Взаимосвязь особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку………………………………………..7
Понятие психологической готовности к брачным отношениям…………7
Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак……18
Особенности социально – психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку…………………………………………………..26
Выводы по первой главе………………………………………………………….28
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку………………………………………………………………………………………30
2.1. Характеристика выборки и методов исследования………………………...30
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..…32
Выводы по второй главе………………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы…………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Vzaimosvyaz_osobennostey_sotsialno_psikhologic.doc

— 703.00 Кб (Скачать файл)

Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначального вступления в мире друг с другом, распределения трудовых и семейных обязанностей, решении жилищного, финансового вопросов и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, процессом приобретения жизненного опыта. Этот период семейной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Молодые семьи сегодня живут в очень сложных экономических условиях. Большинство молодых людей в начале их супружеских жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, слышали раньше, и, но не думали, как их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства, поэтому необходимы хотя бы элементарные знания и умения. Студенчество призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества и для этого ему должны создаваться необходимые условия.23

Резюмируя данный параграф, можно сказать, что студенты студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодежи, от развития, которого зависит будущее общества и станы в целом. Поэтому изучение молодых семей студентов и наиболее благоприятного времени для их создания очень важно, потому что молодость, в частности студенческий возрастной период с позиций физиологической и психологической готовности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождения первенцев. Браки в студенческие годы, в большинстве случаев проявляют высокую степень сплоченности , на основе общих интересов, групповой идентичности, определенной субкультуры и образа жизни. Но в то же время, слабая социальная готовность молодых людей к семейной жизни, психологической перегрузки и повышенные требования к партнеру часто приводит к конфликтам, которые разрушают устои семьи. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, ее обращенность к прошлому и будущему создадут реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме.

 

1.3.Особенности  социально – психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку

 

В каждую историческую эпоху господствовали свои системы воспитания, которые были нацелены на формирование определенного типа личности.

Изучение условий воспитания и социально - психологической типов личности, основанных на строго детерминированном процессе, вы можете выбрать определенные стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы, связанные с отношением между ребенком и родителями, которые используют определенные средства и методы педагогического воздействия, которое выражается в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. (См. приложение).

Аксиологический подход к обществу можно считать человеком с позиции собственной значимости для общества, то есть, определяет социальную направленность или, точнее, ориентацию личности к социальным ценностям. Это промежуточный компонент в структуре личности Н. Д. Левитов и А. Г. Ковалев определили как составной и ведущий компонент характера личности.

Следовательно, есть основания рассмотреть вопрос о том, каким же образом, при каких условиях и обстоятельствах, происходит формирование определенного типа личности. Анализируя условия формирования типов личности, можно выделить основные формы взаимоотношений родителей с ребенком и окружающим миром, которые в последующем нами были положены в основу классификации стилей семейного воспитания.

Такими основными формами отношений к ребенку и окружающим являются:

    1. отношение родителей к деятельности ребенка;
    2. отношение родителей к использованию методов наказания и вознаграждения;
    3. отношение родителей к ребенку;
    4. отношение родителей к окружающим людям;
    5. отношение родителей к формированию нравственных ценностей у ребенка;
    6. отношение родителей к умственной деятельности ребенка.

На основе существующих форм отношения к ребенку со стороны родителей выявлены следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий.

Таким образом, результатом воспитательных стилей можно считать образующийся социально-психологический тип личности, стили семейного воспитания, в свою очередь, находятся под влиянием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние, прежде всего, темперамент, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание, прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенок.

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

В процессе изучения отечественной и зарубежной научной литературы на основе исследований было установлено, что позиции исследователей отражают три основных идеи:

психологической готовности личности к семейной жизни - является интегративное образование, которое включает в себя множество компонентов;

психологическая готовность имеет решающее значение для успеха в решении проблем, возникающих в процессе семейной жизни как деятельности.

Теоретический анализ литературы по психологической готовности к браку как целостное интегративное психологическое образование, обеспечивающее личности успешное вхождение в семейную жизнь и осуществление семейной жизни (в его основе лежит определенный уровень зрелости личности), имеющее собственную структуру с функциональными связями между компонентами. Психологическая готовность студентов к браку рассматривается нами как система установок людей вступающих в брак, психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение.

Понимание права и преимущества других членов семьи как ячейки общества, признание принципов равенства в человеческих отношениях, готовность к сотрудничеству и повседневное общение, способность адаптироваться к привычкам и чертам характера другого человека и понимания психических состояний, мотивации для вступления в брак и отношения к требованиям и обязанностей в семейной жизни.

Изменение процесса выбора супруга и отношение к браку в целом, так как увеличились ожидания и требования, которые предъявляются к молодым людям и к семейной жизни. Выбор в основном базируется на основе личных качеств, а не социальных характеристик. На основе изучения литературы, можно сделать вывод, что представители мужского и женского пола по-разному оценивают готовность к браку, но есть и различия в представлении будущего мужа и жены. В нашей работе мы предполагаем, что в зависимости от гендерных особенностей существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде.

Студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодежи, от развития, которого зависит будущее общества и станы в целом. Поэтому изучение молодых семей студентов и наиболее благоприятного времени для их создания очень важно, потому что молодость, в частности студенческий возрастной период с позиций физиологической и психологической готовности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождения первенцев. Браки в студенческие годы, в большинстве случаев проявляют высокую степень сплоченности, на основе общих интересов, групповой идентичности, определенной субкультуры и образа жизни. Но в то же время, слабая социальная готовность молодых людей к семейной жизни, психологической перегрузки и повышению спроса на партнера часто приводит к конфликтам, которые разрушают устои семьи. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, ее обращение к прошлому и будущему создает реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку

2.1. Характеристика выборки и методов исследования

Количество выборки, 50 человек: 25 юношей и 25 девушки в возрасте от 20 до 23 лет.

Исследование проводилось в несколько этапов. На подготовительном этапе, мы провели обзор литературы, исследований, тематически близких к нашему исследованию, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать свою гипотезу и задачи, подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений о особенностях психологической готовности к браку среди молодежи, проверялась и уточнялась гипотеза исследования. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа экспериментальных данных, они были подвергнуты математическому и статистическому анализу. Проводилось оформление результатов исследования.

Для того чтобы диагностировать различия у юношей и девушек в психологической готовности к браку, компонентами которого являются эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты, мы подобрали соответствующие методики.

Для изучения эмоциональной составляющей психологической готовности к браку среди молодежи использовал технику "Шкала любви и симпатии" (автор Рубин 3., методика адаптирована Гозманом Л.Я. и Алешиной Ю.Е.), цель которой - выяснить, что преобладает во взаимоотношениях – симпатия или любовь. Методика состоит из 14 пунктов, 7 из которых включены в шкалу любви, а 7 других - в шкалу симпатии. Испытуемым необходимо подобрать к каждому утверждению тот вариант ответа, который является наиболее предпочтительным. Варианты ответа следующие: «да - это так», который оценивается в 4 балла, «вероятно, это так» - оценивается в 3 балла, «вряд ли это так» - оценивается в 2 балла, «это совсем не так» - оценивается в 1 балл.

Мотивация для диагностики брака среди девочек и мальчиков использовали технику "Мотивы вступления в брак" (автор С. И. Голод), которая представлена списком из 9 мотивов. Каждый испытуемый из списка мотивов должен выбрать не более трех мотивов, которые он считает наиболее предпочтительным для вступления в брак.

Для диагностики отношения к требованиям и обязанностям в семейной жизни использовалась методика «Незаконченные предложения» (авторский вариант Saks-Sidney в модификации Заеко Т.А.), которая является проективной. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет обнаруживать как сознательные и бессознательные установки человека. Испытуемым предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для каждого из них. Методика состоит из 64 незавершенных предложений. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере.

Методология предлагает следующие группы:

  1. отношение к семье, мы - семья (по отношению к своей семье),
  2. положение человека в структуре семьи,
  3. отношение партнера,
  4. отношение к себе,
  5. отношение к детям,
  6. отношение к любви романтического типа,
  7. отношение к сексу,
  8. отношение к разводу,
  9. отношение к конфликтам,
  10. главенство и ответственность в семье, права и обязанности супругов,
  11. отношение к отдыху и досугу,
  12. отношение к родительской семье, отношение к матери, отношение к отцу.

 

2.2 Анализ результатов исследования

Первым методом исследования в данной работе был использован библиографический метод, необходимый для осуществления теоретического анализа имеющихся в литературных источниках, данных по интересующей нас проблеме. Результатом использования теоретического метода явилось написание теоретической главы данного исследования, а также построение гипотез, на которых был основан эксперимент. В рамках данного исследования библиографический метод использовался для определения психологического содержания феномена психологической готовности к браку.

В нашей работе использовались следующие методы и методики:

  1. Методика «Мотивы вступления в брак» (Голод С.И.)
  2. Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, Модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е.Алешина)
  3. Методика "Незаконченные предложения"
  4. Тест по определению социально – психологического типа личности (Минияров В.М.)

Методика «Мотивы вступления в брак» (Голод С.И.) (см. Приложение 1)

На первом этапе работы мы обработали анкеты наших испытуемых, где просили указать их, мотивы вступления в брак.

Из нашей анкеты следует, что 17% основным мотивом вступления в брак назвали «Любовь», 15% опрошенных – «Материальное обеспечение будущего супруга/супруги». «Другое» – указали также 17%.

Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, Модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е.Алешина). (См. Приложение 2)

Целью опроса было: определить, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Информация о работе Взаимосвязь особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку