Взаимосвязь психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, переживающим кризис становления идентичности, в частности – профессиональной идентичности, что приводит к обострению психосоциальных проблем у молодежи. Проведение исследования определяется также социальным заказом на модернизацию существующих профориентационных технологий в связи со стремительным обновлением ряда областей профессиональной деятельности, а также существенным усложнением социальной ситуации в современном обществе. Цель исследования: изучение психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования психосоциальных проблем старшеклассников и статусов профессиональной идентичности.
1.1 Статусная модель профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте.
1.2 Психосоциальным проблемам старшеклассников с позиции их проблемных переживаний и проблемной нагруженности в юношеском возрасте
Глава 2 Постановка исследования психосоциальных проблем (проблемных переживаний) старшеклассников и статусов профессиональной идентичности
2.1 Организация исследования
2.2 Методы сбора эмпирического материала
2.3 Методы статистической обработки результатов
Глава 3 Результаты исследования статусов профессиональной идентичности старшеклассников и их психосоциальных проблем
3.1 Возрастные и гендерные особенности статусов ПИ и проблемных переживаний старшеклассников, обучающихся в разных профильных классах
3.2 Анализ взаимосвязи между статусами ПИ и выраженностью проблем старшеклассников в различных психосоциальных областях
Выводы
Заключение
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

Образец КУРСОВОЙ РАБОТЫ.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

Другие же проблемные переживания, такие как восприятие собственного “Я”, трудности в школе и отношения со сверстниками противоположенного пола имеют слабую выраженность.

В заключение отметим понятия, являющиеся ведущими в данном исследовании:

Азбель А.А сформулировала  определение  понятию профессиональная идентичность  - отождествление себя с определенной профессиональной группой людей, принятие ее целей и ценностей, осознание себя членом этой группы. Разумеется, для того, чтобы полностью сформировалась профессиональная идентичность человека, необходимо хотя бы ознакомиться с реальным содержанием профессии, условиями труда и т.д., а это недостижимо без минимальной включенности в профессиональную деятельность, которая не всегда представляется возможной для старшеклассника(Азбель А.А., 2003 - 2005).

Но, несмотря на это, в старшем школьном возрасте всегда присутствует перебор профессиональных ролей, примерка социальных статусов, и в нашем случае уместнее говорить не о формировании целостной профессиональной идентичности, а о формировании статуса сформированной профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте. Под сформированным статусом профессиональной идентичности старшеклассника мы понимаем сложное законченное действие личности по принятию одной из множества альтернатив дальнейшего профессионального развития. Под мораторием нами понимается нормативный кризис выбора дальнейшего профессионального развития; мораторий предполагает перебор профессионально значимых альтернатив, интересов, ценностей, целей. Статус неопределенной профессиональной идентичности говорит о том, что человек еще не задумывался о своем профессиональном будущем. Статусом навязанной профессиональной идентичности обладают те, кто по каким-либо обстоятельствам сделали свой профессиональный выбор не самостоятельно. (Азбель А.А., 2005)

Психосоциальные проблемы старшеклассников – это проблемы, которые проявляются в различных ситуациях жизненного выбора, и характеризуются осознанием противоречий между собственными потребностями и запросом общества, а также желанием разрешить эти противоречия.

На основании теоретического исследования были сформулированы следующие гипотезы опытно-поискового исследования:

1. У старшеклассников (10-11 класс), обучающихся  в классах разной профильной направленности, существуют  гендерно-возрастные различия между статусами ПИ и психосоциальными проблемами;

2. У старшеклассников (10-11 класс), обучающихся  в классах разной профильной  направленности, существуют  гендерно-возрастные  различия  во  взаимосвязях между  статусом ПИ и психосоциальными  проблемами. (Азбель А.А., 2003)

 

Глава 2. Постановка исследования психосоциальных проблем (проблемных переживаний) старшеклассников и статусов профессиональной идентичности.

2.1. Организация исследования

Целью нашего исследования является  изучение взаимосвязи  психосоциальных проблем старшеклассников и формирования у них статуса профессиональной идентичности.

Согласно цели исследования, при  проведении экспериментальной  части работы, мы  поставили перед собой следующие задачи:

1.  Исследовать методом группового  опроса  психосоциальные проблемы (проблемные переживания) старшеклассников и статусы профессиональной идентичности с помощью разработанных  ранее методик (Методика групповой диагностики статусов профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте А.А. Азбель; Проблемная анкета (Seiffqe-Krenke)).

2. По результатам исследования дать характеристику половозрастных особенностей старшеклассников различной профильной направленности.

3. Выявить и проанализировать  взаимосвязи между статусами  ПИ и выраженностью проблем  старшеклассников в различных  психосоциальных областях.

Объектом  исследования  были юноши и девушки 16-17 лет,  учащиеся 10-ых, 11-ых классов  общеобразовательной  школы С.-  Петербурга  № 495 . Классы имели различную  направленность: гуманитарную или математическую.
Характеристика выборки испытуемых

Пол

направленность

возраст

всего

   

10

11

 

мальчики

 математический класс

14

14

58

 гуманитарный класс

18

12

девочки

 математический класс

20

14

82

 гуманитарный класс

22

26

всего

 

74

56

140


На стадии обработки результатов выборка  делилась на подгруппы по следующим признакам:
1. Пол испытуемых;

2. Возраст испытуемых;

3. Испытуемые, обучающиеся в математических  и гуманитарных классах;

Исследование носило пилотажный характер, и объём выборки составил 70 человек.

2.2. Методы сбора эмпирического  материала.

Для проверки гипотез и решения  поставленных задач был подобран комплекс психодиагностических методов. В него было включено две методики и метод беседы:

1.  Методика групповой диагностики статусов профессиональной

идентичности в старшем школьном возрасте.

Методика помогает выявить количественный уровень выраженности каждого из четырех статусов профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте и выделении среди них  ведущего. Использованный вариант опросника приведен в Приложении 1. Там же приводится интерпретация выявленных статусов.

 Опрос состоит из двадцати  суждений, по пять суждений на  каждый из статусов. Испытуемым  предлагалось выбрать один из  четырех заранее сформулированных  ответов (подтверждений или опровержений каждого суждения), который в наибольшей степени совпадает с собственным мнением испытуемого. Каждое суждение содержало аспект какого-либо из статусов профессиональной идентичности. Ответам присваивались различные весовые коэффициенты (1 или 2) в суждение. Если ответ не полностью согласовывается с сутью статуса, то такой ответ получал коэффициент 1 (=1балл), таких ответов было три на каждое суждение.

Методы подсчета и определения  показателей. Как уже говорилось выше, каждому из четырех статусов профессиональной идентичности соответствовало по 20 заранее сформулированных исследователем ответов, включая 5 полностью адекватных статусу. Максимальное количество баллов, которые может набрать человек по каждому из статусов – 25. В приложении 2 приведена таблица с ключом к опроснику.

Опросник выявляет один ведущий статус профессиональной идентичности, показатели выраженности остальных статусов можно считать сопутствующими, которые необходимо принимать к сведению. Собственно, понятие ведущего статуса – это то, что у Дж. Марсиа считалось просто статусом как одним из вариантов состояния человека, без детализации степени его выраженности. Испытуемые, не имеющиех ведущего статуса, имеют статус смешанной ПИ, котырый по данным А. А. Азбель можно считать, разновидностью статуса моратория, только более слабо выраженного и, возможно, не осознаваемого явно испытуемым.

2. Методика изучения психосоциальных проблем старшеклассников. Для того чтобы изучить психосоциальные проблемы старшеклассников  была избрана «Проблемная анкета» Seifqe-Krenke. Данная методика была создана в Германии в середине 80-х гг. В ее основу положена разработанная Krenke классификацию «повседневных стрессоров для подростков 12-18 лет, которая в большей степени ориентирована на задачи развития в подростковом возрасте» («Жизненные проблемы…», 2000, с. 8). В основу этой методики положены проблемы, тревоги и опасения, наиболее часто беспокоящие подростков, выявленные с помощью опросных методов.

Анкета включает 78 утверждений, сгруппированные  в 7 блоков в соответствии с жизненными областями. Подросткам предлагается оценить применимость каждого из утверждений к себе по 5-балльной шкале. В каждом из блоков имеется от 8 до 15 закрытых и один открытый пункт. Это позволяет сочетать при работе с данной методикой достоинства закрытых (простота заполнения и обработки, легкость количественного представления результатов) и открытых (гибкость, глубина полученных данных) анкет. Была проведена серия исследований с использованием данной методики, к 1995 г. была обследована репрезентативная выборка, включающая более 3000 подростков из разных европейских стран (S. Krenke, 1995). 

В 1992 г. на кафедре общей психологии РГПУ им. А.И. Герцена под руководством Л.А. Регуш была проведена работа по переводу данной методики на русский язык и ее адаптации. В России эта методика использовалась в нескольких диссертационных исследованиях (О. Е. Байтингер, 1998; Е.В Алексеева, 1999; Е.Н. Андреева, 2002; А.Г. Грецов и др.). Результаты исследований опубликованы в двух коллективных монографиях («Наш проблемный подросток…», 1999; «Жизненные проблемы…», 2000).

За годы использования методика зарекомендовала себя в качестве надежного, валидного и удобного в обращении инструмента для исследования проблемных переживаний подростков. Кроме того, с ее использованием накоплен обширный массив эмпирических данных, что позволяет вычислить нормативные показатели и проводить сравнение вновь получаемых и уже имеющихся результатов.

Исследование проводилось в  групповой форме, результаты фиксировались испытуемыми самостоятельно в стандартных бланках для ответов, там же находился ключ для подсчета показателей по двум методикам.

3.Метод беседы.

Беседа использовалась для уточнения информации о типичных проявлениях различных статусов профессиональной идентичности, а также для выявления у старшеклассников переживаний и проблем, связанных с выбором дальнейшего профессионального пути, отношений с родителями и др.

2.3. Методы статистической  обработки результатов

При статистической обработке результатов  исследования использовались следующие методы:

1. Методы описательной статистики (вычисление средних показателей, долей, процентов, стандартных отклонений). Эти методы позволили представить материал в удобной для восприятия форме, обеспечили возможность для сравнения данных между собой, а также послужили основой для более глубокого количественного анализа.

2. Методы статистического  вывода (проверка гипотез о значимости  различий средних и стандартных  отклонений по независимым выборкам  с помощью Т-критерия соответственно). Задача этих методов – установление  статистической значимости различий изучаемых показателей между группами испытуемых, различающимися по независимым переменным (пол, школьный возраст, особенность школы).

3. Непараметрические  критерии: критерий Уилконсона, критерий  знаков, критерий Хи-квадрат (проверка гипотез о значимости различий показателей в контрольных и экспериментальных группах до и после экспериментального вмешательства).

Статистическая обработка результатов  выполнялась на ПК с помощью программного пакета SPSS, версия 10.05. for Windows [Бююль А., 2001].

 

Глава 3. Результаты исследования статусов профессиональной идентичности старшеклассников и их психосоциальных проблем

Старший школьный возраст является довольно сложным в психологическом плане и сопровождается большим количеством проблем, изучение которых продолжает оставаться актуальным. Ведущей психосоциальной проблемой у большинства старшеклассников является проблема будущего, в частности, проблема выбора  профессии.

 

3.1. Возрастные и гендерные особенности статусов ПИ и

проблемных переживаний  старшеклассников, обучающихся в  разных профильных классах

Рассмотрим результаты исследования статусов профессиональной идентичности (ПИ) старшеклассников, обучающихся в классах разной профильной направленности и их психосоциальных проблем.

Напомним, что статусы профессиональной идентичности мы рассматриваем в рамках статусной теории идентичности Дж. Марсиа, а психосоциальные проблемы – используя проблемную анкету Seifqe-Krenke.

Гендерно-возрастные различия в статусах ПИ.

В таблице 1. приведены средние показатели выраженности различных статусов ПИ для различных школьных возрастов, полученных с помощью  методики диагностики статусов профессиональной идентичности (см. Приложение 1) на юношах и девушках 10-11-х классов (16 - 17 лет) средней общеобразовательной школы Санкт-Петербурга № 495. По t - критерию сравнивалась степень различия средних показателей.

Таблица 1.Средние показатели выраженности статусов ПИ у юношей и девушек.

Статус

Неопределенная

Навязанная

Мораторий

Сформированная

юноши

10 кл.

n=32

7,81*

1,62

10,56*

5,56*

11 кл.

n=26

5,08

2,00

10,15*

8,08*

девушки

10 кл.

n=42

3,05*

1,90

13,85*

5,48*

11 кл.

n=40

5,85

2,35

7,45*

8,75*

общее среднее по возрасту

10 кл.

n=74

5.11

1.78

12.43*

5.51*

11 кл.

n=66

5.55

2.21

8.52*

8.48*

общее среднее по полу

юноши

n=58

6.59

1.79

10.38

6.69

девушки

n=82

4.41

2.12

10.73

7.07

Информация о работе Взаимосвязь психосоциальных проблем старшеклассников и их статусов профессиональной идентичности