Взаимосвязь особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза: Если психологическая готовность к браку в молодежной среде представляет собой систему установок на брак, а психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение, понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях, стремление к сотрудничеству и повседневному общению, умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний, мотивация на брак и отношение к требованиям и обязанностям в семейной жизни, то существуют различия в психологической готовности к браку в молодежной среде в зависимости от особенностей социально – психологического типа личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку………………………………………..7
Понятие психологической готовности к брачным отношениям…………7
Студенческий возраст как сензитивный период вступления в брак……18
Особенности социально – психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку…………………………………………………..26
Выводы по первой главе………………………………………………………….28
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку………………………………………………………………………………………30
2.1. Характеристика выборки и методов исследования………………………...30
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..…32
Выводы по второй главе………………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы…………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Vzaimosvyaz_osobennostey_sotsialno_psikhologic.doc

— 703.00 Кб (Скачать файл)

В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Симпатия — устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям и явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т. п.

1. Определено, у скольких испытуемых в отношениях преобладает любовь. (1,3,5,7,9, 11, 13.)

2. Определено, у скольких испытуемых в отношениях преобладает симпатия. (2, 4, 6,8,10,12,14)

Шкала любви регистрирует: привязанность, забота и степень интимности отношений.

Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

Определено, у скольких испытуемых в отношениях преобладает любовь. Среди респондентов первой группы в парах преобладает любовь у 10%, среди респондентов второй группы в парах преобладает любовь 50%, среди респондентов третьей группы любовь преобладает у 30%.

Среди респондентов первой группы в парах преобладает симпатия у 90%, среди респондентов второй группы в парах преобладает симпатия у 50%, среди респондентов третьей группы симпатия преобладает у 70%.

Методика «Незаконченные предложения» (см. Приложение 3)

Методика «Неоконченные предложения» Сакса и Леви - это средство скрининга проблемных областей личности, которые могут быть неосознаваемыми или мало осознаваемыми. Методика дает возможность быстро сориентироваться в сфере значимых отношений испытуемого и наметить вероятные мишени для психокоррекции. Согласно утверждению Сакса и Леви, тест «может отражать сознательные, подсознательные и бессознательные чувства и мысли».

Основной материал методики - список из 60 незавершенных фраз, которые разбиты на 15 тем, или сфер; каждой теме соответствует 4 предложения.

По замыслу Д.М. Сакса, в тест включены четыре области отношений: семья, секс, межличностные взаимоотношения и самовосприятие.

Область семьи включает три набора установок: на мать, отца и «семью». Каждый набор представлен в четырех пунктах, побуждаемых испытуемого выразить установку к каждому из родителей и семье в целом.

Область секса включает отношение к противоположному полу и гетеросексуальным контактам. Восемь пунктов этой области позволяют испытуемому выразиться по отношению к женщинам и мужчинам как представителям общества, к браку и к сексуальным отношениям как таковым.

Область межличностных взаимоотношений включает установки на друзей и знакомых, коллег по работе, начальника и подчиненных. Шестнадцать пунктов этой области позволяют испытуемому выразить свои чувства к окружающим вне дома и его представления об отношениях окружающих к нему.

Самовосприятие включает страхи, чувство вины, нереализованные возможности и отношение к своим способностям, прошлому и будущему. Установки, выраженные в этой области, дают психологу картину самовосприяти субъекта в настоящем, прошлом, каким он хочет быть и каким, по его мнению, он станет.

Тест по определению социально – психологического типа личности (Минияров В.М.) (см. Приложение 4)

В результате нашего исследования среди студентов из 50 человек были выявлены следующие социально-психологические типы личности.

Таблица 1

Социально – психологический тип личности

Гармоничный

29,3%

Сензитивный

27,8%

Интровертный

14,7%

Конформный

3,9%

Доминирующий

13,6%

Инфантильный

4,9%

Тревожный

5,8%


После проведения данного исследования, на основе его результатов, мы делаем сравнительный анализ с другими методиками.

