Взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы психосоматических расстройств во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями по данным литературы
Оценить предиспозиции к психосоматическим расстройствам у людей в молодом возрасте
Изучить стили отношения к родителям у лиц в молодом возрасте
Определить взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретический анализ проблемы психосоматических
расстройств во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями ……………….6
1.1. Понятие психосоматики, виды психосоматических расстройств……………6
Определение психосоматики………………………………………….....6
Причины психосоматических расстройств…………………………......7
Классификация психосоматических расстройств……………………...8
1.1.4. Психосоматические расстройства у детей…………………………….....9
Детско-родительские отношения…………………………………………..14
Определение детско-родительских отношений……………………….14
Стили родительского воспитания……………………………………....16
Влияние детско-родительских отношений на
психологическое состояние детей и подростков……………………………..18
2. Результаты исследования и их интерпретация…………………………………….22
2.1. Характеристика группы………………………………………………………22
2.2. Методы исследования………………………………………………………...22
2.2.1. Методика исследования личности………………………………………22
2.2.2 Определение стиля отношения к родителям
у лиц в молодом возрасте…………………………............................................24
2.2.3. Методы статистической обработки……………………………………..26
2.3. Результаты и их интерпретация……………………………………………....26
2.3.1. Оценка достоверности и личностных особенностей
по профилю СМИЛ……………………………………………………………..26
2.3.1.1. Оценка предиспозиции к психосоматическим
расстройствам у людей в молодом возрасте…………………………..27
2.3.2. Оценка стиля отношения к родителям у лиц в молодом возрасте…...28
2.3.3. Результаты корреляционного анализа…………………………………...31
Выводы………………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 82.93 Кб (Скачать файл)

Реакции экзогенного типа (соматогении), манифестирующие вследствие воздействия соматической вредности на психическую сферу и относящиеся к категории симптоматических психозов, то есть к категории экзогенных психических нарушений (Струковская М.В. 1986).

Для понимания психосоматического явления необходимо учитывать взаимообратимость  чистых динамик и вещественных динамик. Многие заболевания, особенно опухоли, имеют психическое происхождение. Менегетти дает определение психики  как динамической реальности, которая  управляет любой человеческой органикой  в ее волевом, биодинамическом, химическом и материальном аспектах (Хоментаускас Г.Т. 1986).

 

      1.  Психосоматические расстройства у детей

В.В. Ковалев выделил период соматовегетативного реагирования - в возрасте от 0 до 3-х лет все  психические расстройства выступают  в виде соматовегетативных проявлений. С 4-х до 7 лет психические расстройства проявляются в виде двигательных, моторных нарушений. В последующем с 5 до 10 лет - отмечаются аффективные и с 11 до 17 лет - эмоционально-идеаторные проявления психических расстройств. Определенное место в патогенезе психосоматических расстройств занимает такое явление как алекситимия - недостаточность вербализации, как следствие эмоциональных нарушений. Депрессия, по сути, сопровождается замедленностью мышления (Антропов Ю.Ф. 2001). Менегетти пишет, что в определенном возрасте (до 4-5 лет) ребенок формируется под воздействием выборов или действий, осуществляемых бессознательным того взрослого, к которому он наиболее сильно привязан. То есть, ребенок конкретизирует себя в зависимости от того типа симбиоза, в который вступает его собственное бессознательное со взрослым.

Можно указать на следующий  факт: первые признаки болезни субъекта проявляются либо в характере, либо в соматизации уже в возрасте до шести-семи лет. Любая болезнь  подразумевает внутрипсихическую  конфликтность невротического характера, приспособление или инфантильное стремление облегчить ситуацию. В итоге если субъект сознательно или бессознательно не принимает меры по решению проблемы, происходит соматизация. До тех пор, пока индивид не решается на это, все, что ему не удается пережить в  сознательной форме, переживается им в  форме патологической (Хоментаускас Г.Т. 1986).

Исследователи установили, что нарушение взаимоотношений  в семье ведет к развитию психосоматических  заболеваний ребенка. Губачев Ю.М., Иовлев Б.Д., Карвасарский Б.Д. и др. проводя  исследования психосоматических расстройств, а так же других нервно-психических расстройств, в этиологии которых значительную роль играет психотравмирующее переживание, позволяют очертить круг таких состояний. Это состояния неудовлетворенности, тоски, подавленности (субдепрессивные состояния), тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности (состояния фобического круга), эмоциональная напряженность, а также сложные совокупности состояний, возникающих при наличии внутреннего конфликта, столкновения индивида с непомерными препятствиями и трудностями (Эйдемиллер Э.Г., 1980).

Современные исследования в  области психологии и психиатрии, проведенные такими исследователями, как Отто Ранк, Абрахам Маслоу, Станислав  Гроф и др. (Аммон Г.В. 1995), доказали связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время рождения. В результате благополучных физиологических родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положительные установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. В этом случае сформировавшиеся перинатальные матрицы будут отражать психоэмоциональную и поведенческую норму. Вмешательства в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят в эту картину "титанической борьбы, ощущения справедливой победы и обретения счастья" целый ряд негативных моментов. Причем характер негативных переживаний ребенка тесно связан с фазой родов и характером вмешательства в их ход. Если такие установки возникли, то впоследствии, в случае активизации соответствующей бессознательной информации, они послужат для возникновения тех или иных заболеваний и психических расстройств, которые могут проявиться в любом возрасте вплоть до старости.

Federn говорит об очевидности  границы соматического Я, которая  должна оставаться интактной,  чтобы внешний мир оставался  очевидным. Ребенок, в самом  раннем периоде жизни вынужден  опираться на мать как на  вспомогательное Я, которая во  взаимодействии с ребенком формирует  его соматические границы адекватным  реагированием на его потребности (Хоментаускас Г.Т. 1986).

Самость развивается по образцу  ее первых объектных отношений. Объект, который до того был составной  частью Я, формируется вначале как  частичный объект из еще не структурированного Я. Путь к обретению себя или автономии Я является одновременно нарцисстическим и привязанным к объектам. По Spitz он тянется от соматического Я к восприятию не-Я, к первобытной самости и далее к нахождению идентичности (Аммон Г.В. 1995).

Этот двусторонний процесс  развития Я в особенности существенен  для рассмотрения психосоматической  симптоматики, поскольку объектные  отношения психосоматически реагирующего человека застревают на первичной нарцисстической  стадии. У психосоматического больного формируется позднее как частичный  объект психосоматический симптом, который до того был интегрирован в его еще не структурированном  соматическом Я, и заполняет дыру в Я.

Психотически реагирующий  пациент становится свободным от психотической реакции на время  соматического заболевания. Психосоматическое  заболевание приобретается, прежде всего, в связи с бессознательной  динамикой в семейной группе. Психосоматически больной человек имеет определенное значение в поддержании гомеостаза семьи (Аммон Г.В. 1995).

Аммон различал первичные  и вторичные психосоматические  заболевания. При первичных функциях Я затронуты очень ранние и  тяжелые заболевания Я, например, нарушения речи, походки, питания, зрения и слуха. Симптомы при этом фиксированы  и малоподвижны, они фиксированы  в целостном соматическом процессе. При вторичном психосоматическом  заболевании достигается ступень  формирования символов на уровне органного  языка. Оно увязано с ситуацией  и подлежит, скорее, смещению симптомов, причем болезненный процесс может  принимать деструктивные формы  на службе враждебного сверх - Я.

В анализе психосоматических  реагирующих пациентов выявляется, что мать, воспринимает телесные проявления, соматические потребности ребенка, как нарцистическую обиду и лишь проявление соматического заболевания ребенка позволяет матери подтвердить восприятие себя как хорошей и совершенной матери (Аммон Г.В. 1995).

Когда выздоровевший ребенок  вновь теряет внимание матери, испытанное им во время болезни, он вновь борется  за него с помощью смены симптомов  или рецидива старого заболевания.

Mitscherlich высказал в связи  с этой концепцией интересную  мысль, что психосоматические  заболевания являются результатом  двухфазной защиты от инстинктивных  потребностей. Последующее вытеснение  в соматику происходит, когда  психические защитные операции  Я прорываются по внутренним  или внешним причинам в форме  невротических симптомов и психическое  совладание с конфликтом не  становится более возможным (Аммон Г.В. 1995).

