Взаимосвязь особенностей совпадающего поведения и лидерства подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» – преодолевать (реже – бороться, сражаться). Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей. В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно. Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….
3
1 Особенности совладающего поведения и лидерских черт в подростковом возрасте……………………………………
5
1.1 Понятие совладающего поведения и лидерства………….
5
1.2 Особенности совладающего поведения……………………
11
1.3 Факторы, влияющие на формирование черт лидера у подростков…………………………………………………….
15
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей совладающего поведения и лидерства подростков……….
23
2.1 Описание методик исследования…………………………..
23
2.2 Описание результатов исследования……………………….
25
Заключение……………………………………………………………
29
Список использованных источников………………………………..
32

Файлы: 1 файл

лидетсво и копинг.docx

— 104.16 Кб (Скачать файл)

Общество  сверстников. Его значение для подростка.

Так как лидер  в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором он находится, то важно узнать какое значение для  юноши или подростка имеет  общество сверстников. Общество сверстников - это, во-первых, важный канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых  по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, во-вторых, это вид деятельности и межличностных отношений. Совместные деятельности вырабатывают у ребенка  необходимые навыки социального  взаимодействия, умения подчиняться  коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В–третьих, это вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но  дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. На все эти факторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется огромным авторитетом и влиянием.

Так как «неформальные» лидеры выявляются в процессе межличностных  взаимоотношений, то, как пример можно  привести спонтанно образовавшуюся группу людей. В стихийных группах  часто бывает так, что вожаком  является тот, кто обладает реальным авторитетом. Лидерами в стихийных  группа становятся чаще всего юноши не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе. И.С. Полонский изучил с помощью социометрии положение 30 неформальных лидеров (имеющих самый высокий статус  на своих улицах) в тех классах, где они учатся. Выяснилось, что в 9-х классах ощутимо и просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше социометрический статус юноши стихийной группы, тем ниже он в официальном классном коллективе[26].

Зависимость направленности группы от характера  личности лидера.

Становление лидера и развитие группы это непрерывный  и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Как мы уже  знаем, статус определённого человека можно изменить. В ходе межличностных  отношений, с момента образования  группы, определяется статус каждого  человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.

Спонтанные  группы  существуют всегда и везде. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением  организованных коллективов, так и  их  антиподом. По характеру социальной  направленности спонтанные группы (компании) можно классифицировать на просоциальные (социально положительные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, и антисоциальные (социально отрицательные).

Просоциальные компании, способствующие развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств, отличаются  широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственнымуровнем личных взаимоотношений. Члены такой компании не только совместно развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решения жизненных проблем.

Асоциальные компании формируются главным  образом  на  базе совместных развлечений. Межличностные  контакты в такой  компании,  будучи  эмоционально значимыми,  ограничены  по  содержанию  и  потому  остаются  поверхностными. Качество  совместного  времяпрепровождения  может  быть  разным,  но   часто невысоко. Таких компаний,  к  сожалению,  много,  причем  некоторые  из  них перерастают  в  антисоциальные  (от  случайной  выпивки  —  к  пьянству,  от веселого озорства — к хулиганству).

Антисоциальные  компании также связаны с развлечением и общением,  но  воснове их лежит деятельность,  направленная  во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как правило, групповой,  и истоки  ее  часто лежат именно  в безнадзорности   уличных компаний, лидерами которых становятся так называемые трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности перерождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и ее  лидером, в неумение и нежелание сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности  в свете более общих социальных  и нравственных  критериев.  В большинстве случаев наблюдалось, что направленность антисоциальной группы создаётся в основном за счёт характера личности лидера, то есть здесь в большей степени влияет лидер на группу, чем группа на лидера[27].

Положение индивида в группе и его отношение к  ней  зависят  от многих факторов,  куда  входят  как  свойства  индивида, так  и свойства  группы. Психологи принципиально разграничивают  коллективистическое самоопределение  личности, которая сознательно идентифицируется с коллективом, принимая  его нормы  и ценности  в качестве своих  собственных, и конформность, т. е. склонность индивида уступать психологическому давлению  группы, изменять свое мнение в угоду большинству.

Лидеры в  среде подростков существуют всегда, когда существует группа. Если нужно  спасать кого-то, существуют лидеры, помогающие группе спасаться или  спасть. Если нужно выживать, то появляются лидеры ответственные и способные  помочь своей группе выжить. Если это  команда единомышленников, разрабатывающих  сложный проект, то появятся лидеры, ведущие команду к результату. Группа пойдет в поход, и появятся лидеры, необходимые для похода. В зависимости от тех задач, которые  решает группа, лидеры могут быть разными. Лидерство – это механизм, который  нужен не людям в группе, а самой  группе. С помощью лидерства группа организует себя как целое.

Без лидера группа подростков долго группой  не останется, она, скорее всего, распадется. Потому что лидер дает группе единство ценностей и целей. А вот иметь  несколько лидеров группа вполне может. Чем выше уровень развития группы, чем сложнее ее внутренняя жизнь, тем больше может быть разных лидеров, причем, они совершенно не обязательно будут конфликтовать  друг с другом.

