Взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы психосоматических расстройств во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями по данным литературы
Оценить предиспозиции к психосоматическим расстройствам у людей в молодом возрасте
Изучить стили отношения к родителям у лиц в молодом возрасте
Определить взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретический анализ проблемы психосоматических
расстройств во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями ……………….6
1.1. Понятие психосоматики, виды психосоматических расстройств……………6
Определение психосоматики………………………………………….....6
Причины психосоматических расстройств…………………………......7
Классификация психосоматических расстройств……………………...8
1.1.4. Психосоматические расстройства у детей…………………………….....9
Детско-родительские отношения…………………………………………..14
Определение детско-родительских отношений……………………….14
Стили родительского воспитания……………………………………....16
Влияние детско-родительских отношений на
психологическое состояние детей и подростков……………………………..18
2. Результаты исследования и их интерпретация…………………………………….22
2.1. Характеристика группы………………………………………………………22
2.2. Методы исследования………………………………………………………...22
2.2.1. Методика исследования личности………………………………………22
2.2.2 Определение стиля отношения к родителям
у лиц в молодом возрасте…………………………............................................24
2.2.3. Методы статистической обработки……………………………………..26
2.3. Результаты и их интерпретация……………………………………………....26
2.3.1. Оценка достоверности и личностных особенностей
по профилю СМИЛ……………………………………………………………..26
2.3.1.1. Оценка предиспозиции к психосоматическим
расстройствам у людей в молодом возрасте…………………………..27
2.3.2. Оценка стиля отношения к родителям у лиц в молодом возрасте…...28
2.3.3. Результаты корреляционного анализа…………………………………...31
Выводы………………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 82.93 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретический анализ  проблемы психосоматических 

расстройств во взаимосвязи  с детско-родительскими отношениями  ……………….6

    1.1. Понятие психосоматики, виды психосоматических расстройств……………6

      1. Определение психосоматики………………………………………….....6
      2. Причины психосоматических расстройств…………………………......7
      3. Классификация психосоматических расстройств……………………...8

1.1.4. Психосоматические расстройства у детей…………………………….....9

    1. Детско-родительские отношения…………………………………………..14
      1. Определение детско-родительских отношений……………………….14
      2. Стили родительского воспитания……………………………………....16
      3. Влияние  детско-родительских отношений на

психологическое состояние  детей и подростков……………………………..18

2. Результаты исследования и их интерпретация…………………………………….22

2.1. Характеристика группы………………………………………………………22

2.2. Методы исследования………………………………………………………...22

2.2.1. Методика исследования  личности………………………………………22

2.2.2 Определение стиля  отношения к родителям 

у лиц в молодом возрасте…………………………............................................24

2.2.3. Методы статистической  обработки……………………………………..26

      2.3. Результаты  и их интерпретация……………………………………………....26

2.3.1. Оценка достоверности и личностных особенностей

по профилю СМИЛ……………………………………………………………..26

2.3.1.1. Оценка предиспозиции  к психосоматическим 

расстройствам у людей  в молодом возрасте…………………………..27

2.3.2. Оценка стиля отношения  к родителям у лиц в молодом  возрасте…...28

  2.3.3. Результаты корреляционного  анализа…………………………………...31

Выводы………………………………………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………………...33

Список использованной литературы………………………………………………….36 

Введение

 

Особое место в современной  науке занимает изучение факторов развития психосоматической патологии. По данным различных источников, в общемедицинской практике распространенность психосоматических расстройств взрослого населения составляет от 20 до 42% (Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г.2000). Особую тревогу вызывает состояние здоровья молодых людей, у которых многими авторами отмечается значительная распространенность психосоматических расстройств (Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. 2002, Исаев Д. Н. 2004).

Некоторые современные исследователи  (Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. 2002, Ковалевский В.А. 1997, Зерницкий О.Б. 2005, Исаев Д.Н. 1996) выявляют зависимость возникновения и течения соматических заболеваний от особенностей детско-родительских отношений (Эйдемиллер, Э.Г. 1980), что подтверждает психогенный характер большинства телесных заболеваний.

