Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростком возрасте и стиля семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания
Объект исследования: акцентуации характера
Предмет исследования: взаимосвязь типа акцентуации характера вподростком возрасте и стиля семейного воспитания.
Теоретические задачи:
Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
Дать общее представление об акцентуации.
Рассмотреть виды акцентуации, их особенности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Взаимосвязь типа акцентуации характера вподростком возрасте и стиля семейного воспитания 5
1.1. Подходы к пониманию характера 5
1.2. Структура характера 6
1.3 Семья как фактор формирования характера. 9
1.4. Понятие акцентуации. Типы акцентуаций характера 12
(по А.Е. Личко). 12
Глава 2. Методологические принципы исследования. 20
2.1. Методологические принципы исследования. 22
2.2. Методы и методики исследования 24
2.3. Обоснование выборки 26
2.4. Ход исследования 27
2.5. Методы обработки данных 28
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов социально-психологического исследования. 29
Заключение 32
Литература: 35

Файлы: 1 файл

Настя.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Министерство образования, науки и молодежной политике Кыргызской     Республики

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

Кыргызско-Российский Славянский университет

Гуманитарный факультет

Кафедра психологии

 

Взаимосвязь типа акцентуации  характера в подростком возрасте и стиля семейного воспитания

                     (курсовая работа по дисциплине: Общая психология)

 

 

 

 

Выполнила: Бальджикова  А.А.

Научный руководитель: Птуха М.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бишкек 2013

                                             Содержание

 

 

Введение

Проблема влияния семейного  воспитания на дисгармонизацию характера  подростков весьма актуальна в наши дни. Учителя в школах отмечают, что  подростков с дисгармонизацией характера  с каждым годом становится все  больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя и родители просто не знают, как справиться с их поведением.

Во взаимоотношении с ребенком-подростком родителям необходимо перестроить  свои отношения, изменить стиль воспитания. Во взаимоотношениях родителей и  их подрастающих детей особую роль играют их личностные особенности и ценностные ориентации семьи.

В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознание  своего физического и духовного  возмужания – одна из наиболее ярких черт этого возраста. И если родителям удастся перестроить свои отношения с подрастающими детьми и изменить стиль воспитания, то это, в свою очередь, отразиться и на характере ребенка.

Акцентуация всегда, в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. [4,c.58.]

Психологическое изучение характера  в отечественной психологии  получило освещение в трудах С.Л. Рубинштейн (1937), К.Н. Корнилов (1926), Б.М. Теплов (1940), В.Н. Мясищев (1918). А.Г. Ковалев (1963), Б.Г. Ананьев (1980) и другие ученые. В зарубежной психологии следует выделить работы:  Олпорт (1920),Айзенк (1967) .Исследованием стилей семейного воспитания занимались А.Е.Личко (1983), К.Леонгард (1969), В.В.Юстицкий (1990), Э.Г.Эйдемиллер (1990).

Цель  исследования: изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания

Объект  исследования: акцентуации характера

Предмет исследования: взаимосвязь типа акцентуации характера вподростком возрасте и стиля семейного воспитания.

Теоретические задачи:

    1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
    2. Дать общее представление об акцентуации.
    3. Рассмотреть виды акцентуации, их особенности.
    4. Проанализировать основные подходы к изучению влияния стилей семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков в психолого–педагогической литературе.
    5. Рассмотреть особенности семейного воспитания и акцентуации характера.

Гипотеза исследования

    1. Семейное воспитание оказывает влияние на формирование дисгармонизаций характера подростков.

Методы: библиографический метод; принцип детерминизма [Рубинштейн С.Л.] (1968); системный подход [Б.Ф.Ломова] (1971); принцип личностного подхода [Рубинштейн С.Л] (1968);  теоретические постулаты психического развития ребенка [Рубинштейн С.Л.] (1968); структурный подход к исследованию личности [А.Н.Леонтьев] (1968).

Методики: Опросник Шмишека-Леонгарда. Г. Шмишек (1970), Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.  (для родителей  подростков 11 -21 лет) (1975).

 

Глава 1. Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростком возрасте и стиля семейного воспитания

1.1. Подходы к пониманию характера

В отечественной психологии под характером понимают сложившийся  и укрепившийся под влиянием жизненных  факторов и воспитания определенный стиль отношений и в целом  поведения человека

Проблемами формирования характера занимались С.Л. Рубинштейн, К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев. А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев, К.К.

Платонов и другие ученые. Центральной проблемой для отечественной психологии характера являлось единство формы проявлений характера с жизненным содержанием. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Саморазвитие характера связано с отношением человека:

    • К природе и обществу
    • К труду
    • К другим людям
    • К самому себе и собственной деятельности.

 

Черты характера закрепляются в практической деятельности. В формировании характера большую роль играют взаимоотношения  интеллектуальных черт, особенности  чувств, воспитание.

Характер развивается  на базе темперамента, который является для него природной основой. Кроме того, образование характера связано с развитием материальных и духовных потребностей и интересов. Практически осуществляемое человеком отношение к действительности становится чертой характера, когда оно укореняется в жизни и переходит в привычку.

Большинство особенностей характера не может быть сведено  к типичным особенностям психических  процессов: общительность, откровенность, недоверчивость, скромность. Трудолюбие, хитрость, осторожность и т.п. [1,c.101]

По мнению К.К.Платонова, «все черты характера – это  свойства личности, которые выражены отчетливее других, тесно взаимосвязаны. Определяют друг друга и свойственный данному человеку стиль действий и отношений к окружающему» .[11, с.87]

Характер представляет собой своеобразную систему свойств личности: направленности, воли, интеллектуальных и эмоциональных свойств, формировавшихся в процессе отражения жизни и деятельности. А также активного взаимодействия личности среды. Характер, отражая образ жизни человека, сам сказывается на его образе жизни.

1.2. Структура характера

Определить структуру  характера – значит выделить в  характере основные компоненты и  установить обусловленные ими специфические  черты в их сложном отношении  и взаимодействии.

А.Г. Ковалев в структуре  характера человека выделяет форму  и содержание. Содержание характера  проявляется в форме индивидуально-волевой  активности, потребностей, стремлений, привязанностей, интересов и убеждений. Форма характера проявляется  в особенностях способа действовать, и поступков человека. Динамика, тонус действий и поступков зависит от темперамента, волевой регуляции и привычек. Форма содействует развитию содержания характера. ( Ковалев А. Г. 1963г.).

1. Убеждения – это  система твердых взглядов на жизнь, сложившаяся у человека в определенных условиях жизни и воспитания на основе восприятия человеком идей своего времени. Убежденность проявляется в целеустремленности, принципиальности, оптимизме, требовательности к себе и другим людям.

2. Потребности и интересы определяют избирательность отношений к различным сторонам жизни и деятельности человека; сказываются на всем облике поведения. Доминирующие потребности и интересы определяют направленность дел человека.

3. Интеллектуальные свойства  человека накладывают свой отпечаток на характер и придают ему определенное своеобразие, характеризуя личность с качественной стороны.

4. Воля – сознательное  регулирование человеком своего  поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внешних  и внутренних препятствий. Воля выражается в настойчивости, выдержке, решительности, активности, самостоятельности.

5. Чувства – это  эмоциональное отношение к различным  сторонам жизни. Динамика чувств  связана с ростом осознания  отношений человека к событиям, действиям и поступкам других людей.

6. Темперамент – сторона  личности, основанная на свойствах  высшей нервной деятельности, которая  выражается в эмоциональной возбудимости. Динамике психических процессов  и поведения.

Темперамент непосредственно  связан со свойствами нервной системы. Динамикой психических процессов, поведением человека. Темперамент более биологически обусловлен, чем характер; в нем больше унаследованного, он раньше формируется и проявляется, теснее связан с биологическими потребностями организма и более устойчив.

Качественные преобразования темперамента происходят под влиянием условий жизни, воспитания – вырабатываются новые системы связей и в результате этого маскируются или преобразуются  природные особенности человека, относимые к темпераменту.

И.П. Павлов выделил среди особенностей высшей нервной деятельности основные признаки [13]:

сила (работоспособность) нервной системы

уравновешенность нервных  процессов (т.е. соотношение процессов  возбуждения и торможения)

подвижность нервных  процессов

На основе этих сочетаний И.П.Павлов выделил 4 типа нервной системы, которые совпали с четырьмя типами темперамента, предложенными Гиппократом [13]:

Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный

Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный

Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный

Меланхолик - сильный, неуравновешенный, инертный

Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств  личности. Но он определяет лишь динамику их проявления: впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологические черты человека.

Структура характера  изменяется на протяжении всей жизни  человека. По мере роста и развития изменяются обстоятельства его жизни  и деятельности. Изменяются требования, которые предъявляются к личности. Что приводит в целом к качественному изменению структуры характера.

Таким образом, все компоненты психического склада органически связаны  и взаимодействуют друг с другом, в целом определяя характер человека.[12,c.202].

 

1.3 Семья как фактор формирования характера

 

Большое влияние на образование  характера ребенка оказывает  атмосфера жизни в семье. Семейные условия, род занятий, материальный уровень и уровень образования  родителей в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка.

Родители воздействуют на ребенка целенаправленным воспитанием, которое сводится к организации образа жизни ребенка в семье и обучению его тому, как себя вести.

В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознание своего физического и духовного возмужания – одна из наиболее ярких черт этого возраста. Родителям необходимо перестраивать свои отношения с подрастающими детьми и изменять стиль воспитания.

Недостаток педагогической культуры родителей, особенности их личности, ценностные ориентации семьи могут сыграть значительную роль в нарушении взаимоотношений родителей и их подрастающих детей.

В отечественной психологии преобладает подход к взаимосвязи  типа акцентуации характера и  вида неправильного воспитания с позиции стилей семейного воспитания. Исследованием стилей семейного воспитания занимались А.Е.Личко, К.Леонгард, В.В.Юстицкий, Э.Г.Эйдемиллер.

В.В.Юстицкий и Э.Г.Эйдемиллер выделяют 6 типов семейного воспитания [19, с.116]:

1. Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, недостатком опеки и контроля за поведением ребенка, недостатком внимания, интереса родителей к его делам и увлечениям.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью ребенка отличается крайним формализмом. Ребенок оказывается предоставленным самому себе, он живет своей жизнью.

Гипопротекция особенно не благоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному  типам. Такие подростки быстрее  других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют там праздный, полный поисков и увеселений образ жизни.

2.Доминирующая гиперпротекция отличается чрезмерной опекой, мелочным контролем за каждым шагом ребенка. Ежеминутный контроль вырастает в целую систему постоянных запретов и бдительного наблюдения за подростком.

Доминирующая гиперпротекция не дает возможности ребенку учиться с ранних лет на собственном опыте пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Происходит подавление чувства ответственности и долга и подросток убеждается, что за него итак все решат, он может ни за что не отвечать.

Информация о работе Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростком возрасте и стиля семейного воспитания