Взаимосвязь психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, переживающим кризис становления идентичности, в частности – профессиональной идентичности, что приводит к обострению психосоциальных проблем у молодежи. Проведение исследования определяется также социальным заказом на модернизацию существующих профориентационных технологий в связи со стремительным обновлением ряда областей профессиональной деятельности, а также существенным усложнением социальной ситуации в современном обществе. Цель исследования: изучение психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования психосоциальных проблем старшеклассников и статусов профессиональной идентичности.
1.1 Статусная модель профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте.
1.2 Психосоциальным проблемам старшеклассников с позиции их проблемных переживаний и проблемной нагруженности в юношеском возрасте
Глава 2 Постановка исследования психосоциальных проблем (проблемных переживаний) старшеклассников и статусов профессиональной идентичности
2.1 Организация исследования
2.2 Методы сбора эмпирического материала
2.3 Методы статистической обработки результатов
Глава 3 Результаты исследования статусов профессиональной идентичности старшеклассников и их психосоциальных проблем
3.1 Возрастные и гендерные особенности статусов ПИ и проблемных переживаний старшеклассников, обучающихся в разных профильных классах
3.2 Анализ взаимосвязи между статусами ПИ и выраженностью проблем старшеклассников в различных психосоциальных областях
Выводы
Заключение
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

Образец КУРСОВОЙ РАБОТЫ.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)


Рособразование

Пензенская государственная  технологическая академия

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по психологии профобразования

на тему: Психология профессиональной деятельности

«Взаимосвязь психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила;

студентка гр. 06 П

Косолапова __.__

Научный руководитель:

К.пс.н., доцент каф. ПиП

Ефимова Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2010

 

Содержание:

Введение

4

Глава 1 Теоретические основы исследования психосоциальных проблем старшеклассников и статусов профессиональной идентичности.

7

1.1 Статусная модель профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте.

7

1.2 Психосоциальным проблемам старшеклассников с позиции их проблемных переживаний и проблемной нагруженности в юношеском возрасте

17

Глава 2 Постановка исследования психосоциальных проблем (проблемных переживаний) старшеклассников и статусов профессиональной идентичности

24

2.1 Организация исследования

24

2.2 Методы сбора эмпирического материала

25

2.3 Методы статистической обработки результатов

29

Глава 3 Результаты исследования статусов профессиональной идентичности старшеклассников и их психосоциальных проблем

30

3.1 Возрастные и гендерные особенности статусов ПИ и проблемных переживаний старшеклассников, обучающихся в разных профильных классах

30

3.2 Анализ взаимосвязи между статусами ПИ и выраженностью проблем старшеклассников в различных психосоциальных областях

37

Выводы 

Заключение

Литература

Приложения

39

40

41

45


 

ВВЕДЕНИЕ

Юношеский возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, различными переживаниями, конфликтностью, противоречивостью, так как  именно в этот жизненный период, по словам Эриксона, центральным психологическим процессом является формирование личностной идентичности (Э. Эриксон, 1996). Опираясь на исследования зарубежных ( Дж. Марсиа, Д. Сьюпер, А. Уотерман и С. Уотерман, Р. Хейвигхерст и др.) и отечественных психологов  (М.А. Бендюков, А.Г. Грецов и А.А. Азбель, Е.А. Климов, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, И.П. Соломин),  можно сказать что, для современных юношей и девушек наиболее актуальной  является проблема выбора  будущей профессии. В связи с этим, в данной работе мы попытались исследовать проблему  формирования статусов профессиональной идентичности (ПИ) и её взаимосвязь с психологическими проблемами старшеклассников.

Актуальность  исследования: обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, переживающим кризис становления идентичности, в частности – профессиональной идентичности, что приводит к обострению психосоциальных проблем у молодежи. Проведение исследования определяется также социальным заказом на модернизацию существующих профориентационных технологий в связи со стремительным обновлением ряда областей профессиональной деятельности, а также существенным усложнением социальной ситуации в современном обществе.

Цель исследования: изучение психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности.

Предмет исследования: психосоциальные проблемы (проблемные переживания) старшеклассников и статусы профессиональной идентичности.

Объект исследования: учащиеся 10 - 11-х классов общеобразователь

Гипотеза исследования:

 1. У старшеклассников (10-11 класс), обучающихся в классах разной профильной направленности, существуют  гендерно-возрастные различия между статусами ПИ и психосоциальными проблемами;

2. У старшеклассников (10-11 класс), обучающихся  в классах разной профильной  направленности, существуют  гендерно-возрастные  различия  во  взаимосвязях между статусом ПИ и психосоциальными проблемами.