 Проблема роста психосоматических заболеваний является одной из наиболее актуальных проблем современного мира (Кондратьев, Ф. 1999). На сегодняшний день литературы о психосоматических заболеваниях достаточно много. Огромное количество  фундаментальных исследований проводится в области детской психосоматики. Как утверждают исследователи (Николаева В.В., Арина Г.А., 1998) психосоматические заболевания у детей и подростков возникают в результате неблагополучных семейно бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, избыточной занятости родителей и частых разводов. Анализ современного общества и семьи в нем (Варга А.Я., 2000) свидетельствует о том, что семья часто неспособна создать условия для социализации детей и подростков. Это приводит к возникновению разнообразных психологических проблем и, как следствие, заболеваний (Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. 2002). Так как развитие личности получает свое начало в семье, это нельзя оставить незамеченным. Семья на ранних этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп для индивида. Семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной, жизнеспособной, творчески ориентированной личности (Эйдемиллер, Э.Г. 1980).

Как уже отмечалось, на сегодняшний  момент много исследований проводится в области детской психосоматики, а молодые люди остаются незамеченными.  Важно заметить, что на сегодняшний день в России, вопросы, связанные с проблемами в среде молодежи, являются чрезвычайно актуальными. От того, как молодежь использует свой потенциал, зависит и будущее общества, и его настоящее. Проблема психосоматических расстройств молодых людей недостаточно учитывается при организации социальной работы с ними и не рассматривается в качестве задачи психологической помощи людям.

Испытываемые     подростками    и     молодыми   людьми   негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Научные исследования психосоматических расстройств молодых людей в рамках психологии ведутся недостаточно.

Цель работы -  выявить взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы психосоматических расстройств во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями по данным литературы
  2. Оценить предиспозиции к психосоматическим расстройствам у людей в молодом возрасте
  3. Изучить стили отношения к родителям у лиц в молодом возрасте
  4. Определить взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста

Объект исследования –  предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиль отношения к родителям у лиц молодого возраста

Предмет исследования –  взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста

Гипотеза – предполагается, что существует взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и директивным стилем отношения к родителям у лиц молодого возраста.

Методы исследования:

Библиографический

Статистический анализ

Экспериментальное исследование

 

1. Теоретический анализ проблемы психосоматических расстройств во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями

1.1. Понятие психосоматики, виды психосоматических расстройств

1.1.1. Определение психосоматики

Термин «психосоматика»  предложил в 1818 году немецкий психиатр Гейнрот, который объяснял многие соматические болезни как психогенные, прежде всего в этическом аспекте. Позднее  М.Якоби (1822), напротив, вводит термин «соматопсихический», чтобы подчеркнуть доминирование  телесного в возникновении некоторых  нервно-психических заболеваний (Кондратьев Ф., 1999).

Распространенность психосоматических  расстройств очень велика и по разным данным составляет в популяции  от 15 до 50%, среди пациентов амбулаторной практики 30-57% (Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Косырев В.Н., 1999), это позволяет  смело относить их к болезням цивилизации (Хитров Н.К., Салтыков А.Б., 2003).

Психосоматические расстройства на протяжении последнего века являлись объектом интенсивных исследований в рамках психосоматической медицины (Хитров Н.К., Салтыков А.Б., 2003), ввиду возрастающей роли их в общей заболеваемости населения.

Двумя основными группами психосоматических расстройств  являются "большие" психосоматические  заболевания, к которым относят  ишемическую болезнь сердца, гипертоническую  болезнь, язвенную болезнь желудка  и двенадцатиперстной кишки, бронхиальную астму и некоторые другие, и "малые" психосоматические расстройства - невротические  нарушения внутренних органов, или  так называемые "органные неврозы". Не все авторы склонны относить "органные неврозы" к собственно психосоматической  патологии. Франкл полагал, что соматическим заболеваниям, вызванным психическими причинами, следует противопоставлять  психогенные заболевания (неврозы) как психически обусловленные (Эйдемиллер Э.Г., 1980).

Психосоматические расстройства могут расцениваться как психогенно обусловленные (то есть имеющие психологические  причины) соматические нарушения или  как соматогенные психические расстройства (соматогении) (Петрюк П. Т., Якущенко И. А.2003). В отличие от психосоматических расстройств, психосоматические реакции — это кратковременные изменения со стороны различных систем организма. Традиционно к ним относят: учащение пульса, повышение артериального давления, изменение частоты и глубины дыхания, покраснение или бледность кожных покровов, внезапную мышечную слабость, кратковременное нарушение стула или мочеиспускания и множество других, как правило физиологических и кратковременных,  расстройств, возникающих после психических переживаний.

 

      1. Причины психосоматических расстройств

Причины психосоматических  нарушений делят на внешние по отношению к организму - экзогенные и внутренние - эндогенные. К экзогенным болезнетворным агентам относят  инфекции, интоксикации, травматические повреждения мозга, церебральные опухоли, психогении, соматогении. Эндогенные причины  связаны с наследственностью, конституциональными  особенностями человека, возрастными  сдвигами. Разделением этиологических факторов на экзогенные и эндогенные широко пользуется практическая психиатрия; этиологический принцип является решающим в создании классификации психосоматических  заболеваний. Но как отмечают некоторые ученые (Хоментаускас Г.Т. 1986) деление вредоносных факторов на экзогенные и эндогенные неправомерно.

А.Г. Малкина-Пых  дает определение причин патогенеза психосоматических расстройств:

1. Неспецифической наследственной  и врожденной отягощенностью  соматическими нарушениями и  дефектами;

2. Наследственным предрасположением  к психосоматическим расстройствам;

3. Нейродинамическими сдвигами (нарушениями деятельности ЦНС);

4. Личностными особенностями;

5. Психическим и физическим  состоянием во время действия  психотравмирующих событий;

6. Фоном неблагоприятных  семейных и других социальных  факторов;

7. Особенностями психотравмирующих  событий.

Перечисленные факторы не только участвуют в происхождении  психосоматических расстройств, но и делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую  и биологическую защиту, облегчают  возникновение и утяжеляют течение  соматических нарушений (Струковская М.В. 1986).

 

      1. Классификация психосоматических расстройств

Исходя из структуры психосоматических  соотношений выделяют (Антропов Ю.Ф. 2001) 4 группы состояний:

Соматизированные психические (соматоформные) реакции, формирующиеся при невротических или конституциональных расстройствах (неврозы, невропатии).

Психогенные реакции (нозогении), возникающие в связи с соматическим заболеванием (последнее выступает в качестве психотравмирующего события) и относящиеся к группе реактивных состояний.

При психогенных заболеваниях (сюда относят истерию, ипохондрию, булимию) наблюдаются относительно выраженные нарушения функций органов  и систем.

Реакции по типу симптоматической лабильности - психогенно провоцированная манифестация либо экзацербация соматического заболевания (психосоматические заболевания в традиционном их понимании).

У детей выделяют по локализационному принципу расстройства с неврологическими проявлениями (сюда относят нарушения  сна и судороги), отклоняющееся  пищевое поведение (анорексия, рвота, геофагия, копрофагия, трихофагия, то есть поедание земли, кала и волос, извращенный  аппетит). Также выделяются расстройства пищеварения в первые полгода  жизни: запоры, понос, колиты, раздражимость  ободочной кишки. К ним присоединяют также заболевания дыхательных  путей: спастический плач, астму, поражения  носоглотки, болезненные отиты, бронхиты, рецидивирующие пневмопатии. Из кожных заболеваний выделяются экзема, крапивница, алопеция, псориаз. Все эти заболевания  относятся к психосоматическим  расстройствам. Наряду с этим выделяют (Антропов Ю.Ф. 2001) как психосоматические такие синдромы как аллергические заболевания, истощение, задержка роста и т.д.

Информация о работе Взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста