Анатомно - физиологические особенности глаза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрения должно быть уделено особое внимание. Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора - наших глазах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Анатомно - физиологические особенности глаза……………………..4
2. Анатомно - физиологические основы
прерасположенности к близорукости…………………………………………..6
3.Нарушения зрения у детей…………………………………………………………..8
4. Гигиена зрения детей в ДОУ и в семье……………………………………..10
5. Методы коррекции зрения у детей…………………………………………..13
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная по анатомии.docx

— 36.90 Кб (Скачать файл)

- слабое ночное зрение (куриная  слепота) человек хорошо видит  днем, но в ночное время или  в сумерки глаз плохо воспринимает  предметы;

- повреждения глаз, связанные с  некоторыми видами спорта.

Симптомы:

- У ребенка один глаз блуждает  и смотрит в другом направлении,  нежели второй глаз (нужно наблюдать  внимательно, так как данный  симптом может быть слабовыраженным). Надо насторожиться, даже если  это проявляется только в моменты  переутомления или стресса;

- Чтобы рассмотреть какой-либо  предмет, ребенок, себе в помощь, крутит головой; голова склоняется  в одну сторону, или одно  плечо заметно выше другого;

- Косоглазие или прикрытие одного  глаза, избыточное моргание, прищуривание;

- Нарушение зрительно-моторной  координации;

- Проблемы, связанные с перемещением  в пространстве ребенок ударяется  о стоящие предметы, роняет вещи  на пол;

- Ребенок держит книгу или  другой предмет слишком близко  к глазам;

- Ребенок закрывает один глаз  или прикрывает его рукой;

- Ребенок часто теряется в  пространстве и быстро устает;

- Ребенок трет глаза в процессе  чтения, после непродолжительного  чтения; ребенок ведет пальцем  по строчке при чтении; ребенок  способен читать только в течение  непродолжительного времени;

- Ребенок жалуется на головные  боли и переутомление глаз;

- Тошнота и головокружение при  зрительной нагрузке;

- Укачивание;

- Двоение в глазах.

 

4. Гигиена зрения детей в ДОУ  и в семье.

Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий, а  поэтому контроль за их длительностью  и рациональным построением очень  важен. Тем более, что установленная  длительность занятий — 25 минут  для старшей группы и 30 минут для  подготовительной к школе группы не соответствует функциональному  состоянию организма детей. При  такой нагрузке у детей наряду с ухудшением отдельных показателей  организма (пульса, дыхания, мышечной силы) наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей  продолжается даже после 10-минутного  перерыва. Ежедневно повторяющееся  снижение зрительных функций под  влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. И, прежде всего, это относится к письму, счету, чтению, требующих большого напряжения зрения. В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.  Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5—10 минут и младшей группе детского сада и 15—20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему-либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2—3-минутную физкультурную паузу. Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним — однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой.  Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение 2—3 минут смотреть вдаль. Целесообразно то же самое повторить после окончания второго занятия. Опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно, помогает восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно. Большое значение также играют физкультурные упражнения.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом  отношении организация занятий  в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более  старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти  занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного  активного участия зрения. Поэтому  родители должны следить за характером деятельности ребенка дома. Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6—7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности. Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными.  Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10—15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

 Для охраны зрения важны  не только правильная организация  обязательных занятий, но и  режим дня в целом. Правильное  чередование в течение дня  разных видов деятельности —  бодрствования и отдыха, достаточная  двигательная активность, максимальное пребывание на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое закаливание — вот комплекс необходимых условий для правильной организации режима дня. Систематическое выполнение их будет способствовать хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы и, следовательно, положительно повлияет на процессы роста и развитие как отдельных функций организма, в том числе зрительных, так и всего организма. Следует подчеркнуть важность организации суточного режима дошкольника, обосновывая это имеющимися научными данными и практическими рекомендациями.

