Анатомия эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи и Андреас Везалий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Науки естественного цикла прошли в истории человечества длинный и сложный путь. Отказ от церковных догм, робкие попытки апробации гипотез, противостояние инквизиции – все это реалии истории естествознания как научной дисциплины. Наиболее интересным, на наш взгляд, является период Возрождения, когда происходит действительно отпочковывание отдельных наук от общей пранауки, формирование новой картины мира, отличной от той, которые несколько веков предлагала церковь

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Роль эпохи Возрождения в формировании научных знаний 6
1.1. Общая характеристика эпохи 6
1.2. Институализация научных знаний 8
Глава 2. Анатомия эпохи Возрождения 13
2.1. Уровень развития анатомических и медицинских знаний 13
2.2. Леонардо Да Винчи и Везалий: вклад в развитие анатомии эпохи Возрождения 15
Заключение 24
Литература 26

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Когда император Карл V предложил ему занять пост придворного врача, Везалий дал свое согласие и покинул университет. В 1555 г. ему удалось выпустить второе издание своего капитального труда. Однако, после этого в жизни великого анатома наступил тяжелый период. Росло число его недоброжелателей, а главное — он окончательно разошелся со своим учителем Я.Сильвием (1478-1555), догматическим последователем Галена. В сочинении Сильвия «Опровержение клевет некоего безумца на анатомию Гиппократа и Галена» Везалий был назван безумным (лат. «veasanus»). Созвучие этого слова с именем Везалия (Vesalius) породило оскорбительные насмешки. Как и другие противники Везалия, Сильвий утверждал, что ошибки Галена могут быть вызваны тем, что за тринадцать веков строение тела человека могло измениться.

Кроме того, когда двор переехал в Мадрид, Везалий был вынужден следовать за королевской семьей. Исследование скальпелем трупа человека считалось в Испании кощунством. «Я не мог прикоснуться рукой даже к сухому черепу и тем менее возможности я имел производить вскрытия», — вспоминал он. Испанские врачи воспринимали его как чужестранца и часто завидовали его успехам в медицине и при дворе: Карл V назначил Везалию пожизненную пенсию, после отречения императора от престола в пользу его сына Филиппа II Везалий остался придворным врачом.

В это время анатомы университета в Падуе, бывшие соратники Везалия, продолжали анатомические исследования. В 1561 г. в Венеции было издано сочинение Габриэля Фаллопия (1523-1562) «Анатомические наблюдения». После отъезда Везалия из Падуи Фаллопий занимал его кафедру в университете и продолжал анатомические исследования по его методу. Он писал: «Везалий стал учеником Галена, не слушая его лекций, но изучая его труды, он не был подавлен авторитетом своего предшественника, но добавил к его учению многое, что тот не заметил, то же самое произошло и со мной в отношении учения Везалия». Указывая на некоторые ошибки в анатомических сочинениях Везалия, Фаллопий всегда признавал превосходство этого «божественного князя анатомов», «восхитительного врача». Первое издание своих «Анатомических наблюдений» он послал в Мадрид Везалию, который, по его собственным словам, «отложив все в сторону, ...немедленно всецело отдался жадному чтению этих страниц». Только через три года он узнал, что его комментарии к труду Фаллопия, отосланные в Падую, не застали автора в живых.

Везалий просил Филиппа II отпустить его на родину, где он мог бы продолжить занятия анатомическими исследованиями, но получил отказ. Когда он вторично обратился к королю с просьбой об отъезде, то при этом дал обещание совершить паломничество в Палестину. Существует предположение о том, что он по ошибке вскрыл тело живого человека (при публичной демонстрации вскрытия ассистент якобы заметил сокращение сердечной мышцы) и должен был искупить грех паломничеством. В 1564 г. по дороге в Иерусалим Везалий остановился в Венеции. Сохранились свидетельства современников о том, что Венецианский Сенат предложил ему после возвращения из паломничества занять свою прежнюю кафедру в университете Падуи, которая освободилась после смерти Фаллопия. Однако на обратном пути из Иерусалима Везалий внезапно заболел и умер.

Друзей и почитателей, ожидавших его возвращения в Венецию, потрясло известие об этой скорой и неожиданной смерти. «Но что мог я сказать о великом Везалий, таком необычном и блестящем для нашего времени? — писал один из них. — Не показал ли он ясно нам своей смертью, что большое горе и необычные случайности нависают над жизнью человека? Большая печаль и несчастье для каждого, кто знал его или читал его труды, благодаря которым, несмотря на жестокую судьбу его и смерть, он будет жить в вечной славе». Плеяда анатомов Падуанского университета во главе с Везалием заложила фундамент научной анатомии. Вскрытия человеческого тела производили и их предшественники, однако обычно анатомирование лишь наглядно иллюстрировало тексты Галена, а не служило самостоятельным методом исследований. Именно это имел в виду Ги де Шолиак, когда писал в 1363 г. о том, что в анатомии «все следуют друг за другом как журавли, один не говоря больше другого».

Исторические параллели: Анатомические рисунки Леонардо да Винчи, которые отличались удивительной точностью и иногда опережали в этом отношении иллюстрации к выдающимся медицинским трактатам его времени, остались, в отличие от иллюстраций к работам А.Везалия, практически неизвестными для современников: он не публиковал своих произведений.

Имя Везалия стало известно на Руси в XVII в. благодаря деятельности братства ученых монахов, основанного при патриархе Никоне боярином Ртищевым, одним из самых просвещенных русских людей того времени. Его заинтересовал трактат Везалия, который сразу после выхода получил широкую известность в ученом мире Западной Европы. Он поручил Епифанию Сла-винецкому перевести «Эпитоме». Этот рукописный перевод хранился в патриаршей библиотеке, где и погиб во время пожара.  

Во второй половине XVI в. появилось множество трудов по анатомии. Среди наиболее известных авторов, которых называют обычно «творцами золотого века анатомии» — Р.Коломбо (1516-1559), возглавивший кафедру анатомии в Падуе после смерти А.Везалия; французский анатом Ш.Этьенн (1503-1564), автор знаменитого учебника анатомии «О рассечении частей тела человека»; римский профессор Б.Евстахий (1500-1570); И.Фабриций (1533-1619), который впервые описал и продемонстрировал работу венозных клапанов, доказав таким образом одностороннее движение крови по венам в направлении сердца. Он был учеником Г.Фаллопия и учителем В.Гарвея, автора знаменитого трактата «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1615 г.), содержащего учение о кровообращении. Пересмотр многих устоявшихся представлений в хирургии, особенно в лечении огнестрельных ран, связан с именем французского хирурга Амбруаза Паре.

 

 

 

 

Заключение

 

В эпоху Возрождения анатомия, как и другие науки, шагнула далеко вперед. Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлекся ею как наукой. Он вскрыл 30 трупов. Благодаря этому Леонардо да Винчи сделал около 800 точных и оригинальных рисунков костей, мышц, сердца и других органов и научно описал их. Он изучил пропорции тела человека, классифицировал мышцы и сделал попытку объяснить их функцию с точки зрения законов механики, описал ряд особенностей детского и старческого организмов. Его рисунки не потеряли своего значения и в наши дни, ибо это первые анатомически верные изображения тела человека, его органов и систем с натуры. Особенно высок уровень его работ по анатомии органов движения. Он первым изучил функциональную анатомию двигательного аппарата и явился основоположником пластической анатомии, занимался сравнительной анатомией. Творчество Леонардо да Винчи, как предполагают, оказало влияние на труды А. Везалия.

Андрей Везалий (1514 – 1564) являлся основоположником описательной анатомии. Он учился и работал в Падуанской школе в Венеции, где в 1490 году был впервые в Европе построен анатомический театр. Везалий был придворным врачом императора Карла V и Филиппа II. Основываясь на изучении трупов, он в 1543 году издал труд «О строении человеческого тела», в котором научно описал строение органов и систем человека, указал на анатомические ошибки многих анатомов и открыто выступил против ошибочных взглядов Галена. Везалий вскрывал трупы казненных преступников, которые он вместе со своими учениками тайно выкрадывал на кладбище в Падуе. Главная заслуга Везалия заключалась в том, что он создал подлинно систематическую анатомию человека, которой до него практически не существовало.

 

 

Литература

 

  1. Валянский С. И., Калюжный Д. В. Другая история Средневековья. М., Вече, 2001.
  2. Вебер М. Наука как призвание и профессия; Пpотестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М., Прогресс, 1990.
  3. Вернадский В. И. Начало и вечность науки. М., Наука, 1989.
  4. Винчи Леонардо. Избранные естественно-научные произведения. М., ИЛ, 1955.
  5. Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., Просвещение, 1993.
  6. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М., Наука, 1980.
  7. Декарт Р. Избранные произведения. М., Мысль, 1953.
  8. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Пер. с фр. // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., Мысль, 1989.
  9. Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М., 1962.
  10. Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники. М., Наука, 1986.
  11. Мандрыка А. П. Очерки развития технических наук. М. Наука. 1984.
  12. Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов: Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. М., Наука, 1988.
  13. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. М., Мысль, 1991.
  14. Энгельс Ф. Диалектика природы. – М., 1955.

 

 

 

1 Энгельс Ф. Диалектика природы. – М., 1955. – С. 7-8.

2 Там же.  – С. 8.

3 Винчи Леонардо. Избранные естественно-научные произведения. М., ИЛ, 1955. – С. 20.

4 Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М., Наука, 1980.

5 Мандрыка А. П. Очерки развития технических наук. М. Наука. 1984.

6 Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. М., Мысль, 1991.

7 Валянский С. И., Калюжный Д. В. Другая история Средневековья. М., Вече, 2001.

8 Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники. М., Наука, 1986.

9 Вебер М. Наука как призвание и профессия; Пpотестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М., Прогресс, 1990. – С. 79.

10 Декарт Р. Избранные произведения. М., Мысль, 1953. – С. 87.

11 Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Пер. с фр. // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., Мысль, 1989. – С. 32.

12 Энгельс Ф. Диалектика природы. – М., 1955. – С. 4.

13 Вернадский В. И. Начало и вечность науки. М., Наука, 1989.

14 Цит. по: Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М., 1962. – С. 77.

15 Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., Просвещение, 1993.

16 Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов: Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. М., Наука, 1988.

 

 


Информация о работе Анатомия эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи и Андреас Везалий