Анатомо-физиологическая характеристика эндокринной системы детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 12:03, контрольная работа

Описание работы

Эндокринная система, являясь важным звеном в формировании сложных процессов адаптации, посредством гормонов обеспечивает вместе с нервной системой постоянство внутренней среды организма. Гормоны представляют собой химические посредники, выделяемые в ответ на специфический стимул эндокринными органами и группами своеобразных клеток. Они узнаются клетками-мишенями, которые запрограммированы на прием гормонального сигнала и стереотипную реакцию на него.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика эндокринной системы 5
2. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы 13
Вывод 15
Используемая литература 16

Файлы: 1 файл

Возрастная анатомия, физиология и гигиена контр.раб..docx

— 314.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

По дисциплине: Возрастная анатомия, физиология и гигиена.

 

На тему: Анатомо-физиологическая характеристика

эндокринной системы детей и подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                       3

1. Характеристика эндокринной системы                                                 5

2. Анатомо-физиологические особенности  эндокринной системы       13

Вывод                                                                                                           15

Используемая литература                                                                          16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эндокринная система, являясь важным звеном в формировании сложных процессов адаптации, посредством гормонов обеспечивает вместе с нервной системой постоянство внутренней среды организма. Гормоны представляют собой химические посредники, выделяемые в ответ на специфический стимул эндокринными органами и группами своеобразных клеток. Они узнаются клетками-мишенями, которые запрограммированы на прием гормонального сигнала и стереотипную реакцию на него. При этом гормоны не используются клетками-мишенями в качестве источников энергии, а служат регуляторами реакций в органе или ткани.

Детским возрастом принято считать возраст от рождения до наступления полового созревания. У большинства детей этот период охватывает первые 14 лет жизни. Однако динамика роста и динамика развития у ребёнка на его протяжении далеко не одинаковы, и каждому возрастному «подпериоду» характерны свои анатомо-физиологические особенности. Наиболее наглядно об этом свидетельствуют пропорции тела ребёнка. У новорождённого, например, длина головы составляет 1/4 длины тела, тогда как у взрослого человека — 1/8, у детей раннего возраста относительно короче по отношению к общей длине тела нижние конечности и длиннее туловище.

Длина и масса тела ребёнка особенно активно увеличиваются на первом году жизни, затем интенсивность этого процесса уменьшается и отмечаются период ускоренного роста — вытяжения (с 5 до 7 и с 10 до 12 лет) и период округления, когда интенсивнее нарастает масса тела (с 3 до 5 и с 8 до 11 лет). В период полового созревания опять идёт более активное увеличение и длины, и массы тела.

С количественными тесно связаны и качественные изменения в организме ребёнка, которые важно учитывать в процессе ухода за ним и воспитания. Так, с ростом и увеличением массы тела связано развитие мышечной и костной систем, изменение поверхности тела, двигательных и других функций организма. Для каждого органа тела ребёнка также имеются свои закономерности нарастания массы, качественного созревания его структуры и совершенствования функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика эндокринной системы

 

Эндокринная система – это система, объединяющая деятельность желез внутренней секреции. Железы внутренней секреции образуют физиологически активные вещества, называемые гормонами. Гормоны поступают непосредственно в кровь, то есть во внутреннюю среду организма, и оказывают влияние на все процессы жизнедеятельности человека – от самых примитивных физиологических функций до сложнейших психических процессов.

В настоящее время доказана регулирующая роль нервной системы в секреции гормонов. Некоторые нейроны помимо своих основных функций способны секретировать физиологически активные вещества – нейросекреты. Особо важную роль в нейросекреции играют нейроны гипоталамуса, анатомически тесно связанные с гипофизом. Именно нейросекреция гипоталамуса определяет секреторную активность гипофиза, а через него ивсех других эндокринных желез.

Несмотря на столь совершенную регуляцию деятельности желез внутренней секреции, их функции могут существенно изменяться. Возможно либо усиление секреции эндокринных желез – гиперфункция, либо уменьшение секреции – гипофункция. Нарушение функций эндокринной системы в свою очередь сказывается на процессах жизнедеятельности организма.

Особенно значительные нарушения жизнедеятельности организма наблюдаются при возникновении эндокринных заболеваний в детском и подростковом возрасте, которые могут приводить к физической неполноценности ребенка и наносить вред его психическому развитию.

Гормональный дисбаланс нередко наблюдается и как временное явление в процессе роста и развития детей и подростков. Наиболее заметные эндокринные перестройки происходят в подростковом возрасте, в процессе полового созревания. Эти гормональные сдвиги определяют многие особенности их высшей нервной деятельности и накладывают отпечаток на все стороны поведения.

Внутриутробное развитие ребенка контролируется гормонами матери. Собственные гормоны у плода начинают вырабатываться на 2 мес. развития. К моменту рождения концентрация гормонов в крови резко увеличивается и во много раз превышает концентрацию взрослого человека.

После рождения концентрация резко падает, но уровень гормонов поддерживается через материнское молоко.

Основным гормоном, повышающим адаптационные возможности ребенка и способствующим нормальному развитию мозга, является пролактин. Помимо пролактина требуются гормоны, регулирующие синтез белков нервной ткани.

Гипофиз – важнейшая железа внутренней секреции, располагается в непосредственном соседстве с промежуточным мозгом и имеет с ним многочисленные двусторонние связи, это объединяет «усилия» нервной и эндокринной систем в регуляции жизнедеятельности организма.

Более двадцати гормонов выделяют его две доли. Передняя доля выделяет тропные гормоны, оказывающие регулирующее влияние на функции других эндокринных желез: щитовидной, паращитовидных, поджелудочной, половых и надпочечников. Они оказывают влияние также на все стороны обмена веществ и энергии, процессы роста и развития. Так, соматотропный гормон (гормон роста) регулирует процессы роста детей и подростков. Гиперфункция этого гормона может приводить к резкому увеличению роста детей, вызывая гигантизм, а гипофункция, наоборот, приводит к задержке роста. Умственное развитие при этом сохраняется на нормальном уровне.

Гонадотропные гормоны гипофиза регулируют развитие и функции половых желез. Усиление их секреции (гиперфункция) приводит к ускорению полового созревания, а гипофункция – к задержке полового развития.

 

 

 

Щитовидная железа расположена по бокам щитовидного хряща гортани и состоит из двух долей. Гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин) оказывают сильное влияние на многие стороны обмена веществ и энергии, иммунные качества организма и уровень возбудимости нервной системы.

При гиперфункции щитовидной железы развивается базедова болезнь, при которой наблюдается повышение основного обмена и возбудимости нервной системы, что приводит к истощению организма. Больные отличаются раздражительностью, повышенной утомляемостью, у них учащенное сердцебиение до 180–200 ударов/мин, часто повышается температура. Гиперфункция в детском возрасте приводит к ускорению физического и умственного развития.

При гипофункции щитовидной железы резко снижается обмен веществ, возбудимость нервной системы и работоспособность, появляется отечность тканей, ухудшается память и наблюдаются расстройства психической деятельности. Заболевание носит название микседема (слизистый отек). Гипофункция в детском возрасте приводит к нарушениям умственного развития – от незначительного слабоумия до идиотии. Эти нарушения сопровождаются задержкой роста, сниженной работоспособностью, сонливостью, расстройством речи. Заболевание носит название кретинизм.

Гипофункция щитовидной железы может также развиваться из-за недостатка в питании йода, необходимого для синтеза гормонов. Это заболевание – эндемический зоб – сопровождается сильным разрастанием щитовидной железы и появлением на шее у больных так называемого зоба. Профилактика этого заболевания связана с искусственным обогащением питания йодом.

Околощитовидные (паращитовидные) железы – четыре самые маленькие железы общей массой 0,1 г, расположенные в непосредственной близости от щитовидной железы, а иногда – в ее ткани. Паратгормон, вырабатываемый в этих железах, играет особо важную роль в развитии скелета, так как он регулирует отложение кальция в костях и уровень его концентрации в крови.

Зобная (вилочковая) железа расположена позади грудины, а ее функции существенно меняются с возрастом. С момента рождения до половой зрелости ее масса увеличивается, а затем она перерождается в жировую ткань и масса ее значительно уменьшается. Гормон зобной железы влияет на процессы роста организма и его иммунные свойства, а также на половое развитие подростков, оказывая на него тормозящее влияние.

Надпочечники – парные железы массой 4–7 г каждая, располагающиеся на верхних полюсах почек. Выделяют две функциональные части надпочечников: корковый слой (кора надпочечников) синтезирует около восьми гормонов – кортикостероидов и внутренний мозговой слой – гормон адреналин, оказывающий стимулирующее действие на большинство функций организма. Его действие с первых дней жизни ребенка регулирует адаптационные реакции к стрессу, способствует умственному и физическому развитию.

Половые гормоны надпочечников (андрогены – мужские и эстрогены – женские) по своему действию близки к гормонам половых желез. До наступления полового созревания половые гормоны коры надпочечников играют решающую роль в гормональной регуляции полового развития.

Содержание многих гормонов надпочечников зависит от физической тренированности организма ребенка. Физическая активность значительно повышает содержание гормонов надпочечников, что обеспечивает необходимые иммунные свойства детского и взрослого организма и тем самым способствует оптимальному развитию и функционированию организма.

Поджелудочная железа относится к смешанным железам: здесь образуется поджелудочный сок, играющий важную роль в пищеварении, а также секреция гормонов, принимающих участие в регуляции углеводного обмена (инсулина и глюкагона).

Гипофункция поджелудочной железы приводит к заболеванию сахарным диабетом и характеризуется снижением содержания в крови гормона инсулина, что приводит к нарушению усвоения сахара организмом и повышению его концентрации в крови. У детей чаще всего появление этого заболевания наблюдается от 6 до 12 лет. Важное значение в его развитии имеют наследственная предрасположенность и провоцирующие факторы: инфекционные заболевания (свинка), нервные перенапряжения, переедание.

Глюкагон способствует повышению уровня сахара в крови и тем самым является антагонистом инсулина.

Половые железы. Половые гормоны в значительной степени определяют специфические особенности обмена веществ в женском и мужском организмах и развитие у детей и подростков первичных и вторичных половых признаков.

Половые железы начинают активно функционировать в 10–11 лет, и половые гормоны оказывают воздействие на развитие первичных (внешние признаки полового созревания) половых признаков и сильное влияние на все виды обменных процессов, в первую очередь, белкового.

Опосредованно через синтез белка половые гормоны влияют и на другие железы внутренней секреции, так как большинство гормонов – это вещества белковой природы.

Каждая из желез вырабатывает по несколько гормонов и, несмотря на то, что железы внутренней секреции формируются еще в период внутриутробного развития, функционировать они начинают в различные возрастные периоды. У ребенка раннего возраста наиболее активны эпифиз и зобная железа, а щитовидная железа лишь начинает свою деятельность. Основное влияние на рост в детском возрасте оказывает гормон роста гипофиза.

В подростковый период большое значение приобретает деятельность гипофиза, щитовидной и половых желез. В этом возрасте быстрый рост тела, всех органов и тканей обусловлены, главным образом, влиянием половых и гормонов щитовидной железы. Половые гормоны вырабатываются корковым слоем надпочечников и половыми железами (гонадами – яичками у мальчиков и яичниками у девочек).

Функции надпочечников, половых и щитовидной желез регулируются гипофизом, так как выделяемые им гормоны активизируют деятельность этих желез. Нарушение функций этих желез может влиять на процесс формирования костей, рост организма в целом и различные болезни обмена веществ. На функционирование желез внутренней секреции существенное влияние оказывают не только наследственные, но и многие внешние социальногигиенические факторы, такие как климато-географические условия, режим питания, объем нагрузки, характер отдыха, условия жизни в целом и др.

В детском возрасте развитие мальчиков и девочек происходит одинаково, так как в крови у них содержится одинаковое количество половых гормонов. В 9–10 лет в крови начинают преобладать специфические для данного пола гормоны. Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается на 1–2 года раньше (примерно с 10–12 лет), чем у мальчиков, в связи с чем девочки начинают более интенсивно расти и обгоняют в росте мальчиков. К 15–16 годам он достигает своего максимума и далее после завершения процесса полового созревания почти не увеличивается. Мальчики начинают усиленно расти в 12–14 лет и к 15–16 годам рост их, как правило, значительно выше, чем у девочек, и продолжается до 18–20 лет, ибо полное завершение полового созревания происходит у них позднее.

Информация о работе Анатомо-физиологическая характеристика эндокринной системы детей и подростков