Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное оружие полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятения и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................................
2
Глава 1. Теоретические представления об агрессии и ее взаимосвязи с самооценкой.......
5
1.1. Понятие агрессии и агрессивности........................................................................
5
1.2. Причины агрессии, её виды и механизм действия................................................
11
1.3. Общая характеристика подросткового возраста....................................................
16
1.4 Специфика агрессии в подростковом возрасте......................................................
23
1.5. Особенности проявления самооценки в подростковом возрасте........................
26
Вывод..............................................................................................................................
30
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессии и самооценки.............................................
31
2.1 Методы и методики исследования..........................................................................
31
2.2. Анализ полученных результатов...........................................................................
35
Вывод...............................................................................................................................
37
Заключение................................................................................................................................
38
Литература.................................................................................................................................

Файлы: 1 файл

сборка.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

В такой среде  подростка ценят и постоянно  подтверждают это вербально и  не вербально, что приводит к удовлетворению потребности в уважении и к состоянию комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка  получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.

Подросток может  попасть в асоциальную группу. Надо не просто вырвать подростка из одной группы; необходимо «подставить» ему вместо одной асоциальной группы другую – просоциальной ориентации. Новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила бы в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Этот подход свидетельствует о том, что подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней низкое положение.

В этом случае переход  личности в данную группу не сопровождается повышением статуса личности среди  членов группы. Однако принадлежность к асоциальной группе удовлетворяет потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. В крайних случаях такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков – не членов группы29.

Таким образом, самооценка у подростков формируется  под влиянием многих факторов. Сначала  подросток оценивает себя с другими  сверстниками, усиливается склонность к самонаблюдению. Стремление себя сравнить себя с другими может  привести к снижению чувства значимости и самооценки. Подросток всё больше ориентируется на сверстников, а не на учителя. Самооценка тесно связана с социальным статусом подростка в группе. Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его социальный статус в группе, а может быть наоборот. Очень важно, что бы самооценка подростка нашла опору в социуме, а иначе это может привести к асоциальному поведению и негативным последствиям. При работе с подростками это нужно учитывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Таким образом, подростковый возраст – возраст перехода от детства к взрослости. Изменения происходящие в отношениях с родителями и сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и в отношении к обществу в целом способствуют процессу поиска самого себя. Самооценка, отношения подростка к себе во многом определяют его поведения и успеваемость. Кризис подросткового возраста – абсолютно нормальное явление, свидетельствующее о развитии личности, но при наличии некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к агрессивному поведению. Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание; агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии. Алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так: вначале происходят невидимые наблюдателю и чувственно не оформленные для самого больного процессы отклонения от нормального хода биологической жизни. На этом этапе происходит включение механизмов компенсации, направленных на преодоление возникших патологических изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование агрессии и самооценки

2.1 Методы  и методики исследования

Психология, как  и другие науки, использует для сбора  научной информации различные методы. Но специфика объекта исследования - психики человека - накладывает свой отпечаток и на возможности использования того или иного метода, и на его результативность.

Методы научных  исследований – это те приемы и  средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных  теорий и выработки практических рекомендаций.

Наряду с  математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том  числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Опросники. Самый прямой метод – просто опросить людей, опросники позволяют непосредственно задавать вопросы. Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности.

Эверил (1982) указывает  на преимущества опросников при изучении поведения, неприемлемого или не поощряемого в данной культуре. Он утверждает, что опросы являются лучшим способом для изучения поведения и эмоций, в которых люди, может быть, не хотят признаваться.

Архивные исследования состоят в сборе информации из публичных источников. Например, сведения дорожной полиции, статистика преступности. Изучение архивных данных позволяет исследователю получить информацию, не обращаясь непосредственно к людям, которых он хочет изучить. Сведения, собранные в архивах, скорей всего будут отличаться сравнительно высокой степенью объективности и беспристрастности, однако поиск релевантных для исследователя данных потребует кропотливого труда.

Методика  исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки»

Созданный американскими  психологами А. Бассом и А. Дарки  в 1957 г. одноимённый опросник, - одна из наиболее часто применяемых методик  для исследования уровня агрессивности.

А. Басс разграничивает понятия «враждебность» и «агрессия». А. Басс определяет враждебность как скрытно-вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и негативные оценки людей и событий, а агрессию как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу.

Опросник А. Басса – А. Дарки включает инструкцию и 75 вопросов-суждений. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

По числу  совпадений ответов с ключом, оцениваемых  как 1 балл, определяются уровни выраженности присущих Вам форм агрессивности  и враждебных реакций30.

По методике определяем следующие виды агрессии:

Физическая  агрессия (нападение) - использование  физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – в этой шкале под термином понимают как агрессию, которая окольным путём направлена на другое лицо,- злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, - взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются отсутствием направленности и неупорядоченностью.

Склонность  к раздражению – готовность (при малейшем возбуждении) к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм  – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение  может нарастать от пассивного сопротивления  до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида- зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность  – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная  агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань).

Чувство вины – эта шкала выражает возможное убеждение человека в том, что он – плохой, поступает зло и свидетельствует о наличии у него угрызений совести.

Методика  исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан)

Назначение  теста

Тест предназначен для психологической диагностики  состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки, зрелость/незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций.

Описание теста 

 Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье (Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976. – С. 140-142.). Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки. В 70-м году был издан ее учебник по экспериментальным методам патопсихологии и опыту их применения в клинике с кратким описанием этой психодиагностической процедуры. В данном описании приводится процедура исследования, которой Сусанна Яковлевна обучала студентов на своих семинарах на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, значительно расширенная по сравнению с оригинальным вариантом интерпретации. В основе расширенной интерпретации лежит опыт клинического использования и преподавания методики в психологическом практикуме П.В.Яньшиным.

Инструкция  к тесту 

 На примере шкалы «Здоровье».

 «…Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек… а между ними – все остальные люди, в том числе и мы с вами.

 Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?

 Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?

 Отметьте галочкой на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?»

Важно:

 • Полюс должен быть представлен одним человеком (человеком в единственном числе). Правильно: «На верхнем полюсе находится самый … человек» («человек» – единственное число). Неправильно: «На верхнем полюсе находятся самые … люди» («люди» – множественное число).

 • На шкале должна быть отмечена середина, таким образом получается три полюса (трехполюсная шкала): максимальное, минимальное и среднее значение признака.

 • С.Я.Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». П.В.Яньшин ввел еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм».

 В модифицированном варианте А.М.Прихожан используются следующие шкалы: здоровье, ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе.

 Остальные шкалы могут задаваться экспериментатором или выявляются в ходе беседы с испытуемым.

образец теста  Дембо-Рубинштейн

 

 

 

 

2.2. Анализ полученных результатов

Исследование  проводилось в МОУ «Университетский лицей» с учениками 10-ого класса. Выборка состояла из 26 учащихся.

Для анализа полученных результатов  был использован метод математической статистики «Критерий Пирсона».

Назначение  критерия χ2 - критерия Пирсона. Критерий χ2 применяется в двух целях:

  • для сопоставления эмпирического распределения признака с теоретическим - равномерным, нормальным или каким-то иным;
  • для сопоставления двух, трех или более эмпирических распределений одного и того же признака (в скрипте до 10).

Описание  критерия. Критерий χ2 отвечает на вопрос о том, с одинаковой ли частотой встречаются  разные значения признака в эмпирическом и теоретическом распределениях или в двух и более эмпирических распределениях. Преимущество метода состоит в том, что он позволяет сопоставлять распределения признаков, представленных в любой шкале, начиная от шкалы наименований. В самом простом случае альтернативного распределения "да - нет", "допустил брак - не допустил брака", "решил задачу - не решил задачу" и т. п. мы уже можем применить критерий χ2. Чем больше расхождение между двумя сопоставляемыми распределениями, тем больше эмпирическое значение χ2.

Для расчетов было выдвинуто две гипотезы:

H0-Распределения уровней агрессии и самооценки не различаются между собой;

H1-Распределение уровней агрессии и самооценки различаются между собой.

Было  выполнено31:

1) Расчет  теоретической частоты (ƒT)

2) Подсчитана  разность между эмпирической и теоретической частотой по каждому разряду

3) Определено  число степеней свободы. Внесена  поправка на «непрерывность»  (если v=1)

4) Полученные  разности возведены в квадрат

5) Полученные  квадраты разностей разделены  на теоретическую частоту (последний столбец)

6) Полученная  сумма является χ2Эмп

Результат: χ2Эмп = 65.201

Критические значения χ2 при v=25

v

р=0.05

р=0.01

25

37.652

44.314


Различия  между двумя распределениями  могут считаться достоверными, если χ2Эмп достигает или превышает  χ20.05, и тем более достоверным, если χ2Эмп достигает или превышает χ20.01.

Ответ: χ2Эмп равно критическому значению или превышает его, расхождения  между распределениями статистически  достоверны (гипотеза Н1).

Таким образом, в результате расчетов мы получили, что если у обучающегося неадекватная самооценка, то уровень агрессии будет высокий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Используя, выбранные методики (Дембо-Рубинштейн и Басса-Дарки), метод критерия Пирсона  нам удалось доказать поставленную гипотезу. То есть, наличие у испытуемого неадекватной самооценки (завышенной или заниженной) свидетельствует о высоком уровне агрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, подростковый возраст – возраст перехода от детства к взрослости. Самооценка, отношения подростка к себе во многом определяют его поведения и успеваемость. Кризис подросткового возраста – абсолютно нормальное явление, свидетельствующее о развитии личности, но при наличии некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к агрессивному поведению. Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание; агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

В ходе написания курсовой мной были достигнуты все цели и задачи, поставленные в самом начале работы. Была исследована взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности, обучающихся в МОУ«Университетский лицей». Также в ходе исследования мною была подтверждена первоначальная гипотеза о том, что если у обучающегося неадекватная самооценка, то уровень агрессии будет высокий.

Информация о работе Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности