Взаимосвязь акцентуации характера старшеклассников с выбором будущей профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению профессионального самоопределения и акцентуации характера в старшем школьном возрасте .
1.1 Акцентуация характера в старшем школьном возрасте…………………5
1.2 Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии ………13
Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональных предпочтений у старшеклассников с различными формами акцентуации….
2.1. Методы и методики исследования…………………………………...19
2.2.Анализ полученных результатов и выводы……….............................24
Заключение………………………………………………………………………….25
Литература …………

Файлы: 1 файл

курсовая -таня (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 106.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………..2

       Глава 1. Теоретические подходы к изучению профессионального  самоопределения и акцентуации характера в старшем школьном возрасте .

   1.1 Акцентуация характера в старшем  школьном возрасте…………………5

   1.2 Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии ………13

Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональных предпочтений у старшеклассников с различными формами акцентуации….

            2.1. Методы  и методики исследования…………………………………...19

            2.2.Анализ полученных результатов и выводы……….............................24

Заключение………………………………………………………………………….25

Литература ………………………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная концепция профориентации предполагает, что это система  взаимодействия человека и общества, направленная на удовлетворение потребности  личности в профессиональном самоопределении, в обеспечении социально-профессиональной структуры общества. Результатом  такого взаимодействия должна стать  сформированная готовность личности к  выбору профессии, которая рассматривается  как способность к познанию индивидуальных особенностей, анализу профессий  и принятию решения на основе сопоставления  этих знаний [1].

Рассматривая характерологические  особенности, ограничивающие профессиональную успешность, психолог Т.В. Орлова вводит понятие «проблемное место» – личностная особенность, которая может осложнять профессиональную деятельность. «Проблемное место» плохо осознается человеком и с трудом поддается коррекции извне. Для психолога важно не только самому видеть проблемные места, но и дать возможность клиенту осознать свои личностные особенности, которые могут осложнить любую профессиональную деятельность [2].

По мнению Т.В. Орловой, «акцентуация личности может быть проблемным местом для профессии, но проблемное место  не обязательно является акцентуацией». Особенности влияния акцентуаций  характера на выбор профессии  до конца не изучены. Некоторые исследователи (Дергач А.А., Зазыкина В.Г.) считают, что  характерологические особенности, относимые к акцентуациям характера, не препятствуют профессиональной успешности. По их мнению, некоторые акцентуации  при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности [2].

Фундаментальные вопросы  профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся получили обоснование  в трудах В.А. Полякова, П.Р. Атутова, СЯ. Батышева, А.Д. Сазонова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, М.Н. Скаткина и др. Методологические проблемы профориентации освещены в трудах А.Е. Голомштока, А.В. Ботяковой, Е.А. Климова, П.А. Шавира, Л.А. Йовайши.

Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами .

Поэтому целью нашей работы является изучение связи акцентуации характера с профессиональным самоопределением старших школьников.

     Объект исследования: личность.

     Предмет исследования: акцентуации характера и профессиональное самоопределение.

     Гипотеза: существует связь между акцентуации характера и выбором будущей профессии, так:

  1. циклотимическим тип личности коррелирует с шкалой «человек-природа»;
  2. возбудимым типом и эмотивным типом существует корреляционная связь с шкалой «человек – техника».

     Исходя из цели и гипотезы нами были поставлены следующие задачи:

  1. изучить  литературу по акцентуации характера в старшем школьном возрасте ;
  2. изучить литературу по особенности профессионального самоопределения;
  3. провести диагностику акцентуаций характера личности Леонгарда-Шмишека
  4. провести диагностику дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова ;
  5. обработать полученные данные и провести анализ;
  6. провести корреляционный анализ и  сделать выводы.

     В исследовании  участвовали 52 подростка, учащихся 10-11 классов УПК. Г. Тирасполь

 

 Глава 1. Теоретические подходы к изучению профессионального  самоопределения  и акцентуации характера в старшем школьном возрасте .

    1. Акцентуация характера в старшем школьном возрасте

 

    Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим[].

         В  зависимости от степени выраженности  выделяют две степени акцентуации     характера: явная и скрытая.

    Явная  акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

В подростковом возрасте особенности  характера часто заостряются, а  при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего  сопротивления", могут наступать  временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

     Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации [20].

Можно выделить две основные группы динамических изменений при  акцентуациях характера.

Первая группа - это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при  психопатиях.

На первом месте среди  них стоят острые аффективные  реакции. Встречается несколько  видов острых аффективных реакций.