Очень многое зависит от того, в каком классе учится ребенок. Если в детской группе доминируют материальные ценности, статус ребенка в группе будет зависеть от того, как он экипирован и с  чем приходит в школу. Пробить  такую среду интеллектом, увлечениями, способностями – очень трудно. Хотя есть примеры, когда сильным  детям это удается. Они не только становятся лидерами таких классов, но и меняют ценности. Так иногда случается в частных школах, когда лидером становится сын или дочь учительницы.

Таким образом, подростковый возраст – яркий, драматичный, очень противоречивый период в жизни  человека. Таким же является подростковое лидерство. Лидеры-подростки болезненнее  лидера-взрослого переживают трудности  своего положения, болезненнее реагируют  на потерю своего положения, даже если оно временное[27].

Подростки-лидеры экстремальнее в выборе средств давления на тех, кто не хочет быть их последователями. Такое крайнее средство воздействия на несогласного как бойкот – распространено именно в подростковой среде. Бойкот чаще всего организуется лидером. Подростковые лидеры менее надежны, чем лидеры-взрослые, а значит, под их управлением тревожнее всем. Неуверенность подростковых лидеров объясняется тем, что им не хватает жизненного опыта, понимания других людей для того, чтобы спокойно и решительно действовать в тех или иных ситуациях. Они очень беспокоятся за свое реноме, это тоже мешает управлять. Вообще, лидеру не так просто потерять лицо, как ему самому это кажется. Существует колоссальный кредит доверия. Чтобы его быстро исчерпать, нужно совершить серьезное преступление против группы, серьезно нарушить ее жизнь, отношения между членами группы.

Однако самому лидеру его положение кажется  крайне неустойчивым, особенно лидеру-подростку. Лидеры-подростки часто плохо  справляются с той социальной ответственностью, которую «навешивают» на них взрослые. Взрослым кажется, что, если он лидер, так уже справится  со всем. Однако многие поручения могут оказаться критичными для лидера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

ОСОБЕННОСТЕЙ  СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ЛИДЕРСТВА  ПОДРОСТКОВ

 

 

2.1 Описание методик исследования

 

В работе будет рассматриваться социометрия как метод изучения малых групп при помощи описания системы межличностных отношений между их членами.

Социометрические методики исследования групп и первичных коллективов  используются социальными психологами  и социологами для исследований на предприятиях, в школах, вузах, спортивных коллективах, а также для формирования особых групп и коллективов, для  которых проблема межличностных  отношений и психологической  совместимости имеет исключительно  важное значение (например, космических экипажей, экипажей антарктических экспедиций)[28].

Социометрическая техника исследования малой группы (см., например, социометрическую анкету для учеников юношеского возраста, использованную Л. Десевым (3, 49 - 50) в его экспериментальных исследованиях) построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместной работы, совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте и т. д.[29]. Для большей наглядности я намеренно использую для иллюстрации наиболее простую анкету.

Однако специализация вопросов приводит к уменьшению их силы, значимости, увеличивает число вопросов в  анкете и ставит задачу обобщения  информации, полученной с помощью  различных, но близких между собой  специфических вопросов.

Вторая методика, которую я использовала в своем исследовании – это  методика «Индикатор копинг – стратегий» [30]. Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995).

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

Стратегия разрешения проблем —  это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается  использовать все имеющиеся у  него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

Стратегия поиска социальной поддержки  — это активная поведенческая  стратегия, при которой человек  для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

Стратегия избегания — это поведенческая  стратегия, при которой человек  старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Человек может использовать пассивные  способы избегания, например, уход в  болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания — суицид.

Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий  при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих  стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек  может самостоятельно справиться с  возникшими трудностями, в других ему  требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Описание результатов исследования

 

 

Исследование проводилось в  феврале – марте 2013 года на базе ГУО СОШ № 31.

В исследовании принимали участие  учащиеся 7 - 8 классов. Диагностику прошли 80 учащихся.

Гипотезой нашего исследования является следующее: существуют взаимосвязь особенностей совладающего поведения и лидерства подростков.

Практическая значимость результатов  нашего исследования заключается в  возможности применения полученных знаний для подготовки коррекционной  программы, направленной на сплочение учебной группы и коррекции стратегий совладающего поведения.

 По результатам проведенной  социометрии были получены следующие  данные:

 

 

 

Социометрический

статус

 

Количество детей

 

Процентное соотношение

Звезды

12

15%

Предпочитаемые

29

36%

Принимаемые

19

24%

Не принимаемые

13

16%

Отвергнутые

7

9%


 

Таблица 1 – Показатели социометрического статуса по общей выборке

 

Из полученных данных можно сделать  вывод, что в выборке больше всего  – 36% предпочитаемых. Это можно объяснить тем, что подростки, принимавшие участие в исследовании учатся уже достаточно долго в одном классе и знают друг друга и, следовательно,  в классе уже сформировалась группа «звезд» и «предпочитаемых». Также дети в этих классах учатся достаточно сильно и в связи с этим могли получиться такие результаты. Уровень «отвергаемых» в выборке также не высоки, что можно объяснить высокой сплоченностью ученических классом и уровнем подготовлинности учеников.

Информация о работе Взаимосвязь особенностей совпадающего поведения и лидерства подростков