Задачи исследования:

1. Дать психологическую характеристику  четырех самостоятельных статусов  профессиональной идентичности  на основе анализа зарубежной  и отечественной психолого-педагогической литературы.

2. Дать характеристику психосоциальным  проблемам старшеклассников с позиции их проблемных переживаний и проблемной нагруженности в юношеском возрасте.

3. Исследовать методом группового  опроса психосоциальные проблемы (проблемные переживания) старшеклассников и статусы профессиональной идентичности с помощью разработанных  ранее методик (Методика групповой диагностики статусов профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте А.А. Азбель; Проблемная анкета (Seiffqe-Krenke)).

4. По результатам исследования дать характеристику статусов ПИ и особенностей психосоциальных проблем юношей и девушек 10 – 11-х класссов различной профильной направленности.

5. Выявить и проанализировать  взаимосвязи между статусами  ПИ и выраженностью проблем  старшеклассников в различных психосоциальных областях.

Для решения поставленных задач  задействуются следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы;

2. Методика групповой диагностики  статусов профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте А.А. Азбель;

3. «Проблемная анкета» Seifqe-Krenke, для изучения областей переживаний жизненных проблем.

4. Методы статистического анализа  (методы описательной статистики  и методы статистического вывода)

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования психосоциальных проблем старшеклассников и статусов профессиональной идентичности.

Эта часть работы посвящена теоретическому осмыслению профессиональной идентичности человека в старшем школьном возрасте через призму общей теории статусов идентичности, а также значению статусов профессиональной идентичности для дальнейшего профессионального развития. Также будет рассмотрена взаимообъясняющая природа  психосоциальных проблем и статусов ПИ в юношеском возрасте.

1.1. Статусная модель профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте.

Основателем теории идентичности был Э.Эриксон. В 40-е годы онпредлагает в своих концепциях термины «идентичность», «кризис идентичности», которые начинают активно использоваться в диагностике различных форм психопатологии. В 50-е годы предлагаются различные интерпретации этих понятий. Эволюция проблемы идентичности, проблемы идентификации "Я" прослеживается в работах зарубежных (У. Джеймс, 1982; Ч. Кули, 2001; А. Маслоу, 1999; Дж. Мид, 1996; Г. Олпорт, 2002; Ж. Пиаже, 1993; К. Роджерс, 1994; А. Фрейд, 1993; Э. Фромм, 1990; В. Хесли 1994; К. Хорни 2003; Э. Эриксон, 1996; К. Юнг, 1996; J. Marcia 1980; A. Waterman 1970 и др.) и отечественных авторов (В.В. Абраменкова, 1990; К.А. Абульханова-Славская, 1991; Н.А. Антонова, 1996; М.М. Бахтин, 1995; Л.С. Выготский, 1984; А.А. Гусейнова, 1989; М.В. Заковоротная, 1999; И.С. Кон, 1988; А.Н. Леонтьев, 1977; В.С. Мерлин, 1970; В.С. Мухина, 1985; Л.М. Попова, 1988; С.Л. Рубинштейн, 1997; Л.Б. Шнейдер, 2001; В.А. Ядов, 1994 и других).

В западной психологии и социологии исследование проблемы идентичности ведется в рамках понятий «образ Я»  – «Я-концепция». Э. Эриксон (1996) рассматривает «Я-концепцию» через призму эго-идентичности и определяет её  как определенное сочетание идентификаций и возможностей индивида, а также знания о том, как реагируют на него окружающие.. Идентичность  – это социализированная часть «Я». Эриксон выдвинул три положения, ставших важным вкладом в изучение человеческого «Я». Во-первых, Эриксон говорил о том, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития существуют и психологические стадии развития «Эго», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а растягивается на весь жизненный цикл. В-третьих, каждой стадии развития «Эго» присущи свои собственные параметры развития. Жизнь представляет собой сложную смену всех ее аспектов, и успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует человека от возникновения новых проблем [Эриксон Э., 1996]. Таким образом, впервые утверждается, что идентичность обладает двумя свойствами: она изменчива в течение человеческой жизни и её формирование является достаточно длительным процессом.

По мнению Эриксона, идентичность  – это чувство личностного  тождества и исторической непрерывности; оно основано на восприятии себя как тождества и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве. Идентичность – это структура, которая возникает в результате успешного эго-синтеза и ресинтеза в течение детства. [Эриксон Э., 1996, с.25]

Содержательная сторона идентичности состоит в том, что каждый элемент идентичности относится к какой-либо сфере человеческой жизни. А. Уотерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии и профессионального пути; 2) принятие набора социальных ролей, включая половые роли; 3) принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений; 4) выработка политических взглядов.

В отечественной психологии представления  об идентичности традиционно развивались в русле изучения формирования личности. Процесс становления человеческой личности включает в себя формирование сознания и самосознания. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими, считал С.Л. Рубинштейн (1998). Кроме того, идентичность (самость) рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я». На сегодняшний день благодаря усилиям отечественных ученых – И.С. Кона (1984), А.Н. Леонтьева (1977), М.И. Лисиной (1986), В.С. Мерлина (1970), В.С. Мухиной (1997), Л.Д. Олейника (1975), Л.С. Рубинштейна (1998), А.Г. Спиркина (1972), В.В. Столина (1983), П.Р. Чаматы (1966), И.И. Чесноковой (1977), Е.В. Шороховой (1968) и др. – сложился определенный категориальный аппарат в области изучения самосознания. В современной психологии под самосознанием понимают совокупность психических процессов, посредством которых человек осознает себя. В результате этого осознания человек получает ряд представлений о самом себе, целостная система всех этих представлений и является "Я-концепцией" личности. "Я-концепция" является продуктом самосознания и включает в себя когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющую. И.С. Кон (1978) отмечает, что в юности и молодости под воздействием определенных внешних и внутренних факторов образ «Я» приобретает отчетливые формы и постепенно становится одним из главных компонентов психики, с которым человек не только соотносит свое поведение, но через него репрезентирует свою идентичность.

Далее мы попытаемся проанализировать процесс становления профессиональной идентичности (ПИ).

Для западных теорий профессионального развития характерно обращение к понятию Я-концепции, в структуре которой выделяется такая характеристика, как ощущение человеком компетентности, собственной эффективности и личной влиятельности. В данном случае обнаруживается упор на сильное ощущение «Я», на свои возможности, позволяющие осуществлять контроль над ситуациями и отношениями. Для отечественной психологии более характерно обсуждение профессионального развития в координатах ответственности за развитие профессиональных ситуаций и отношений, за свои профессиональные действия [Азбель А.А, 2003].

Профессиональная идентичность может  быть описана через три составляющие, которые в Я - концепции часто определяют как совокупность установок "на себя":

1. Когнитивная составляющая установки (профессиональные знания и профессиональные убеждения);

2. Эмоциональная составляющая (эмоционально-оценочное  отношение к профессиональным  убеждениям и знаниям, к самому  себе как «деятелю»);

3. Поведенческая составляющая (характер, который может выражаться в поведении через поступок). На поведенческом уровне возможно рассмотрение ПИ как результата процесса решения жизненно значимых проблем, причем каждое принятое решение по поводу себя и своей профессии, относительно отношений с другими людьми путем выкристаллизовывания определенной формы (самоорганизация) образа «Я», будет вносить вклад в обретение структуры идентичности (Азбель А.А., 2005).

Как известно, процесс культурного  развития ребенка и весь процесс  его психического развития представляет собой образец революционного развития [Выготский Л.С., 2000].

На основании этого положения  можно утверждать, что целостная  профессиональная идентичность формируется в тот момент, когда человек приступает к освоению профессиональной деятельности. Но, тем не менее,  считается, что именно в старшем школьном возрасте, на этапе «примерки профессиональных ролей», на этапе первичного познания профессиональной области знаний начинают закладываться предпосылки формирования целостной профессиональной идентичности, не только через обучение, но и через формирование профессиональных намерений, самоосознание, через построение образов профессий и т.п. Следовательно, мы можем говорить о некоторых состояниях при формировании ПИ, т.е. говорить о статусах профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте. Таким образом, развитие профессиональной идентичности имеет длинную историю, сложную и начинающуюся задолго до того, как человек приступит к трудовой деятельности, а именно в старшем школьном возрасте (Азбель А.А. Психология современного подростка. Под редакцией Л. А. Регуш , стр. 340).

Информация о работе Взаимосвязь психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности