Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростком возрасте и стиля семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания
Объект исследования: акцентуации характера
Предмет исследования: взаимосвязь типа акцентуации характера вподростком возрасте и стиля семейного воспитания.
Теоретические задачи:
Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
Дать общее представление об акцентуации.
Рассмотреть виды акцентуации, их особенности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Взаимосвязь типа акцентуации характера вподростком возрасте и стиля семейного воспитания 5
1.1. Подходы к пониманию характера 5
1.2. Структура характера 6
1.3 Семья как фактор формирования характера. 9
1.4. Понятие акцентуации. Типы акцентуаций характера 12
(по А.Е. Личко). 12
Глава 2. Методологические принципы исследования. 20
2.1. Методологические принципы исследования. 22
2.2. Методы и методики исследования 24
2.3. Обоснование выборки 26
2.4. Ход исследования 27
2.5. Методы обработки данных 28
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов социально-психологического исследования. 29
Заключение 32
Литература: 35

Файлы: 1 файл

Настя.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

 

Согласно таблице 1 статистически  достоверных отличий от нормального распределения найдено не было.

Поскольку данные по переменным исследования распределены нормально, то для сравнения двух групп был  выбран t – критерий  по данным обеих методик.

 

Данные анализа представлены в  таблице 2

Таблица 2

Для сравнения двух групп  выбран T-критерий Стьюдента по данным методик («АСВ» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)

 

Переменные

группа 1

группа 2

T

P

M

σ

M

σ

гиперпротекция

6,39

1,94

4,64

1,86

2,86

0,007

гипопротекция

7,04

1,29

3,64

1,41

7,89

0,000

потворствование

7,21

1,78

4,35

1,80

5,00

0,000

игнорирование

2,65

1,26

3,11

1,21

-1,16

0,250

чрезмерность требований

7,69

2,03

3,52

2,03

6,40

0,000

недостаточность обязанностей

4,69

2,34

5,17

1,59

-,730

0,470

чрезмерность запретов

8,65

2,56

5,41

1,97

4,33

0,000

недостаточность запретов

6,39

1,97

4,05

2,35

3,40

0,002

чрезмерность санкций

8,69

2,46

4,87

3,56

4,13

0,098

минимальность санкций

6,24

2,45

3,77

1,98

6,41

0,320

неустойчивость стиля воспитания

4,69

2,34

5,17

1,59

-,730

0,470


 

Как видно из таблицы 2, значимыми являются различия между 1 и 2 группами по показателям: «гиперпротекция» (t=2.86; p<0,05), «гипопротекция» (t=7.89; p<0,05), «потворствование» (t=5.00; p<0,05), «чрезмерность требований» (t=6.40; p<0,05), «чрезмерность запретов» (t=4.33; p<0,05) и «недостаточность запретов» (t=3.40; p<0,05), «чрезмерность санкций» (t=4.13; p<0,05).

Результаты свидетельствуют  о том, что в воспитании родителями первой и второй группы существуют статистически достоверные различия, что даёт нам право делать вывод о том, что воспитание безусловно влияет на развитие акцентуаций у подростков.

Вышеописанные данные свидетельствуют  о том, что такие стили воспитания как гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, а также чрезмерные требования к ребёнку, запреты способствуют более выраженному проявлению акцентуаций.

По данным видно, что подростки 16-18 лет, родители которых придерживаются одного из стилей поведения, перечисленных выше, имеют намного более выраженные акцентуации характера, чем их сверстники, родители которых не придерживаются к указанному стилю воспитания. 
Заключение

Проведенный нами теоретический  анализ и проблемы влияния семейного  воспитания на дисгармонизации характера  подростков показали, что черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, но могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлениях, достигая крайних вариантов норм, граничащих с психопатиями формируются, прежде всего, в семье и зависят от стилей семейного воспитания.

Большое влияние на образование  характера ребенка оказывает  атмосфера жизни в семье. Семейные условия, род занятий, материальный уровень и уровень образования  родителей в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка.

Родители воздействуют на ребенка целенаправленным воспитанием, которое сводится к организации образа жизни ребенка в семье и обучению его тому, как себя вести.

В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознание  своего физического и духовного возмужания – одна из наиболее ярких черт этого возраста. Родителям необходимо перестраивать свои отношения с подрастающими детьми и изменять стиль воспитания.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Семейное воспитание влияет на дисгармонизацию характера подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

  1. Семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяют функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними.
  2. Существенное значение для развития подростка имеет место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают взрослые возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и других видах деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, то тем самым они создают благоприятные условия для развития личности подростка.
  3. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители подростков имеющим дисгармонизации характера, - это: сознательное лишение любви и заботы в случае проступка; частые изоляции подростки; физические наказания; угрозы; лишение привилегий; введение ограничений и отсутствие поощрений.
  4. Подростки с дисгармонизациями характера имеют высокий уровень личной тревожности и агрессивности; неадекватную самооценку, чаще низкую; чувствуют себя отверженными; три и более акцентуаций характера.
  5. Огромное значение в плане дисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают: реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка; характер отношений между родителями и детьми в целом; уровень семейной гармонии или дисгармонии; характер отношений с родными братьями и сестрами.
  6. В ходе исследования было выявлено, что значимыми для появления акцентуаций у ребёнка являются различия между стилями воспитания их родителей по таким показателям, как «гиперпротекция» (t=2.86; p<0,05), «гипопротекция» (t=7.89; p<0,05), «потворствование» (t=5.00; p<0,05), «чрезмерность требований» (t=6.40; p<0,05), «чрезмерность запретов» (t=4.33; p<0,05) и «недостаточность требований» (t=3.40; p<0,05). По остальным показателям значимых различий не обнаружено.

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2,м., 1980г.
  2. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989г.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982г.
  4. Левитов Н.Д. Психология характера. М.,1969г.
  5. Ковалев А. Г. Психология личности. - Л.: ЛГУ, 1963.
  6. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев,1989г.
  7. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985г.
  8. Личко А.Е Психопатии и акцентуации характера у подростков.Л.,1983г.
  9. Немов Р.С. Психология. Кн.2.М., 1998г.
  10. Немов Р.С. Психология. Кн.3.М., 1998г.
  11. Патохарактерологические исследования у подростков (под редА.Е.Личко, Н.Я.Иванова). Л., 1981г.
  12.  Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977г.
  13.  Платонов К.К. Структура и развитие личности.М.,1986г.
  14.  Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практические применение. М., 1994г.
  15.  Работа практического психолога с акцентуированными подростками (сост. В.А.Федоров) Петрозаводск,1997г.
  16.  Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000г.
  17.  Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М., 1988г.
  18.  Семейное воспитание (сост. И.В.Гребенников.Л.В.Ковинько), М.,1990г.
  19.  Шарнхорст Э. Между детством и зрелостью. Минск, 1985г.
  20.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990г.

Информация о работе Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростком возрасте и стиля семейного воспитания