Дыхание и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:11, реферат

Описание работы

Дыхание не только обеспечивает жизнедеятельность организма, дыхание еще определяет "срок годности", долголетия в нашей профессии. От дыхания зависят тембр голоса, прелести и погрешности дикции и, наконец, способность произносить в случае необходимости длинные фразы на одном дыхании, словно играючи. И, повторяю, дыхание позволяет голосу профессионала долго не стареть, оно оздоровляет легкие, а следовательно, и весь организм человека. Различают несколько типов дыхания.

Файлы: 1 файл

D_KhANIE.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

ДЫХАНИЕ

 

Дыхание не только обеспечивает жизнедеятельность организма, дыхание  еще определяет "срок годности", долголетия в нашей профессии. От дыхания зависят тембр голоса, прелести и погрешности дикции и, наконец, способность произносить  в случае необходимости длинные фразы на одном дыхании, словно играючи. И, повторяю, дыхание позволяет голосу профессионала долго не стареть, оно оздоровляет легкие, а следовательно, и весь организм человека. Различают несколько типов дыхания.

КЛЮЧИЧНОЕ

Самое неглубокое и потому малоэффективное. Он приподнимает плечи, а ключицы в это время сдавливают основание шеи, затрудняя свободное звукообразование. Полость груди не становится резонатором, придающим голосу большую звучность, объемность.

 

ГРУДНОЕ

Более полное, чем  ключичное, но и оно недостаточно подключает к дыханию самую обширную, нижнюю часть легких. У этого дыхания есть еще один недостаток - частое поднимание и опускание грудной клетки утомляет человека.

ДИАФРАГМЕННОЕ

Его еще называют реберно-диафрагменным. Многие педагоги считают это дыхание самым предпочтительным. Я решительный сторонник такого дыхания. Именно в нем залог долгой свежести голоса. Грудь, плечи, шея, ключицы при таком дыхании абсолютно не напряжены, ничто не сдавливает мышц гортани, воздух минует путь свободно, мягко, плавно и продолжительно, не раздражая связок. Мой педагог Е.А.Юзвицкая говорила, что при диафрагменном дыхании "хоть трехчасовой доклад читай! Мышцы живота устанут, а связки будут свежими"! И я проверял это неоднократно на своем опыте. Как усвоить такое дыхание?

Если есть возможность, покажитесь хотя бы для первого урока  знающему дело педагогу. Если такого педагога у вас нет, то начинайте учиться  самостоятельно. Упорство и последовательность должны принести хороший результат.       Итак, начнем.

Встаньте.

Ладонь левой  руки положите на верх живота. Ладонью  правой руки обхватите нижние ребра (большой палец обхватывает их со спины, остальные спереди). Вдохните носом. Живот (под ладонью левой  руки) должен выпятиться вперед.

Задержите дыхание  на две секунды. Подтяните внутрь самый низ живота. Нижние ребра от этого слегка раздвинутся. Теперь начинайте выдох. Рот слегка открыт, выдыхайте беззвучно, мягко, медленно. Приложите ладонь ко рту. Она должна ощущать тепло и даже легкую влажность. Сначала постепенно должен опадать живот, а под самый конец выдоха и нижние ребра.

 

трудно? Да.

Но на первых порах.

Если будете заниматься внимательно и регулярно, то через какое-то время это дыхание  станет для вас автоматическим.

 

Если правильно  набирать дыхание стоя у вас не получается, лягте на плоский диван, делайте вдох - живот должен подняться. Потом это будет у вас получаться и стоя.

Почему этот тип дыхания так важен для  человека читающего? Он подключает к  дыханию нижние участки легких, которые  при других типах дыхания почти не задействованы. А именно нижние части легких являются истинным "резервуаром" для большого запаса воздуха. Ведь что такое диафрагма? Это своего рода мускулистый купол над желудком. Когда вы набираете воздух, диафрагма становится плоской, освобождая место для набора воздуха в нижнюю часть легких. Легкие при этом прекрасно вентилируются, а мы получаем возможность читать длинные фразы без напряжения.

ПОМНИТЕ: вдыхать  надо через расширенные ноздри. Педагог  Э.М.Чарели, например, считает, что вдох через рот деформирует лицо, которое становится от этого длиннее. Я уже не говорю о том, что при дыхании через рот в организм попадает масса вредных частиц воздуха.

Вдыхая, следите  за тем, чтобы при этом ни в коем случае не поднимались плечи, не вздымалась грудь, чтобы были неподвижными ключицы. Движутся только живот и нижние ребра. Все остальное абсолютно неподвижно. Тщательно контролируйте себя на первых порах перед зеркалом, пока не убедитесь, что выполняете упражнение правильно. И не переходите к следующему упражнению. пока не освоили предыдущее.

Когда научились  правильно делать вдох и выдох, приступайте  к упражнениям, способствующим развитию дыхания,   увеличению   его   запасов   и   наиболее рациональному  расходованию набранного воздуха. Но перед  этим несколько предварительных советов.

 

  1. Некоторые педагоги сначала рекомендуют "прочистить нос". Для этого вдыхайте через одну ноздрю (другая зажата пальцем), а выдыхайте через другую, меняя при этом "функции" ноздрей. Делайте это мягко, без усилий, но достаточно глубоко, словно вам нравится аромат любимого цветка.

 

  1. Зажгите свечу и сделайте так, чтобы во время выдоха (в данном случае выдох делайте уже через рот) свеча была сантиметрах в десяти ото рта. Желательно, чтобы пламя свечи колебалось минимально.

 

  1. Набирая воздух, не сопите и не надувайте живот до предела. Упражнения не должны вызывать у вас ощущения непосильной работы. С самого начала приучайте себя получать своего рода удовольствие от того, что вы вдыхаете плавно, мягко, "чувствуя аромат". Выдыхайте без толчков, постепенно, поначалу ни в коем случае не гоняясь за рекордно долгим выдохом.

 

  1. Если во время упражнения вы начинаете видеть "искры" перед глазами или у вас начинает кружиться голова, прекращайте упражнение и в следующий разделайте его менее продолжительное время и с меньшими усилиями. Постепенно ваш организм привыкнет к более полному кислородному обогащению и "светлячки" с головокружением исчезнут, а продолжительный выдох придет попозже.

 

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

ДЕНЬ

ВДОХ (сек)

ЗАДЕРЖКА (сек)

ВЫДОХ (сек) 

ПЕРВЫЙ

3

3

3

ВТОРОЙ

3

4

3

ТРЕТИЙ

3

5

3

ЧЕТВЕРТЫЙ

3

5

4

ПЯТЫЙ

3

5

6

ШЕСТОЙ

4

5

5

СЕДЬМОЙ

5

5

5


 

Занимайтесь каждым упражнением не более полутора минут  в день, то есть упражнения, рекомендуемые  на день, надо повторять до десяти раз. Во второй день два раза повторите упражнение первого дня, потом 9-10 раз второго. На третий день два раза повторите упражнение второго дня, потом 9-10 раз третьего дня. И так далее. Если вы почувствовали, что предварительные упражнения у вас получаются без усилий, переходите основным упражнениям.

 

ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 
(можно растянуть на десять дней)

 

ДЕНЬ

ВДОХ

(сек)

ЗАДЕРЖКА

(сек)

ВЫДОХ

(сек)

ПЕРВЫЙ

5

6

ВТОРОЙ

5

5

7

ТРЕТИЙ

5

5

8

ЧЕТВЕРТЫЙ

5

5

9

ПЯТЫЙ

5

5

10

ШЕСТОЙ

6

5

10

СЕДЬМОЙ

7

5

10

ВОСЬМОЙ

8

5

10

ДЕВЯТЫЙ

9

5

10

ДЕСЯТЫЙ

10

5

10


 

Обратите внимание на то, что задерживать дыхание  более чем на 5 секунд не рекомендуется. Вдох и выдох можете удлинять до 10 секунд, а если получится (хотя бы ради спортивного интереса), то и  больше. Вспомните про зажженную свечу. Ее пламя должно слегка отклоняться, но только без рывков. Никогда не переходите к новому упражнению, пока вам не стало легко делать предыдущее. Первые два месяца занимайтесь не более полутора минут в день. Затем можете увеличить продолжительность до двух минут. И помните: "светлячки" перед глазами, сердцебиение и головокружение - это признак того, что вы слишком усердствуете и вам следует уменьшить продолжительность занятия. В таком случае на развитие дыхания у вас уйдет несколько больше времени, чем у тех, кто здоровее вас, но неприятные ощущения не надо преодолевать силой. Потом они пройдут сами, не вредя вашему здоровью.

 

АРТИКУЛЯЦИЯ   ГЛАСНЫХ  ЗВУКОВ

Будем считать, что вы уже научились правильно  дышать. Теперь следите за тем, чтобы выдох сопровождался правильной артикуляцией губ, верным положением языка, правильным направлением потока воздуха во время выдоха. Упражнения делайте перед зеркалом. Выдох должен быть бесшумным и почти беззвучным - только намек на звук.

Начнем со звука [А]. Рот раскрыт в форме большого кольца. Между зубами можно поставить два положенных друг на друга пальца. Верхние зубы приоткрыты, нижние закрыты губой. Вдох, задержка, выдох на очень тихий звук. [А]-Продолжительность выдоха по одной из схем предыдущих упражнений.

 

[У] - Рот принимает форму хоботка, трубочки, вытянутой вперед.

 

[О] - Рот в форме кольца, "полухобота". Воздух должен беспрепятственно проходить через этот полухоботок.

 

[Э] - Губы растянуты, расстояние между зубами - поставленный между ними большой палец. Следите за тем, чтобы воздух выходил в ЩЕЛЬ между зубами, а не упирался в нёбо или в верхние зубы.

 

[Ы] - Расстояние между зубами - мизинец, губы раскрыты, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед. Воздух выходит МЕЖДУ ЗУБАМИ, не плутая в полости рта.

 

[И] - Нижняя челюсть в нормальном положении. Между зубами -кончик мизинца. Выдох только в щель между зубами, и не иначе. В противном случае вы будете присвистывать.

Эта стадия упражнений должна приучить вас к правильной артикуляции. Проблема развития голоса, а это особый раздел занятий, впереди. А пока переходите к очередной серии  упражнений.  Займитесь  освоением  правильной артикуляции согласных звуков.

АРТИКУЛЯЦИЯ   СОГЛАСНЫХ   ЗВУКОВ

Так же как и  гласные, согласные звуки надо произносить на правильном выдохе. При этом следует помнить, что у каждого человека могут быть какие-то отклонения в строении речевого аппарата (неправильный прикус, отсутствие зуба, величина языка и т.д.). Иногда очень важно самому суметь приспособить свой аппарат для произнесения того или иного звука. Но если у вас нет заметных отклонений такого рода, то можно пробовать классические   способы произношения согласных звуков.

[П] - Губы плотно сжаты. При произнесении звука [П] происходит взрыв. Губы резко размыкаются. Нижняя челюсть слегка опускается. Расстояние между зубами - в зависимости от предыдущего гласного звука. Повторяю: звук образуется резким размыканием сомкнутых губ без участия связок.

 

[Б] - Так же, как [П], но при более сомкнутых губах (верхняя губа слегка обнимает нижнюю), и выдох более активный, чем при образовании звука [П] Если положить ладонь на горло, то чувствуется вибрация связок.

 

[Т] - Кончик языка приподнимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под напором выдыхаемого воздуха язык резко   отталкивается   от   зубов. ОСОБЕННО ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ за тем, чтобы воздух был направлен именно  на  кончик  языка,  а  не просачивался между языком и нёбом (иначе будет шепелявое [Т]) и не задевал  связок  (что  может  дать сдавленный, сиплый звук).

 

[Д] - Язык прижимается с большей силой к верхним резцам, чем при образовании звука [Т], и отрывается напором воздуха вниз. Работа языка при создании звуков [Д] и [Т] помогает устранить вялость языка.

 

[Х] - 0бразуется при сближении задней спинки языка с мягким нёбом. Звук надо произносить  на  мягком,  "теплом" выдохе, так как сильный выдох придаст звуку гортанный оттенок.

 

[К] - Образуется схоже со звуком [X], но выдох более сильный. Мгновенный выброс воздуха - звук должен быть чистым и коротким. Кончик языка упирается в корни нижних зубов, спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого нёба. Звук должен  быть звонким, без примеси [X] .

 

[М] - 0бразуется размыканием плотно сомкнутых губ. Пробуйте "мычать" с сомкнутыми губами, а затем разорвите их при помощи слабой воздушной струи. Не направляйте звук в нос, иначе будете гнусавить. Звук направляйте в губы.

 

[Ф] и [В] - Верхняя губа приподнята, нижняя слегка подтянута к верхним резцам, верхние зубы обнажены. При звуке [Ф] струя воздуха выталкивается в отверстие между нижней губой и верхними зубами, попадая в верхнюю губу и нос. При звуке [В] нижняя губа слегка прижимается к верхним зубам. Выдыхаемый      воздух      словно просачивается между нижней губой и верхними   зубами,   образуя   звук, напоминающий дребезжание натянутой струны виолончели. Струя воздуха должна быть не очень сильной, чтобы звук [В] не потерял звучность и не напоминал звук [Ф].

 

[Л] - Кончик языка поднят к верхним резцам. При твердом [Л] кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком [ЛЬ] кончик языка сильно напряжен, корневая часть языка опущена.  Сильная  струя  воздуха, попадая на переднюю часть языка, прижимает ее  к  верхним  зубам. Пробуйте сначала образовывать звук без отрыва языка, а затем с отрывом.

Информация о работе Дыхание и его разновидности