самое главное – ценить индивидуальность ребенка, радоваться его успехам, отмечать улучшения и помогать, чтобы они состоялись. Следует помнить, что самооценка, сформированная в детстве, переносится во взрослую жизнь и может на нее повлиять. Именно поэтому нужно поддерживать ребенка и помогать ему себя полюбить [18, с 33, 35].

 

1.3 Влияние семьи на формирование самооценки личности в младшем школьном возрасте

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Изучая особенности самооценки в младшем школьном возрасте, можно сказать, что она зависит от влияния различных факторов:

  1. Наличие (отсутствие) навыков ученой деятельности, оценка учителя.
  2. Оценка товарищей.
  3. Собственный жизненный опыт.
  4. Стиль семейного воспитания, принятые в ней ценности [21, с. 57-66].

Из всех факторов социализации самым влиятельным и важным была и остается семья, как первичная ячейка общества. Именно ее влияние ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия в значительной степени предопределяют дальнейший жизненный путь ребенка. Кроме целенаправленного, сознательного воспитания на ребенка также действует все внутренняя атмосфера в семье. Практически все психологические и социальные аспекты поведения детей зависят именно от семейных условий.

Считается, что самооценка формируется в результате оценки значимыми другими результатов деятельности и поведения ребенка. То есть, ребенок видит себя глазами взрослых. Если ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, то его представления о себе кажутся искаженными.

Лисина М.И. проследив самосознание ребенка, в зависимости от особенностей воспитания в семье, пришла к выводу, что дети, которые воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно внимания, положительно оценивают их умственные и физические данные, но в тоже время не считают уровень их развития выше, чем у большинства их сверстников, имеют точное представление о себе. Дети, с заниженным мнением о себе живут в семьях, где их низко оценивают, часто упрекают, наказывают,  иногда даже при посторонних, не ожидают от них никаких успехов. В таких семьях с детьми не занимаются, но хотят от них послушания. (Лисина М.И.) [10, с. 74].

Именно от условий в семье, воспитания зависит адекватное или неадекватное поведение ребенка. Дети, с заниженной самооценкой, недовольны собой. Это происходит когда в семье родители ставят перед ребенком слишком высокие задачи , либо постоянно порицают их. В этом случае ребенок чувствует, что он не соответствует родительским требованиям.

Однако, неадекватность может проявляться и с завышенной самооценкой. Это происходит, когда ребенка хвалят по пустякам и за мелочи и достижения дарят подарки. В таких семьях к ребенку предъявляются незначительные требования, наказывают его крайне редко.

Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи , в обстановке не критичности, всеобщего поклонения.

Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике.

В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. (Фомина Л.Ю.)[16, с. 57, 66].

Родители, также, задают начальный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и в отношениях.

Дети с высоким уровнем притязаний, рассчитывают только на успех и их представления о будущем не менее оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят высоких целей, быстро смиряются с уровнем неуспеваемости в обучении, постоянно сомневаются в своих возможностях.

На самооценку детей также влияют постоянные конфликты между супругами. Они оставляют след не только в их жизни, но и влияют на взаимоотношения их выросших детей спустя годы.

Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является ли семья полной или не полной. «….»

Дети, выросшие в неполной семье, чаще имеют пониженный уровень притязаний, наблюдается занижение самооценки. По данным статистики, дети из неполных семей чаще ощущают себя отвергнутыми обществом, именно поэтому уровень самопринятия у этих детей снижен. Самооценка детей из полных семей является более стабильной. (Лобанова Т.С., Грунина С.О.) [15].

Информация о работе Взаимоотношения в семье младшего школьника как фактор формирования его самооценки