 

2.3 Сравнительный анализ и обобщение результатов

Методика «Мотивы вступления в брак» (Голод С.И.)

О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком говорят результаты нашего исследования.

На выборке из 25 женщин и 25 мужчин были получены следующие результаты: 17% людей предпочитают выйти замуж по любви, у 15% опрошенных превалирующим считается материальное обеспечение будущего супруга/супруги по другим причинам собираются замуж/женится 17% респондентов.

Таблица 2

Мотивы вступления в брак

Любовь

Общность взглядов

Чувство

одиночества

Чувство сострадания

Ожидание ребенка

Случайность

Материальная обеспеченность супруга/супруги

Наличие у буд.супруг(и) жилплощади

Другие мотивы

1

+

     

+

       

2

+

+

   

+

       

3

         

+

+

+

 

4

+

+

     

+

     

5

+

         

+

+

 

6

+

+

           

+

7

+

+

           

+

8

 

+

+

         

+

9

+

+

           

+

10

+

+

   

+

       

11

+

+

       

+

   

12

+

+

   

+

       

13

+

+

             

14

+

     

+

       

15

+

+

+

     

+

   

16

+

+

       

+

   

17

+

+

   

+

       

18

+

+

           

+

19

+

 

+

   

+

     

20

+

+

   

+

       

21

+

 

+

       

+

 

22

 

+

+

         

+

23

+

+

           

+

24

+

+

       

+

   

25

+

+

           

+

26

+

+

           

+

27

+

+

         

+

 

28

+

+

           

+

29

+

+

           

+

30

 

+

 

+

       

+

31

+

+

           

+

32

+

+

           

+

33

+

+

           

+

34

+

+

             

35

+

+

             

36

+

+

             

37

+

+

       

+

   

38

+

         

+

+

 

39

+

+

       

+

   

40

+

+

       

+

   

41

+

+

       

+

   

42

+

+

             

43

+

+

       

+

   

44

+

+

           

+

45

+

+

   

+

       

46

+

+

             

47

+

     

+

     

+

48

+

+

           

+

49

+

     

+

       

50

+

+

       

+

   

 

На основе полученных дынных из таблицы 2 мы можем сделать следующие выводы:

Таблица 3

Социально – психологический тип личности

Методика «Мотивы вступления в брак»

Гармоничный -29,3%

64%

Сензитивный - 27,8%

18%

Интровертный - 14,7%

12%

Конформный - 3,9%

9%

Доминирующий - 13,6%

3%

Инфантильный -4,9%

2,4%

Тревожный 5,8%

1,6%


У гармоничного социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стала любовь – 54%;

У сензитивного социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стала общность взглядов – 18%;

У интровертного социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стало ожидание ребенка – 12%;

У комфортного социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стала материальная обеспеченность супруга/супруги – 9%;

У доминирующего социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стали другие мотивы – 3%;

У инфантильного социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стало наличие у буд. супруг (и) жилплощади – 2,4%;

У тревожного социально – психологического типа личности мотивом вступления в брак стало чувство одиночества, чувство сострадания, случайность – 1,6%

Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, Модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е.Алешина).

Таким образом, среди респондентов первой группы, мною было выявлено, что только у 10-ти респондентов есть «вторая половинка». Опросник позволил выяснить мне, что 90% имеют симпатию, а не любовь к своему партнеру. Большинство респондентов, а именно 78,5% на вопрос «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все» ответили «Вряд ли это так», а на вопрос «Мне хотелось бы быть похожим на него (нее)» ответили «Вероятно, это так» только 45% респондентов. Это лишний раз подтверждает, что в отношениях с противоположным полом доминирует симпатия.

Среди респондентов второй группы, было выявлено всего 6 человек имеющих вторую половинку, из них у 50% в отношениях с противоположным полом доминирует любовь и у 50%- симпатия. Это подтвердили ответы на следующие вопросы: «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Да. это так» 70%, на вопрос «3.Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.» 60% ответили «Вероятно это так»- данные вопросы отвечают за шкалу любви, а за шкалу симпатии отвечали следующие вопросы: «14. Я уверен (а), что он (она) хорошо ко мне относится.» 100% респондентов ответили «Да, это так» и на вопрос «Мне хотелось бы быть похожим на него (нее)» ответили «Вероятно, это так» 40% респондентов.

Среди респондентов третьей группы было выявлено 12 человек имеющих «вторую половинку». В отношениях с противоположным полом у респондентов данной группы доминирует симпатия. Это подтверждают такие вопросы как: «3.Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне» 45% ответили «Вряд ли это так», тогда как всего 20% ответили «Да, это так». На «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Вероятно это так» 85% респондентов.

Таблица 4

Шкалы

Шкала любви

Шкала симпатии

1

27

26

2

26

21

3

27

24

4

23

20

5

24

17

6

25

16

7

20

17

8

22

23

9

26

23

10

25

21

11

24

22

12

24

18

13

23

19

14

18

22

15

26

23

16

21

24

17

25

16

18

25

23

19

18

22

20

25

20

21

16

23

22

17

23

23

16

19

24

26

20

25

20

23

26

17

22

27

22

24

28

16

21

29

26

22

30

28

25

31

15

20

32

25

22

33

28

25

34

26

22

35

27

22

36

19

23

37

22

24

38

24

22

39

26

23

40

28

25

41

22

24

42

28

24

43

26

24

44

22

26

45

21

16

46

20

24

47

22

27

48

23

21

49

27

22

50

24

17


 

Таблица 5

Социально – психологический тип личности

Шкала любви

Шкала симпатии

Общая шкала

Гармоничный - 29,3%

23,4

17,6%

41%

Сензитивный – 27,8%

10,1%

8,9%

19%

Интровертный - 14,7%

6%

4%

10%

Конформный - 3,9%

4,2%

3,2%

7,4%

Доминирующий - 13,6%

3,4%

4,5%

7,9%

Инфантильный - 4,9%

3,7

2,9

6,6%

Тревожный - 5,8%

4,5

1,6

6,1%


 

Методика "Незаконченные предложения"

У испытуемых 2 группы присутствует ярко выраженное положительное отношение к семье, родителям, противоположному полу, позитивная оценка сексуальных отношений.

При этом между двумя группами испытуемых выявлены достоверные различия по следующим шкалам.

Прежде всего, достоверно различаются данные по шкале «отношение к семье» (при р <0,05): представители 2 группы более позитивно относятся к своей семье, чем испытуемые 1 группы, находят в ней плюсы по сравнению с другими семьями, с положительным эмоциональным настроем указывают на роль семьи в их развитии.

Средние величины по шкалам методики «Незаконченные предложения» в двух группах испытуемых

 

Таблица 6

Шкалы

1 группа (n=20)

M±m

2 группа (n=23)

M±m

t-критерий

Стьюдента

Отношение к семье

0,45±0,04

2,5±0,06

t=2,36 при р <0,05

Отношение к противоположному полу

-1,2±0,03

2,5±0,04

t=2,27 при р <0,05

Отношение к себе

-1,16±0,04

1,6±0,03

t=0,52 при р > 0,1

Отношение к прошлому

1,5±0,4

1,6±0,3

t=0,4 при р > 0,1

Отношение к будущему

1,4±0,4

1,2±0,3

t=0,8 при р > 0,1

Отношение к отцу

-2,4±0,3

2,2±0,32

t=2,32 при р <0,05

Отношение к матери

1,3±0,4

2,6±0,2

t=117 при р > 0,1

Нереализованные возможности

-2,5±0,4

1,8±0,2

t=1,7 при р > 0,1

Страхи и опасения

-1,6±0,3

1,9±0,2

t=1,5 при р > 0,1

Сексуальные отношения

0,4±0,3

2,2±0,3

t=0,5 при р > 0,1

Отношение к семье

0,45±0,04

2,5±0,06

t=2,36 при р <0,05

Информация о работе Взаимосвязь особенностей социально – психологического типа личности и психологической готовности к браку