Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 07:56, монография
Проблема энеросбережения важнейшая из проблем поставленная современной наукой и практикой. Она является значительной для отрасли промышленного производства, основанных на теплотехнологии, также здесь не только заключены крупные резервы экономии топлива, теплоты, энергии, но и широки возможности их практической реализации.
Реализация этих резервов возможна только на базе научно-технического прогресса промышленного производства.
1 Лекция №1.Метод предельного энеросбережения
2 Лекция №2. Аргументы и стимулы использования неисчерпаемых и возобновляемых энергетических ресурсов
3 Лекция №3. Ветер как энергоноситель, природа и основные свойства
4 Лекция №4. Ветроэнергетика состояние и тенденции развития
5 Лекция №5. Ветроэнергетические агрегаты и ветроэлектростанции
6 Лекция №6. Энергия Солнца. Солнечное электричество.
7 Лекция №7. Энергия Солнца, Энергия Солнца. Солнечное тепло.
8 Лекция №8. Гидроэнергетика
9 Лекция №9. Тепло Земли и биоэнергетические ресурсы
Список литературы
Примечание - В скобках
указана мощность ВЭС первого этапа строительства.
5 Лекция №5. Ветроэнергетические агрегаты и ветроэлектростанции
Содержание лекции:
Ветроэнергетические агрегаты различных конструкций.
Цель лекции:
- рассмотрение
ветроэнергетических агрегатов
различной конструкции и
Ветровые двигатели получают энергию от ветра, замедляя его. Они оказывают сопротивление ветру и ветер давит на них с той же силой, определяемой как напор – сила по направлению потока как на парус парусной яхты. Лопасти ветроколеса с горизонтальной осью вращения не могут двигаться по направлению ветра и, следовательно, не могут получить большой пользы от силы напора, используемого в колесах парусного типа с большим количеством лопастей простой формы. При малом количестве лопастей треугольной формы напор используется только у основания лопасти для облегчения разворота колеса. Основная энергия 2х, 3х, 4х - лопастных ветродвигателей вырабатывается когда ветер обтекает лопасти как крыло, вызывая тягу так же как возникает подъемная сила крыла самолета.
Подъемная сила Y является следствием несимметричного обтекания тела газообразной средой и пропорциональна плотности среды квадрату скорости движения среды относительно тела или тела относительно среды, характерной величине площади тела и безразмерному коэффициенту подъемной силы.
где
- площадь ометаемой поверхности лопасти
м2;
– безразмерный коэффициент подъемной
силы.
Согласно теории крыла Жуковского безразмерный коэффициент подъемной силы зависит от формы тела - профиля крыла, его установки в пространстве относительно движущейся среды - угла встречи крыла с потоком воздуха (угол атаки) и свойств среды – турбулентности. Для тонкого крыловидного профиля угол атаки, когда подъемная сила достигает максимального значения находится в пределах 5 ÷ 15º. Уменьшение угла атаки ведет к резкому снижению подъемной силы, а увеличение угла, кроме того, ведет и к увеличению силы лобового сопротивления крыла, изгибающей крыло или опрокидывающей ветроагрегат.
Рисунок 3 - Ветроэнергетические агрегаты с горизонтальным расположением оси
Чем длиннее лопасть или больше ее площадь S, тем больше количество ветра и его энергии она может переработать. Точно так же, чем больше скорость ветра, тем больше количество энергии передается лопасти вращения ветроколеса, устанавливаемого перпендикулярно направлению ветра.
В ветроагрегатах с малым количеством лопастей в основном используется «подъемная сила», в многолопастных - сила напора.
где – безразмерный коэффициент преобразования напора или коэффициент лобового сопротивления.
Подъемная сила и сила лобового сопротивления зависят от коэффициентов подъемной силы и коэффициента лобового сопротивления , которые, в свою очередь, зависят от примененного в лопасти профиля и угла атаки , под которым поток ударяет в лопасть рисунок 4.
Линия хорды самая длинная линия в сечении профиля, соединяющая носок и заднюю кромку.
Рисунок 4 – Режим работа крыловидного профиля лопасти
Угол атаки α - это угол между вектором набегания потока и хордой лопасти.
Причины, влияющие на коэффициент использования энергии ветра (КИЭВ)
Рисунок 5
1 причина – воздушный поток огибает ветряк. Максимальный КИЭВ, который можно получить равен 0,593 от мощности ветрового потока. Чтобы получить такую мощность необходимо затормозить поток до 1/3 первоначальной скорости
2 причина – потеря мощности
на вращение отходящего
3 причина - в ветряках с небольшим
количеством лопастей ветер
4 причина – падение движущей окружной силы, которая зависит от аэродинамического качества лопастей. Это сильнее сказывается для быстроходных пропеллеров, где вектор подъемной силы отклоняется больше всего от направления движения лопасти.
Если лопастей мало и они сильно нагружены, ветер проходит мимо и теряется для ветряка.
Одним из основных показателей ветроэнергетики является установленная мощность ветроэнергетических агрегатов: в 80-е годы она составляла 100-200 кВт, в конце 80-х - середине 90-х годов мощность агрегатов промышленных станций увеличилась до 300 - 350 кВт. Сейчас Многоагрегатные ветростанции комплектуются агрегатами мощностью от 600 до 4500кВт.
Чем больше мощность ветроагрегата, тем больше его высота и диаметр ветроколеса. Из рисунка следует, что высота башни должна быть не менее 5-10 метров, так как, начиная с этой высоты имеется ветер необходимый для работы станции.
Как следует из рисунка, при увеличении мощности ВЭУ частота вращения ее ротора снижается.
По номинальной мощности ВЭУ
разделяют на установки малой, средней
и большой мощности.
Рисунок 6 - а) зависимость высоты
башни от мощности ветроагрегата; б)
зависимость частоты вращения ротора
от мощности ветроагрегата
Маломощные установки
Установки большой мощности 600 – 4500 кВт используются для выработки электроэнергии в крупном промышленном масштабе. Они имеют частоту вращения ротора в пределах 50-15 оборотов в минуту и высокую башню в пределах 30 –80 метров.
Ветроэнергетические агрегаты малой мощности выпускаются во многих странах для питания автономных объектов. Количество вырабатываемой ими энергии не регистрируются, поэтому не известен реальный коэффициент использования установленной мощности их генераторов, а также энергии воздушного потока. Общим признаком всех приведенных ВЭС является наличие аэродинамических рулей для установки колеса на ветер и вывод ветроколеса из работы при скоростях ветра выше 12 – 15 м/с.
Форма, конструкция и место
Ветроэнергетические агрегаты с установленной мощностью генераторов 100 – 4500 кВт изготавливаются для выработки электроэнергии в местные электрические сети или в мощные энергетические системы. Постановка ветровых турбин большой мощности на ветер осуществляется посредством специальных механизмов с электрическим или гидравлическим приводом, потребляющим энергию, вырабатываемую самой станцией или забираемой из электрической системы, в которую включены другие электростанции. Для поддержания эксплуатационных параметров агрегатов применяются тонкие компьютерные системы ориентирования ветроколеса и отдельных лопастей в соответствии с направлением и скоростью воздушных течений
Наиболее благоприятной
Сила напора при конструировании ветроагрегатов в чистом виде не используется. Ее действие реализуется в многолопастных ветродвигателях малой мощности в комбинации с подъемной силой крыла. Она также как и подъемная сила зависит от угла установки лопасти относительно вектора скорости ветра и достигает максимума при угле атаки α.= 45º .
Как было показано ранее, ветер обладает двумя главными характеристиками: скорость и направление. Одновременно он может создавать динамический напор и подъемную силу. Для повышения экономических показателей ветроэнергетики необходимо, чтобы энергия ветра полностью использовалась при любых изменениях его скорости и направления. Этими свойствами обладают ветроагрегаты с вертикальным расположением оси вращения ветроколеса, таких как турбина Дарье и вертикально - осевая турбина с направляющим аппаратом (рисунок 7).
Вертикально – осевая ветровая турбина состоит из внешней неподвижной части – статора и расположенного внутри него вращающегося ротора, лопатки которого, образуют активную и реактивную ступени турбины. Направляющий аппарат имеет определяемое расчетом количество пластин. Ротор турбины содержит определенное количество выпукло-вогнутых лопаток, равномерно расположенных по окружности.
При обтекании профиля лопатки
на нем возникают различные
Диффузорная конфигурация межлопаточного пространства ротора и пространства между пластинами направляющего аппарата способствуют удалению из турбины отработавшего воздуха и повышению коэффициента использования его энергии.
Оптимальное число лопаток рабочего колеса определяется по соответствующей методике.
а)
Рисунок 7 - Вертикально – осевая ветровая турбина: а) Общий вид турбины; б) - Сечение турбины по горизонтальной поверхности
Направляющий аппарат содержит 12 пластин, роторы имеют, например, 18 лопаток (б). Геометрические параметры ротора – внешний - D1 и внутренний D2 диаметры ротора находятся в соотношении D1/D2=1,2¸1,45.
Необходимый конструктивный элемент ВОВТ, влияющий на динамические характеристики агрегата, предназначенный для усиления ветрового потока на роторе – это направляющий аппарат.
Направляющий аппарат
Высота ротора ветровой турбины является параметром, определяющим ее мощность и для увеличения мощности турбины кроме увеличения диаметра необходимо увеличивать высоту. Высоту турбины ограничивает устойчивость и прочность лопаток, создающих тяговое усилие и действие центробежных сил. Поэтому здесь реализуется принцип построения турбины из отдельных модулей - статор - ротор, а для повышения прочности ротора внутри него устанавливаются дистанционные диски через расстояния, в пределах 0,5¸1,6 его диаметра.
Высота многомодульных ВЭА равна общей высоте установленных друг на друга модулей и основания, в котором размещается электрогенератор.
Мощность ВОВТ формируется по двум направлениям: изменение диаметра турбины, высоты и числа модулей.
Ветростанции с вертикально – осевыми турбинами обладают рядом преимуществ по сравнению с пропеллерными:
- используют напор ветра и подъемную силу, формирующиеся на профиле лопаток ротора;
-.не имеют зависимости развиваемой мощности от направления ветра;
- способны работать на порывистых и ураганных ветрах;
- имеют направляющий аппарат, увеличивающий удельную мощность ротора в 2- 2, 5 раза по сравнению с открытым ротором;
-генератор находится внизу
- имеется возможность изменения
мощности ветровой турбины и
генератора без изменения
Электрические генераторы, входящие в состав ВЭС с вертикально осевыми турбинами выдают постоянное напряжение при изменяющейся в широких пределах частоте вращения ротора и развивают мощность, соответствующую скорости ветра. Разработанная в АИЭС система автоматического управления генератором и нагрузкой ветроэлектростанции позволяет получить высокое значение коэффициента использования установленной мощности ВЭС.
Возможность реализации энергии порывов и накопления ее для последующего использования обеспечивается новыми типами аккумуляторных батарей, скорость восприятия энергии которыми составляет 0,5% емкости в секунду.
6 Лекция №6. Энергия Солнца. Солнечное электричество
Содержание лекции:
Информация о работе Энергосбережение и нетрадиционные и возобновляемые источники энергии