Взаимоотношения в семье младшего школьника как фактор формирования его самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1 Провести анализ подходов отечественных и зарубежных исследований по проблеме влияния семьи на формирование самооценки младшего школьника.
2 Раскрыть особенности младшего школьного возраста.
3 Определить влияние семьи на самооценку младшего школьника.
4 Выявить особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
5 Разработать практические рекомендации по проблеме исследования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

В заключении, нужно отметить, что, несмотря на разнообразие факторов, влияющих на самооценку ребенка, решающую роль играют взаимоотношения между членами семьи, а также наличие полной или отсутствие полной семьи. Именно это, в большей степени, оказывает влияние на формирование самооценки у младшего школьника. 
Глава II Экспериментальное исследование особенностей самооценки младших школьников

2.1 Описание методик и  методов исследования уровня  самооценки у детей младшего  школьного возраста

1.Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс, С. Кауфман).

Цель: выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношения к членам семьи.

Деятельность: рисунок.

Ребенку дают простой карандаш и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается. Время выполнения задания не ограничивается.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо рисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется».

При выполнении задания следует отметить такие моменты как:

  • Последовательность рисования деталей;
  • Паузы более 15 секунд;
  • Стирание деталей;
  • Спонтанные комментарии ребенка;
  • Эмоциональные реакции на их связь с изображаемым содержанием.

По окончании задания попросите ребенка подписать или назвать всех персонажей рисунка.

После завершения рисунка, наступает второй этап-беседа. Она дожа носить, непринужденный характер, не вызывая у ребенка сопротивления или отчуждения [Приложение 1].

2.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (А. В. Захарова).

Цель: определить эмоциональный уровень самооценки младших школьников.

Материал: рисунки для выполнения субтестов.

Экспериментатор  предъявляет ребенку рисунки и просит его выполнить задание соответствующего субтеста. Затем бланки собираются и анализируются, используя рекомендации методики [Приложение 2].

3.Методика Рене Жиля, направленная на исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.

Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Оно может быть ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения [Приложение 3].

 

2.2 Анализ результатов  исследования уровня самооценки у детей младшего школьно возраста

Методику «Кинетический рисунок семьи» выполняла Алексеенко Елизовета, учащаяся 4 класса.

Она изобразила полную семью - это указывает на эмоциональное благополучие в семье. Себя Лиза нарисовала без рук, а в ходе беседы выяснилось, что это связано с чрезмерным контролем со стороны родителей. Анализируя рисунок, можно сделать вывод, что наиболее значимыми для Лизы являются папа и мама т.к. они были нарисованы первыми.

В ходе беседы мы узнали некоторые детали: семья находится дома, им весело, самая счастливая - мама, потому что она беременна.

В ходе исследования по методике А.В. Захарова, направленной на исследование эмоционального уровня самооценки, мы выявили следующие результаты, которые представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Ф.И.

Уровень

Отношение с близкими людьми

Социальная заинтересованность

Степень згоцентризма и индивидуализац.

Буханов

Максим

Нормальный

Допускает давление со стороны: матери, отца, бабушки, дедушки. Оказывает давление на: учителя, сестру, друзей

Заинтересован в социальных контактах.

Разумно эгоцентричен. Осознает свое сходство.

Чернятин

Вячеслав

Нормальный

Допускает давление со стороны: матери, отца, бабушки. Оказывает давление на: учителя, друзей.

Заинтересован в социальных контактах.

Разумно эгоцентричен.

Осознает свое сходство.


Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что у Буханова М. и Чернятина В. Средний уровень самооценки, они осознают свое сходство с другими.

Методика Рене Жиля.

Рассмотрим результаты по шкалам, а именно отношение к отцу, к матери, братьям и сестрам, к близким родственникам и к семье в целом. Если ребенок по вопросам методики выбирает мать или рисует себя рядом с матерью, то начисляем 1 балл из 20 возможных, если отца, то отцу начисляется 1 балл или родственникам. Итого максимальная сумма по интересующим нас шкалам может быть равна 86 баллам.

  • До 45 баллов - безразличное отношение к семье и к отдельным ее родственникам в целом.
  • От 45 до 65 баллов – удовлетворительное отношение ребенка к семье или отдельным ее членам.
  • От 65 до 86 баллов – положительное отношение ребенка к семье и ее членам.

Данная методика показала нам, что наш испытуемый – Киясов Андрей (неполная семья) набрал 31 балл. Это говорит о том, что он имеет безразличное отношение к семье и к отдельным ее родственникам в целом.

По итогам исследований, можно заметить, что из 4 тестируемых, у 3 – средний уровень самооценки, а у 1 – низкий (Таблица 2.2).

Таблица 2.2.

Испытуемый

Уровень самооценки

Алексеенко Елизавета

Средний уровень

Буханов Максим

Средний уровень

Чернятин Вячеслав

Средний уровень

Киясов Андрей

Низкий уровень


 

 

 

 

2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки младшего школьника

Ребенку младшего школьного возраста необходимо помогать в формировании адекватной самооценки.

Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

Следует помнить, что неадекватная самооценка осложняет жизнь не только не только тому, кому она свойственна, но и окружающим людям, с которыми он общается. Конфликтные ситуации, часто являются следствием неправильной самооценки.

Необходимо:

    1. Уважать в ребенке личность, воспитывать чувство достоинства, поощрять, хвалить, одобрять ребенка, создавать вокруг ребенка положительную эмоциональную атмосферу.
    2. Создавать ситуации успеха.
    3. Отмечать даже самые незначительные успехи ребенка.
    4. Давать возможность ребенку выговориться, тем самым превращая недовольство в душе в слова.
    5. Принимать и любить ребенка таким, какой он есть.
    6. Поддерживать ребенка в стремлении добиться успеха. В каждой работе необходимо найти за что его похвалить.
    7. Создавать условия для развития самостоятельности в поведении ребенка.
    8. Обсуждать с ребенком его учебу, школьные дела, отношения с друзьями.

Если у ребенка заниженная самооценка, то не следует предъявлять к нему слишком высокие требования, использовать слова, которые унижают его достоинство. Таких детей нужно постоянно вовлекать его в коллективную работу, назначать на высокие должности в школе, например, сделать старостой класса или его заместителем.

Если у ребенка завышенная самооценка, то необходимо учить его слушать других людей, сопереживать им. Нужно чаще включать его в групповую работу, в которой дети смогут выслушивать мнения других людей, советоваться с ними и искать компромисс, при возникновении разногласий.

А также психологам следует проводить определенную коррекционную работу с ребенком и его семьей.

Родителям необходимо в сотрудничестве со школой способствовать тому, чтобы у ребенка сформировалась правильная шкала ценностей, адекватная самооценка и самоуважение. 
Заключение

Данная работа обращена к очень актуальной проблеме – исследованию взаимоотношений  в семье младшего школьника, как одного из факторов формирования его самооценки. 

Вначале исследования мы предложили, что у детей их неполных семей наблюдается низкий уровень самооценки, а у детей из полных семей – высокий и средний уровень.

В результате теоретического анализа, мы можем сделать вывод о том, что факторов, которые влияют на самооценку младшего школьника много, но основным является семья и взаимоотношения между ее членами.  Родители должны осознавать насколько велико значение правильного семейного воспитания в формировании самооценки детей, потому что то, что ребенок получает в семье, он сохранит на всю жизнь.

Основой в формировании эмоциональной устойчивости ребенка и его психического здоровья является стабильная семейная среда. Также большое значение имеет воспитательная способность семьи. Если семья неспособна воспитывать ребенка, то это приведет к определенным нарушениям в его социализации.

Семья оказывает большое влияние на развитие самооценки и чем менее благоприятные отношения в семье, тем ниже у ребенка самооценка.

Еще одним фактором, оказывающим большое влияние на самооценку младшего школьника, является учебная деятельность, следовательно, учитель должен знать особенности самооценки детей и учитывать их в учебном процессе.

После анализа результатов исследования были получены данные, по которым можно сделать ряд выводов:

  1. Чаще всего у детей младшего школьного возраста наблюдается средний уровень самооценки, учащиеся склонны оценивать себя положительно.
  2. Средний уровень самооценки присущ детям из полных семей. У детей из неполных семей – низкий уровень самооценки.
  3. Именно под влиянием семейного воспитания формируется самооценка младших школьников.

 

Список литературы

  1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания/Р. Бернс. - М.: Прогресс. - 1986. - 422с.
  2. Возрастная психология (Психология развития). Электронный учебник// Автор-сост. Л.Ц. Кагермазова.
  3. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология/М.В. Гамезо и др. – М.: Педагогическое общество России.- 2003. – 512с.
  4. Джеймс, У. психология/ Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика.- 1991.- 336с.
  5. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника/А.В. Захарова. -  Вопросы психологии. – 1980. - №4. – с.216.
  6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология-2-е изд., доп. испр. и перераб./И.А. Зимняя. – М.:Логос. – 2001. – 346с.
  7. Костяк, Т.В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст/Т.В. Костяк. – М.: Академия. – 2008. – 96с.
  8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность./ И.Ю. Кулагина. – М.: Академия. 2000. – 624с.
  9. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера. – 2004. – 464с.
  10. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения/М.И. Лисина. – М.: Педагогика. 1986. – 144с.
  11. Липкина, А.И. Самооценка школьника/ А.И. Липкина. – М.: Знание. 2006. – 347с.
  12. Матюхина, М.В., Михальчик, Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение. 1984.—256с.
  13. Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности/ В.М. Мельников, Л.Т. Ямольский. – М.: Знание. 1989. – 447с.
  14. Немов, Р.С. Психология образования/ Р.С. Немов. – Изд. Центр ВЛАДОС. 2002. – 608с.
  15. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов/ Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт. 2010. – 460с.
  16. Петровский, А.В. Введение в психологию/ А.В. Петровский. – М.: академия. 2005.- 342с.
  17. Программа педагогизации сознания родителей «Содружество»// Автор- сост. Т.В. Кружилина.- Магнитогорск: МаГУ. 2003. – 87с.
  18. Сергеева, Е. В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников: материалы о Школе / Е. В. Сергеева // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 6. - С. 28-32: ил. - Библиогр.: с. 32 (3 назв.)
  19. Сергеенкова, О.П. Общая психология. Электронный учебник/ О.П. Сергеенкова. // 2-е В/о по психологии.
  20. Статья: Неполная семья, как фактор формирования самооценки у детей/ Т.С. Лобанова, С.О. Грунина.
  21. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников/ Л.Ю. Фомина. - Начальная школа плюс До и После.- 2003.- №10. с.99-102.
  22. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики. 2005. – 349с.

Информация о работе Взаимоотношения в семье младшего школьника как фактор формирования его самооценки