1. Интрапунитивные реакции  представляют собой разряд аффекта  путем аутоагрессии - нанесение себе  повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными  способами (отчаянные безрассудные  поступки с неизбежными неприятными  последствиями для себя, порча  ценных личных вещей и т.п.). Наиболее часто этот вид реакций  встречается при двух, казалось  бы, диаметрально противоположных  по складу типах акцентуаций  сензитивной и эпилептоидной.

2. Экстрапунитивные реакции  подразумевают разряд аффекта  путем агрессии на окружающее - нападение на обидчиков или  "вымещение злобы" на случайных  лицах или попавших под руку  предметах. Наиболее часто этот  вид реакции можно видеть при  гипертимной, лабильной и эпилептоидной  акцентуациях.

3. Иммунитивная реакция  проявляется в том, что аффект  разряжается путем безрассудного  бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту  ситуацию не исправляет, а часто  даже очень дурно оборачивается.  Этот вид реакции чаще встречается  при неустойчивой, а также при  шизоидной акцентуациях.

4. Демонстративные реакции,  когда аффект разряжается в  "спектакль", в разыгрывание  бурных сцен, в изображение попыток  самоубийства и т. п. Этот  вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилиптоидной и при лабильной.

Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, - это преходящие психоподобные  нарушения поведения ("пубертатные  поведенческие кризы").

Преходящие нарушения  поведения могут проявляться  в виде:

1) делинквентности, т.е.  в проступках н мелких правонарушениях,  достигающих наказуемого в судебном  порядке криминала;

2) токсикоманического поведения,  т.е. в стремлении получить  состояние опьянения, эйфории  или пережить иные необычные  ощущения путем употребления  алкоголя или других дурманящих  средства;

3)побегов из дома, и  бродяжничества;

4)транзиторных сексуальных  девиаций.

Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера - это развитие на их фоне разнообразных  психогенных психических расстройств - неврозов, реактивных депрессий и  т. п. Но в данном случае дело уже  не ограничивается "динамикой акцентуаций": происходит переход на качественно  иной уровень - развитие болезни.

Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера  принадлежат его относительно стойкие  изменения. Они могут быть нескольких типов.

1. Переход "явной"  акцентуации в скрытую, латентную.  под влиянием повзросления н  накопления жизненного опыта  акцентуированные черты характера  сглаживаются, компенсируются.

2. Формирование на почве  акцентуаций характера под действием  благоприятных условий среды  психопатических развитий, достигающих  уровня среды патологии ("краевые  психопатии", по О.В. Кербикову).

Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов [23]:

1) наличие изначальной  акцентуации характера,

2) неблагоприятные условия  среды должны быть такими, чтобы  адресоваться именно к "месту  наименьшего сопротивления" данного  типа акцентуации,

3) их действие должно  быть достаточно продолжительным  и, главное,

4) оно должно упасть  на критический для формирования  данного типа акцентуации возраст.

3. Трансформация типов  акцентуаций характера является  одним из кардинальных явлений  в их возрастной динамике. Суть  этих трансформаций состоит обычно  в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа  и даже в том, что черты  последнего становятся доминирующими.  Наоборот, в случаях изначально  смешанных типов черты одного  из них могут настолько выходить  на первый план, что полностью  заслоняют черты другого. Это  касается обоих видов смешанных  типов, описанных нами: и промежуточных,  и "амальгамных". Промежуточные  типы обусловлены эндогенными  факторами и, возможно, особенностями  развития в раннем детстве.  Примерами их могут быть типы: лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный,  шизоидно-эпилиптоидный, истеро-эпилептоидный.  Эти наслоения бывают обусловлены  длительно действующими психогенными  факторами, например, неправильным  воспитанием. Так, вследствие  безнадзорности или гипопротекции  в воспитании черты неустойчивого  типа могут наслоиться на гипертимное,  конформное, эпилиптоидное и реже  на лабильное или шизоидное  ядро. При воспитании в обстановке "кумира семьи" (потворствующая  гиперпротекция) истерические черты  легко наслаиваются на основу  лабильного или гипертимного  типа.

Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям - только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения  гипертимного типа в шизоидный, лабильного - в эпилептоидный или наслоения  черт неустойчивого типа на психастеническую или сензитивную основу.

Трансформации типов акцентуаций  с возрастом могут быть обусловлены  как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными - как биологическими, так и особенно социально-психологическими.

Поскольку акцентуации характера  граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология  базируется на детально разработанной  классификации подобных расстройств  в психиатрии, отражая, тем не менее  и свойство характера психически здорового человека, в связи с  тем, что большинство акцентуаций  характера оформляется к подростковому  возрасту и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем, целесообразно  рассмотреть классификацию акцентуаций  подростков.

Информация о работе Взаимосвязь акцентуации характера старшеклассников с выбором будущей профессии