 Беседуя с педагогами и  родителями о режиме дня, следует  обратить особое внимание на  просмотр телевизионных передач.  Это очень важный вопрос, ибо  телевизионные передачи при длительном  просмотре оказывают неблагоприятное  влияние на отдельные зрительные  функции. Между тем, по данным  американских исследователей, уже  в 3 года дети ежедневно смотрят  телевизор по 45 минут. К 5—6  годам это время увеличивается  до двух часов в день. Аналогичные  данные имеются у исследователей  в России. Дети дошкольного возраста  регулярно смотрят телепередачи  свыше 1,5 часов в день и более  чем в 20% случаев — свыше  4-х раз в неделю.  Разрешая детям просматривать телевизионные передачи, необходимо регулировать их частоту, длительность и создать благоприятные условия просмотра. Во-первых, дети должны смотреть только специальные детские передачи. Длительность непрерывного просмотра не должна превышать 30 минут. Большая длительность может вызвать ухудшение зрительных функций. Дети любят смотреть передачи близко от экрана. А это очень вредно, так как оптимальное расстояние для зрения —2,0—5,5 м от экрана, и, следовательно, его необходимо соблюдать. Дети должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом может быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Вопросы, связанные с организацией отдельных компонентов режима дня детей, и особенно такие, как игры и трудовая деятельность (чтение, рисование, лепка и др.), а также просмотр телевизионных передач должны найти достаточное место при беседе с родителями. Вышесказанное в первую очередь касается тех родителей, дети которых не посещают детское учреждение либо длительно находятся дома после перенесенных заболеваний. Это важно потому, что, если в условиях детского сада режим дня детей находится под постоянным контролем воспитателей и врачей, то в домашних условиях нередко наблюдаются значительные нарушения режима.

5. Методы коррекции зрения у детей.

 Для профилактики миопии  можно использовать лечебную  и/или расслабляющую гимнастику. Особенно это актуально для  детей, так как до 18 лет глаз  продолжает развиваться, и для  людей, много времени проводящих  за компьютером или перед телевизором. У детей дошкольного возраста часто нарушается зрение из-за того, что мышцы, управляющие глазами, слабнут в результате перегрузок на зрительные органы. Поэтому зрение нужно тренировать. Примерная схема тренировки зрения (в виде расписания по дням недели с целью чередования упражнений):

Понедельник: К стеклу приклеивается  метка (кружок диаметром 7 см). На уровне взора детей стоя. Сначала дети смотрят на кружок, затем в даль (на предмет удаленный от окна). Повторяется 5-6 раз.

 Вторник: Воспитатель берет  любой предмет в руку, под команду

"посмотрите на предмет и  приседайте, не отрывая взгляда  от предмета с поднятой головой", дыхание свободное. Повторяется  5-6 раз.

Среда: Дети берут в руки карандаш на вытянутую руку, фиксируют предмет  глазом и приседают 5-6 раз.

Четверг: "Прицеливание" к доске. На уровне глаз ребенка чертится линия.

 Дети берут в руки карандаш, смотрят на кончик карандаша,  а затем совмещают кончик карандаша  с линией на доске. Упражнение  совершается 5-6 раз.

Пятница: Четыре картинки закрепляются на углах комнаты, группы по команде  отыскивают тот предмет, который  называет воспитатель. Дети ищут предмет  глазами сначала по часовой стрелке, затем против. И так три раза.

Зрительно-двигательные траектории, используемые в вышеперечисленных  упражнениях: стрелка по вертикали, по центру, по горизонтали, по овалу  по часовой стрелке, и по второму  овалу против часовой стрелки. Внутри из центра проводиться восьмерка  по часовой стрелке. Получается пять линий, по которым ребенок ведет глазами вверх, вниз, влево и вправо; чем медленнее он это делает, тем лучше.

Итак, какой же метод коррекции  зрения выбрать?

1. Очки. Это распространенный метод,  но не очень удобный и не  исправляющий причину заболевания,  что может привести к прогрессии болезни.

2. Контактные линзы. Они удобны, легки в обращении, но раздражают  глаза, небезопасны и их использование  допустимо далеко не при всех  профессиях.

3. Операции. До 18 лет вообще не  делаются - глаз до этого возраста  активно растёт, и хирургическое  вмешательство ему может только  повредить. В остальных случаях  следует иметь в виду, что даже  при грамотной технике выполнения  операции хирургом высокой квалификации, наличии качественного медицинского  инструмента индивидуальная способность  к заживлению влияет на послеоперационный  результат, приводя в ряде случаев  к гипоэффекту, различным астигматизмам,  искажениям изображения.

4. Лазерные методы коррекции.  Наиболее распространенными являются: фоторефракционная кератэктомия, интрастромальный  кератомилез (LASIK), лазерный эпителиальный  кератомилез (LASEK) и технология InCorr+, применяемая при гиперметропии  и пресбиопии (возрастная дальнозоркость).

5. Специальная система методик,  некоторые из них носят только  профилактические меры; но есть  методики (такие как система У.  Бейтса), позволяющие медленно но  верно восстанавливать зрение, устраняя  причину заболевания. Об этой методике далее и пойдет речь.

 Проведенные Бейтсом эксперименты позволили ему сделать два важных теоретических вывода, которые послужили основой для разработки новых методов лечения нарушений зрения.

1. Бейтс пришел к выводу, что  главной причиной ухудшения зрения  является психическое напряжение. Каждому виду аномалии рефракции  соответствует свой собственный  вид напряжения, которым она (аномалия) и вызывается. Это относится не только к аномалиям рефракции, но и к другим видам нарушения зрения - так называемому старческому зрению (пресбиопии), не относимой традиционной медициной к аномалиям рефракции, косоглазию и т.д. Бейтсом было установлено, что причиной нарушения зрения является усилие увидеть, разглядеть что-либо вне зависимости от того, на каком расстоянии находится объект зрения. От последнего обстоятельства зависит лишь результирующий вид аномалии рефракции. Так, миопия (близорукость) не связана, согласно Бейтсу, с работой на близком расстоянии, а вызывается попытками разглядеть удаленные объекты. Обратное верно для гиперметропии (дальнозоркости) - она связывается с чрезмерным напряжением глаз при зрении вблизи. В то же время "глаз с нормальным зрением никогда не старается увидеть. Если по каким-либо причинам - тусклости освещения, например, или удаленности объекта - он не может разглядеть какую-нибудь отдельную точку, глаз перемещается на другую. Он никогда не старается выявить точку пристальным вглядыванием в нее, как это постоянно делает глаз с плохим зрением. Всякий раз, когда глаз старается увидеть, он тотчас теряет нормальное зрение. Человек может смотреть на звезды, имея нормальное зрение, но если он постарается сосчитать их в каком-нибудь отдельном созвездии, он, по всей видимости, станет миопиком, поскольку такая попытка обычно приводит к усилию увидеть. Нормальный глаз функционирует без каких-либо усилий, подобно другим органам чувств. Вещи видятся также безусильно, как они осязаются, обоняются, слышатся или чувствуется их вкус. При зрении вдаль мышцы глаз расслаблены и лучи от удаленных объектов точно фокусируются на сетчатке. При зрении вблизи косые мышцы глаз сжимаются, глазное яблоко удлиняется и лучи света от ближних объектов четко фокусируются на сетчатке глаза. При этом усилия, которые косые мышцы глаз прикладывают в ходе аккомодационных процессов, не представляют ощутимой нагрузки на них. Бейтс сравнивает это с тем, как птицы всю ночь могут просидеть на ветке, крепко сжимая ее пальцами ног и нисколько при этом не утомляясь. Таким образом, пока глаз находится в расслабленном состоянии, он обладает идеальным зрением. Лишь напряжением можно помешать глазам правильно осуществлять процессы фокусировки на объекты.

2. Исходя из всего сказанного, очевидно, что целью лечения должно  быть снятие напряжения, безусильное  видение. "Тысячи раз,- пишет Бейтс, - было наглядно показано, что  любая аномальная работа внешних  мышц глазного яблока сопровождается  напряжением или усилием увидеть  и что со снятием этого напряжения  действие мышц нормализуется,  а все аномалии рефракции исчезают. Глаз может быть слепым, он может страдать атрофией зрительного нерва, катарактой или заболеванием сетчатки, но до тех пор, пока он не старается увидеть, внешние мышцы работают нормально и никакой аномалии рефракции нет. Этот факт дает нам способ, посредством которого могут быть устранены все эти состояния, так долго считавшиеся неизлечимыми". Этим способом является расслабление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Зрения самый мощный источник нашего знания о внешнем мире, одно из наиболее сложных, и удивительной и прекрасной свойств живой материи. Глаз - ценный дар природы. Чрезмерные информационные нагрузки на глаз и мозг приводит сегодня к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый близорук.  Одно из главных причин такого роста глазных нарушении состоит в недостаточной тренированности, а потому и слабости внутриглазных и окологлазных мышц. Выше изложенном тексте было раскрыты основные причины нарушения зрения. А, также, как восстановить с помощью специальной методики оптико-двигательных тренировок, в основу которого положен динамический принцип. Глазные болезни различают врожденные, профессиональные и патологические. Врожденная болезнь связана с генетической наследственностью, профессиональная болезнь способствует современные технология, которые влияют на зрения отрицательно. Патологическая болезнь - это серьезное нарушение функции зрения. Плохое зрение - это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту ведения. В настоящее время существуют различные виды тренажеров для тренировки глазных мышц в оздоровительных целях ( при близорукости и дальнозоркости у взрослых и у детей и для уменьшения зрительного утомления ) а также специальные без линзовые и призматические очки, позволяющие резко улучшить остроту зрения без утомления и, кроме того бороться с сутулостью у детей. Также немаловажную роль играет и упражнения для релаксация зрения, которая способствует снятию напряжения и развитию цепкости глаза.

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

1. Уильям Бейтс. "Улучшение зрения  без очков по методу Бейтса"

Информация о работе Анатомно - физиологические особенности глаза