Взаимосвязь общения и тревожности у детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений, в обществе труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ______________________________________________6
1.1 Критерии общения в психологии и его характеристики____________6
1.2 Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте_________________________________________10
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте______________________________________________________19
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОГОВОГО ВОЗРАСТА___________________________________________________27
2.1 Организация и методы проведения эмпирического исследования_____27
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования_____________29
2.3 Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста_____________________________________34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________39
СПИСОКЛИТУРАТУРЫ_________________________________________42
ПРИЛОЖЕНИЯ_________________________________________________44

Файлы: 1 файл

курсовая отредактированная.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее характерными для раннего подросткового периода  являются реакции протеста или оппозиции, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции периодически возникают в кругу семьи или школьном микроклимате (классе) в связи с неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют четкую направленность против тех лиц, которые, по его мнению, повинны в ее возникновении. Эта реакция может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильной для него учебной или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, несправедливое, по его мнению, наказание и т.д., самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, часто вступают в конфликты с товарищами и взрослыми. Многие ребята, утратив в школе личные контакты и связи, ищут их на стороне – в дворовых и уличных компаниях. Этих ребят не от хорошей жизни тянет в уличную среду, в ней они ищут возможность удовлетворить, неудовлетворенную в школе потребность в эмоциональном контакте в дружеских связях, потребность в общении [28, с.69].

Дело в том, что такие группы обладают защитной функцией, окружают их неким психологическим барьером от проникновения травмирующих влияний со стороны, будь то отрицательная оценка товарищей или мнение учителей. Трудно живется подростку у психологически незрячего учителя. И тому, чье развитие отстает и тому, чье обгоняет окружающих, кого не удовлетворяют слишком плоское, равнинное видение мира, кто представляет его объемным многомерным, противоречивым. Нелегко приходится таким подросткам в окружении сверстников даже из-за чисто внешнего расхождения во вкусах, в манере держаться выражать свои мысли. Психологи А.Н. Божович, В.В. Столин, И.С. Кон говорят о том, что важную роль в общении подростка играет самооценка. Она вызывается необходимостью в объективном знании себя и своих качеств - трудовой деятельности и общения. И.М.Жутикова [21, с.43] считает, что именно такие подростки - с неразвитым самопознанием, низкой самооценкой, у которых нуль самопознания особенно тяжело переносят вдруг вошедшую в их жизнь значительную психологическую трудность.

Психология общения  в подростковом  возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления, приватизации и аффиляции, т.е. потребности в  принадлежности, включенности в какую-то группу, общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако действуют в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства (иметь отдельную комнату). В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий как  «одиночество», «уединение». Дети обычно трактуют  их как некое физическое состояние (нет никого вокруг), подростки уже наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

И.С. Кон подтверждает эту мысль так: «Ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляет подростка  снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. Однако, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть» [30, с.118].

Таким образом, неудовлетворенность  в общении вызывает у подростков глубокие переживания, которые в свою очередь могут порождать тревожность как относительно устойчивое личностное образование в общении.

Итак, в I главе были раскрыты проблемы общения подростков, а также  факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте. Были получены следующие выводы.

Потребность в общении  и отношениях с другими людьми становится в подростковом возрасте более напряженной и острой, чем  в предыдущие годы детства. Подростки  реализуют в общении свои интересы.

Отношения со взрослыми  в этот период носят сложный и на первый взгляд противоречивый характер. С одной стороны, большинство подростков привязаны к своим родителям и нередко к своим учителям, с другой стороны – они претендуют на большую самостоятельность, расширение своих прав. С возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и родителями и невозможности ее удовлетворения.

Сверстники – это  очень значительная фигура в жизни  подростка. Изменение внутренней позиции  приводит к тому, что подростку  уже недостаточно быть хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Гораздо важнее для него иметь репутацию хорошего товарища, пользоваться доверием сверстников, иметь близких и постоянных друзей.

Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится возникновение у подростков интереса к тому, какой станет их личность в процессе общения их с окружающими людьми.  Взаимодействуя с ними, подросток сравнивает себя с другими и познает себя на основе  этого сравнения.

Общение и тревожность тесно взаимосвязаны. В основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновения аффективных переживаний лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, родителями, педагогами. Причиной нарушения социальных связей с окружающими нередко выступает тревожность подростка.

Общение оказывает огромное воздействие не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное, физическое развитие человека. Общение оказывает существенное влияние и на становление личности подростка.

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

2.1. Организация и методы эмпирического исследования

В проблеме общения подростков большое место занимает психодиагностика, как глубокое проникновение во внутренний мир человека. Цель психодиагностики заключается в том, чтобы дать материал для психологического заключения о группе лиц или отдельного лица, показав, чем  это лицо отличается от другой той же совокупности.

Общение подростков –  это, прежде всего общение со сверстниками, обязательная предпосылка становления личности. В процессе общения он вырабатывает коммуникативные навыки и умения, формирует знания об окружающих и собственном «Я» путем сравнения со сверстниками, а затем и со взрослыми. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их информированность отрицательно сказывается на развитии личности ребенка.

Причиной неудач в  общении педагогов с подростками  часто является то, что в практике не применяются  диагностические  методы определения коммуникативных навыков общения подростков, основанных на психологических критериях. Немалую группу составляют подростки, неумение которых в коллективе, со сверстниками, учителями, взрослыми является значительным пробелом в овладении навыками нравственного поведения, возникновение барьеров в общении, частой причиной которых выступает тревожность. Перед педагогами встает ряд психологических проблем, без решения которых работа по обучению не может быть эффективной.

С целью подтверждения  гипотезы были использованы методика КОС, автор Б.А. Федоришин и методика Айзенка (опросник E.P.Q.). Вопросник КОС предназначен для диагностики коммуникативных и организаторских способностей для детей старшего возраста. Методика включает 40 вопросов:

20 из них направлены  на выявление организаторских способностей, а 20 на определение коммуникативных способностей. На каждый вопрос предусмотрен (+) или (-) ответ.

Для определения тревожности был использован методика Айзенка. Он сконструирован в 1977 году и предназначен для выявления двух  факторов: нейротизма тревожности и экстра-интроверсии. Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да», либо «нет». В данном случае важно выяснить степень тревожности у подростков и как она влияет на коммуникативные способности в общении.

        Кроме перечисленных методов,  предназначенных для сбора первичной информации, применялся способ обработки этих данных, их логического и математического анализа, т.е. для фактов и выводов, вытекающие из  интерпретации переработанной информации. Для определения коэффициента корреляции между коммуникативными способностями и тревожностью применялась формула Спирмана.

Для проверки гипотезы и  достижения цели работы были проведены  эмпирические исследования среди  учащихся 8 «А» класса, МОБУ

Лицей № 4 г.Оренбург.

МОБУ Лицей № 4- с большим количеством учащихся. Лицей работает в две смены. В классе, где проводились исследования 29 учащихся, из них 17 мальчиков, 12 девочек.

2.2. Анализ результатов экспериментального  исследования

Для того, чтобы выявить проявление коммуникативных способностей, была применена методика КОС. Результаты теста дают возможность определить коммуникативные способности учащихся (см. Приложение 1).

 

Таблица №1

Уровень коммуникативных  способностей

Уровни

Фамилии Имена  испытуемых

Сумма баллов

Р

ВЫСОКИЙ

А.М.

0,7

2,5

 

Ж.Л.

0,7

2,5

 

Ж.Р.

0.7

2,5

 

Х.Н.

0.7

2,5

СРЕДНИЙ

Х.В.

0.65

8,5

 

Г.Л.

0.65

8,5

 

Б.Е.

0.65

8,5

 

К.Н.

0.65

8,5

 

Ш.К.

0.65

8,5

 

В.Т.

0,65

8,5

 

Н.А.

0,65

8,5

 

Л.С.

0,6

13,5

 

К.К.

0,6

13,5

НИЖЕ СРЕДНЕГО

И.И.

0,55

18,5

 

Ф.А.

0,55

18,5

 

С.Л.

0,55

18,5

 

Н.А.

0,55

18,5

 

М.А.

0,55

18,5

 

С.В.

0,55

18,5

 

К.М.

0,55

18,5

 

И.Л.

0,55

18,5

 

Х.М.

0,5

24,5

 

Б.Я.

0,5

24,5

 

М.С.

0,5

24,5

 

Ш.К.

0,5

24,5

НИЗКИЙ

Б.М.

0,45

28

 

Ш.Н.

0,45

28

 

Р.А.

0,45

28

 

Х.Е.

0,4

30


 

Таблица №2

 

Данные количественной обработки уровня  коммуникативных  способностей

 

Уровни коммуникативных  способностей

%

Количество        учащихся

Очень высокий

-

-

Высокий

13

4

Средний

34

9

Ниже среднего

40

12

Низкий

13

4


 

Приведенные выше в таблицах №1 и №2 представлены данные испытуемых по уровню коммуникативных способностей. Как видно из таблицы №1 все  испытуемые разделены на четыре группы: высокий, средний, ниже среднего, низкий.

Примечательным является факт отсутствия испытуемых с очень  высоким уровнем коммуникативных  способностей. Причем, с высоким  уровнем выделено 4 испытуемых, 10 со средним, 12 испытуемых имеют коммуникативные способности ниже среднего, 4- низкий уровень.

В таблице №2 приведены  данные количественной обработки уровней  коммуникативных способностей, исходя из среднего арифметического. В таблице  даны процентные показатели способности  общения. Сразу можно заметить, что у подростков разные проявления коммуникативных способностей. Высоким уровнем обладают лишь 13% испытуемых, средним – 34%, ниже среднего – 40%, низким – 13%.

Хотя подростки, в отличие от младших школьников включены в более широкий круг общения, но не все обладают высоким развитием коммуникативных способностей.

Очень часто у них  возникают трудности в общении, конфликты. Подросткам приходится иметь  дело не только с приятными людьми, но и с теми, с которыми не хотелось бы быть вместе. Наши подростки не умеют общаться.

Отсюда видно, что потеря контакта, эмоциональные барьеры  в общении не проходят бесследно. Это может привести к интроверсии, тревожности, которая в свою очередь, увеличивает трудности в общении.

Такие подростки чувствуют  себя неуверенно, не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, испытывают трудности в установлении контакта с окружающими. А в основе нарушения отношений подростков со сверстниками, родителями, учителями лежит, как правило, снижение дисциплины, успеваемости, возникновение аффективных переживаний. Это является серьезной проблемой воспитательной ситуации, отражающей неспособность окружающих подростка взрослых видеть его действительные переживания.

Информация о работе Взаимосвязь общения и тревожности у детей подросткового возраста