Взаимосвязь акцентуации характера старшеклассников с выбором будущей профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению профессионального самоопределения и акцентуации характера в старшем школьном возрасте .
1.1 Акцентуация характера в старшем школьном возрасте…………………5
1.2 Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии ………13
Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональных предпочтений у старшеклассников с различными формами акцентуации….
2.1. Методы и методики исследования…………………………………...19
2.2.Анализ полученных результатов и выводы……….............................24
Заключение………………………………………………………………………….25
Литература …………

Файлы: 1 файл

курсовая -таня (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 106.16 Кб (Скачать файл)

Само слово  «самооценка» помогает нам понять его  значение. В профессиональном самоопределении  личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии.

Еще К.Маркс  в работе «Размышления юноши при  выборе профессии» обращал внимание молодежи на умение дать оценку собственным  способностям: «заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии…. – это ошибка, которая  мстит за себя и …. причиняет нам страшные муки…» [15].

Самооценка, как любое психическое образование, формируется прижизненно, и рассматривать  ее нужно в возрастном аспекте [20].

Исследования  показывают, что старшеклассники  стремятся выбрать тот вид  деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных  возможностей у школьников неадекватно  показателям, то на пути выбора их ожидают  неудачи.

Объективно  и полно оценить себя старшеклассники  не в состоянии. В самооценке у  них нет единой тенденции: одни склонны  переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают  себя, а также те, кто полагает, что они себя недооценивают. Им свойственно  и первое, и второе.

Старшеклассники в отличие от подростков ощущают  потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность  в самооценке – залог успешного  ее формирования при соответствующих  условиях.

У старшеклассников самооценка служит двум целям:

  • самовоспитанию;
  • прогнозированию будущей профессии .[16].

Выбирая профессию, старшие школьники в  большинстве случаев ориентируются  на уровень выраженности у себя в  первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Для выпускников  выбор профессии – серьезный  шаг. Но проблема в том, что они  слабо ориентируются в научных  основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству  юношей и девушек не хватает общих  знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое  образование как условие формирования объективной самооценки, как условие  правильного выбора профессии очень  нужно нашим старшеклассникам[26].

Адекватная  самооценка доступна незначительному  числу учащихся. В основном они  склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся  возможностей. Сделанный на такой  основе выбор профессии, в конце  концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается  на выборе профессии и на развитии личности.

Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки[16]:

  • Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
  • Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.
  • Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.

Самооценка  как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется  в процессе развития личности и имеет  разную степень объективности и  полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации.

В 9-11 классах  предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе  активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера [15]

Вооружение  учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих  возможностей – все это будет  способствовать формированию объективной  самооценки.

Раннюю  юность – считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни [13].

Исходя из выше сказанного – в старшем школьном возрасте важную  роль  в выборе профессии играет  адекватная самооценка.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональных предпочтений у старшеклассников с различными формами акцентуации

 

Целью нашей работы является изучение связи акцентуации характера с профессиональным самоопределением старших школьников.

     Объект исследования: личность.

     Предмет исследования: акцентуации характера и профессиональное самоопределение.

     Гипотеза: существует связь между акцентуации характера и выбором будущей профессии, так:

  1. циклотимическим тип личности коррелирует с шкалой «человек-природа»;
  2. возбудимым типом и эмотивным типом существует корреляционная связь с шкалой «человек – техника».

     Исходя из цели и гипотезы нами были поставлены следующие задачи:

  1. изучить  литературу по акцентуации характера в старшем школьном возрасте ;
  2. изучить литературу по особенности профессионального самоопределения;
  3. провести диагностику акцентуаций характера личности Леонгарда-Шмишека
  4. провести диагностику дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова ;
  5. обработать полученные данные и провести анализ;
  6. провести корреляционный анализ и  сделать выводы.

     В исследовании  участвовали  52  подростка, учащихся 10-11 классов в УПК  г.Тирасполь

 

2.1. Методы  и методики исследования.

 

Методика классификацией типов профессий Е.А. Климова предназначена для отбора на различные типы профессий .

Содержание методики. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Классификация проводится по 5 типам:

1. Человек- Техника .

Труд людей этой группы профессий  связан с:

  • преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
  • обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
  • восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
  • изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

2. Человек - Человек .

труд людей этой группы профессий  связан с:

  • воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
  • медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
  • правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
  • организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
  • изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

3. Человек - Знаковая система .

Труд людей этой группы профессий  связан с:

  • преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
  • шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
  • управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
  • составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
  • восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

4. Человек - Природа .

Труд людей этой группы профессий  связан с:

  • преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
  • обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
  • заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
  • восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
  • изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

5. Человек - Художественный образ .

Труд людей этой группы профессий  связан с:

  • преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
  • исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
  • с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

 

Методика акцентуаций характера личности Леонгарда-Шмишека

 

 Направлена на выявление 10 типов акцентуации опросник включает в

 себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным  акцентуациям характера. Первая  шкала характеризует личность  с высокой жизненной активностью,  вторая шкала показывает возбудимую  акцентуацию. Третья шкала говорит  о глубине эмоциональной жизни  испытуемого. Четвертая шкала  показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную  тревожность, шестая – склонность  к перепадам настроения, седьмая  шкала говорит о демонстративности  поведения испытуемого, восьмая  – о неуравновешенности поведения.  Девятая шкала показывает степень  утомляемости, десятая – силу  и выраженность эмоционального  реагирования.

 

1 - высокая жизненная активность

2 - возбудимость

3 - глубина эмоциональных реакций

4 - педантизм

5 - повышенная тревожность

6 - перепады настроения

7 - демонстративность

8 - неуравновешенность

9 - утомляемость

10 - сила и выраженность эмоций  

 

 

 

            2.2.Анализ полученных результатов и выводы

   По методике акцентуаций характера личности Леонгарда-Шмишека были получены  следующие данные.

Исходя из полученных результатов, мы вывели общие показатели высокого уровня типов акцентуации личности (рисунок 1) и получили следующее:

Высокий уровень: демонстративный тип – 13,5% ; застревающий тип – 7,7% ; педантичный тип – 0% ; возбудимый тип – 7,7% ; гипертимический тип – 50% ; дистимический тип – 0% ; тревожно-боязливый тип – 2% (1 человек); аффективно-экзальтированный тип – 32,7% (17 человек); эмотивный тип – 9,6% (5 человек); циклотимический тип – 34,6% (18 человек).

Соотношение высокого уровня типов акцентуации 

Гистограмма 1

 

   Анализируя полученные данные по опроснику дифференциально-диагностического Е.А. Климова, мы получили следующие результаты. Наибольшее распространение среди учащихся получили такие профессиональные направления как «человек-человек» - 34% и «человек - художественный образ» - 45%, наименьшее распространение получило такие профессиональное направление как «человек-природа» - 5,8%  .

Результаты дифференциально-диагностического опросника

Е.А. Климова

Гистограмма 2

    Для установления связи между исследуемыми факторами использовали бисериальный коэффициент корреляции.     

  Данные показатели мы высчитывали по формуле бисериального коэффициента корреляции:

  

При обработке корреляционного  анализа между дифференциально-диагностическим  опросником Е.А. Климова и методикой  изучения акцентуаций характера  личности Леонгарда-Шмишека была обнаружена прямопропорциональная умеренная  корреляция между циклотимическим  тип личности и шкалой «человек-природа», что говорит о том, что люди с циклотимическим типом личности отдавали предпочтение профессиям связанным  с природой. Так же была обнаружена обратнопропорциональная высокая  и умеренная корреляция между  возбудимым типом личности и шкалой «человек-техника», а так же между  эмотивным типом и шкалой «  человек-техника», что свидетельствует  о том, что ученики с возбудимым и эмотивным типами личности не выбирали профессии связанные с техникой.

Информация о работе Взаимосвязь акцентуации характера старшеклассников с выбором будущей профессии