Анализаторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

Аккомодация — способность (свойство) глаза фокусировать на сетчатке световые лучи, отраженные от рассматриваемых предметов, расположенных на различном расстоянии от глаза, т. е. видеть хорошо и вдаль, и вблизи. Точку зрительной оси на минимальном расстоянии, с которого глаз еще может отчетливо различать какой-либо предмет при максимальном напряжении аккомодации, принято называть ближайшей точкой ясного зрения.

Содержание работы

Аккомодация и рефракция
Острота зрения и ее возрастные особенности
Особенности зрительных рефлекторных реакций
Способы улучшения зрения у детей

Файлы: 1 файл

Физиология к.р..docx

— 40.76 Кб (Скачать файл)

Нередко у новорожденного отсутствует или очень слабо выражена реакция на свет. Это объясняется тем, что во время родов, вследствие сдавливания черепа, в сетчатке легко возникают кровоизлияния. Через несколько дней нормальное состояние сетчатки восстанавливается, не оставляя никаких последствий. Иногда, в основном у недоношенных детей, в первые дни роговица кажется беловатой и непрозрачной, зрение отсутствует. Причина заключается в том, что еще не успела рассосаться оболочка, покрывающая зрачок.

Обычный для новорожденных синевато-серый цвет глаз объясняется незначительным содержанием пигмента в радужной оболочке. Постепенно образование темного пигмента усиливается, и через несколько месяцев глаза приобретают постоянную окраску. Слёзные железы функционируют у новорожденных, даже недоношенных, увлажняя переднюю поверхность глазного яблока. Однако рефлекторное усиление секреции появляется лишь на 3—5-м месяце жизни. Поэтому в раннем грудном возрасте дети не плачут, а кричат без слез. Это объясняется тем, что рефлекторное усиление секреции слёзных желез происходит под влиянием парасимпатических нервов, которые начинают полностью функционировать значительно позднее симпатических.

 

  1. Способы улучшения зрения у детей

«Переключаемся»

Ограничьте время, проводимое ребенком перед компьютером или телевизором, а также над листанием журналов. Избегайте командного тона, ультиматумов и запретов. Чрезвычайно важно привить ему понимание необходимости периодически менять род деятельности. Помогите ребенку определить для себя другие захватывающие занятия: прогулки на улице, участие в танцевальных и спортивных секциях, драмкружках, походы в театр, или помощь маме по дому.

Расслабляемся

Предложите ребенку проделать расслабляющие упражнения для глаз в игровой форме, чтобы он с удовольствием делал такую зарядку ежедневно при малейшем утомлении глаз. Снять напряжение поможет прикрытие ладонями закрытых глаз и осознанное расслабление психики, мысленное прописывание букв в воздухе с закрытыми глазами, зажмуривания.

Питаемся правильно

Меню ребенка следует обогащать источниками витаминов А, В2, Е, С, бета-каротина и цинка: ягодами черники и брусники, морковью (с растительным маслом), жирным творогом, молоком, болгарским перцем, шиповником, тыквенными семечками, соком из свежей свеклы, свежей зеленью, щавелем, шпинатом, луком-пореем, помидорами, персиками и абрикосами, цитрусовыми и авокадо, морской рыбой.

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаз

1. Смотреть прямо перед  собой 2-3 сек.

2. Поставить указательный  палец на расстоянии 25-30 см от  глаз, перевести взгляд на кончик  пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить  руку (4-5 раз).

3. Опустить голову, посмотреть  на носок левой ноги; поднять  голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза)

4. Посмотреть на вершины  деревьев перед окном; перевести  взгляд и назвать любой предмет  на земле, отыскать в небе птиц  или самолет и проследить за  ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий  на обочине дороги.

5. Глаза открыты. Выполнять  частое-частое моргание глазами. Это упражнение способствует  борьбе с хронической «сухостью»  глаз.

6. Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд  на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом  собственном пальце, другой рукой  одновременно ощупываем этот  палец.

Пальминг является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

Метка на стекле позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Релаксация может проходить лежа, сидя, стоя под звучание спокойной музыки или голос взрослого.

Мы отдыхаем (лежа на спине)

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

Физминутки

1.Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

2.Во вторник часики  глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

3.В среду в жмурки  мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

4.По четвергам мы смотрим  вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

5.В пятницу мы не  зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

6.Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

7.В воскресенье будем  спать,

А потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Упражнения для активизации двигательной функции глаз.

Лабиринты активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие.

Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

Упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения.

Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус.

Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

  • Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.
  • При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.
  • Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».
  • Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, овощей, фруктов и т.д.И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).
  • Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница». Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

 

Литература:

  1. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. – М.: Просвещение, 1965. – 243 с.
  2. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности. – М.:1989
  3. Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма. – М: просвещение. 1976. – 239 с.
  4. Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков. – Мн.: Выш. Школа, 1980. – 288 с.
  5. Чабовская А.П. Гигиена детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1971. – 192 с.
  6. http://ped-kopilka.ru/

 

 


Информация о работе Анализаторы