 Родители могут бессознательно фиксировать и закреплять невротическую форму энуреза у ребенка (Варга А.Я. 2000). Такие родители сочетают две формы отношений - инфантилизацию и социальную инвалидизацию ребенка. Для инфантилизирующих родителей детство представляется более комфортным состоянием, чем взрослость. Социальная инвалидизация - это приписывание ребенку личной несостоятельности. Родители представляют ребенка маленьким несмышленышем, который не может быть полноценным членом социальной группы, они пессимистично оценивают его будущее. Обращение с ребенком как с маленьким неудачником дает ему своеобразное "разрешение" болеть энурезом. Маленький (это идет от мамы) может позволить себе недержание мочи, а неудачник (это идет от папы) - не может от этого избавиться. Энурез ребенка играет "положительную" роль в установлении внутрисемейного равновесия.

Матери детей-психосоматиков отличаются положительным отношением к материнской роли. Еще до рождения ребенка они связывали с его  появлением большие надежды, предполагая, что ребенок добьется в жизни  того, что не удалось им (гиперсоциализирующая установка). Этим матерям свойственны низкий уровень эмпатии, властность, доминантность и эгоцентризм (Шутценбергер А.А. 2001).

 

    1. Детско-родительские отношения
      1. Определение детско-родительских отношений

Психическое развитие определяется эмоциональным  контактом и особенностями сотрудничества с родителями (Захаров А.И., 1988). На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка. Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, "базовой" причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений "мать — ребенок" (Захаров А.И., 1988). Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми.

Оптимальная родительская позиция  должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность позиции взрослого  основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его  индивидуальность.

В жизни каждого человека есть важный этап – это этап раннего  детства, от рождения до 5-7 лет, он определяет всю его дальнейшую судьбу. На этом этапе главным воспитателем ребенка  является семья: родители, братья и  сестры, дедушки и бабушки. На этом этапе закладываются основы воспитания и то, что сделали родители до пяти лет, это по мнению А.С. Макаренко, 90% всего воспитательного процесса (Эйдемиллер Э.Г., 1980).

Для ребёнка раннего возраста главным источником информации о  себе и о других являются взрослые люди, которые в буквальном смысле слова определяют, кто он такой. "Родители называют ребёнка, дают ему собственное  имя, приучают откликаться на него, организуя тем самым систему  его реакции. Они помогают ему  осознавать как то, что принадлежит  ему (части его тела), так и его  собственную принадлежность - половую, семейную и т.д. Оценивая поступки ребёнка, они вырабатывают у него определённое эмоциональное отношение к себе, чувство собственной ценности.

Родительское отношение  имеет наиболее общий характер и  указывает на взаимную связь и  взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в  себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное  представление о ребенке, которое  определяет особенности родительского  восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него (Хоментаускас Г.Т. 1986). Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка - менее однозначна.

Характер и степень  влияния на ребенка определяет множество  отдельных факторов и прежде всего  личность самого родителя как субъекта взаимодействия (Захаров А.И., 1988): его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный); возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка); темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.); религиозность; национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания); социальное положение; профессиональная принадлежность; уровень общей и педагогической культуры.

Извращенная ролевая структура  семьи, где мать излишне мужественна - недостаточно эмоционально отзывчива  и категорична, а отец - "женственен", мягок, раним, не способен управлять  ситуацией, предоставляет ребенку  искаженные образцы для идентификации.

 

      1. Стили родительского воспитания

Стиль родительского воспитания, как социально-психологическое понятие, обозначает совокупность способов и  приемов общения по отношению  к партнеру. Родительский стиль - это  обобщенные, характерные, ситуационно  неспецифические способы общения  данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению  к ребенку (Хоментаускас, Г.Т. 1986).

  Было описано (Мухина В.С. 1999) несколько стилей воспитания:

- Либеральный стиль предполагает вседозволенность в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.

- Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

- Авторитарный стиль. По сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания. В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья так же может ограничить возможности подростка в развитии.

Информация о работе Взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста