Гигиена зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:09, реферат

Описание работы

Гигиена зрения – это простые правила, которые необходимо соблюдать для сохранения и поддержания хорошего зрения. Регулярное соблюдение правил гигиены зрения позволит значительно снизить риск появления заболеваний глаз.
Общие принципы гигиены зрения.
Каждый человек обязан беречь глаза. Гигиена глаз – это комплекс мер, направленных на сохранение и поддержание хорошего зрения, профилактика многих глазных заболеваний. Гигиена зрения предполагает следование некоторым правилам.

Содержание работы

Введение – 3
Основная часть:
Косоглазие - 6
Нарушение функции цветоощущения - 7
Гигиенические требования к просмотру диафильмов и телепередач - 8
Освещение - 8
Медицинский контроль зрения у детей - 11

Заключение - 14
Список используемых источников - 15

Файлы: 1 файл

анатомия.docx

— 43.31 Кб (Скачать файл)

Детям дошкольного возраста не рекомендуется смотреть телевизионные  передачи чаще двух раз в неделю. Просмотр телевизионных передач  одновременно детьми нескольких групп нежелателен, так как содержание передач должно соответствовать понятиям и интересам каждого ребенка, чего трудно добиться, когда их смотрят дети разного возраста.

Телевизор устанавливают  на столике высотой 1—1,2 м над  полом и по испытательной таблице  получают хорошее качество изображения. Стулья расставляют так, чтобы первый их ряд стоял не ближе 2 м, а последний  не дальше 5 м от экрана. В промежутке между первым и последним рядами устанавливают ряды стульев по 4—5 в каждом, на них правильно и  удобно можно рассадить одну группу детей.

Продолжительность телевизионной  передачи для детей 3—4 лет не более 10—15 мин, для детей 5—7 лет — не более 25— 30 мин.

В помещении, кроме святящегося  экрана, рекомендуется иметь еще  небольшой источник света, расположенный  за спиной зрителей. Это дополнительное освещение снижает утомление  зрения при просмотре телевизионных  передач.

 

 

Освещение

Степень освещения помещений, где находятся дети, оказывает  влияние не только на состояние их зрения, но и на весь организм в целом.Особенно положительное влияние на организм оказывает естественное освещение. Поэтому все помещения в здании детских учреждений, как правило, должны иметь естественное освещение. Игровые и групповые комнаты располагать в помещениях, окна которых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья. Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Чем больше застеклена поверхность, тем больше света проникает в помещение. Однако очень большая поверхность окон увеличивает в зимнее время охлаждение, в летнее — перегревание помещений. Поэтому площадь застекленной поверхности окон в детских учреждениях принята такой, при которой в ясный день на самом отдаленном месте от окна освещенность равна 100 лк (минимально допустимая норма освещения).

Отсюда следует, что величина окон зависит от величины помещения, и чем больше площадь последнего, тем больше должна быть площадь световой поверхности окон. Отношение площади  остекленной поверхности окон к  площади пола называется световым коэффициентом.

Для игровых и групповых  помещений в городах СССР принята  норма светового коэффициента 1:4; в сельской местности, где здания детских учреждений, как правило строятся на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается 1:5, 1:6. При площади групповой комнаты, равной 60—62,5 м2, площадь окон должна быть равной 12—12,5 м2. Световой коэффициент для остальных помещений, имеющих в основном подсобное значение, должен быть не менее 1: 8. Исключение составляют приемная и кабинет врача, где световой коэффициент 1:4, 1:5.

Чем дальше то или иное место  от окна, тем слабее его освещенность естественным светом. Чем окно выше, тем глубже могут проникать световые лучи. Для достаточной освещенности отдаленных от окна мест коэффициент  заглубленности (отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине комнаты) должен равняться 1: 2, т. е. глубина помещения не должна превышать двойную высоту верхнего края над полом. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть поднят на 3 м от пола.

Прохождению света в помещение, где находятся дети, не должны мешать цветы, которые могут поглощать  до 25—30% света, посторонние предметы, шторы. В игровых и групповых  комнатах допустимы только узкие  занавески из светлой, хорошо стирающейся  ткани. Вешают их на кольцах по краям  окон; пользуются ими в тех случаях, когда необходимо ограничить проникновение  в помещение прямых солнечных  лучей. Матовые и замазанные мелом  окна в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы  стекла в окнах были гладкие, высокого качества и задерживали как можно  меньше света.

Недостатком обычных стекол, даже самых лучших, является то, что  они почти не пропускают ультрафиолетовых лучей. Так называемые увиолевые  стекла, пропускающие эти лучи, являются более желательными для остекления окон в зданиях дошкольных учреждений, однако в практике строительства  они не получили широкого распространения.

Для лучшего освещения  детских помещений стены и  мебель в них окрашивают в светлые  тона — они отражают наибольшее количество света. Нижнюю часть стен на уровне 1,5—1,8 м от пола, подвергающуюся большему загрязнению, окрашивают красками, устойчивыми к влиянию горячей  воды, мыла и дезинфицирующих растворов. Остальную часть стен покрывают  клеевой краской, потолки помещений  белят. Определить естественную освещенность той или пной части помещения можно или с помощью люксметра — прибора, имеющего чувствительные фотоэлементы, или по наличию частично видимого в окна неба. Если с определенного места в ясный день виден полностью весь небосвод, освещенность этого места считается хорошей; если видно 2/3 небосвода — удовлетворительной, и если только 1/3 — неудовлетворительной.

Недостаток света сказывается  на самочувствии ребенка, состоянии  его органа зрения более неблагоприятно, чем смешанный свет, поэтому, когда  естественного света в помещении  мало, следует использовать искусственные  его источники.

Электрическое освещение  в нашей стране является наиболее распространенным: оно не изменяет химических свойств окружающего  воздуха и дает возможность обеспечить достаточную освещенность детских  учреждений.

Требуемое освещение групповых  комнат площадью 50 м2 можно получить при наличии 6 ламп мощностью 300 Вт каждая, подвешенных в два ряда (по 3 лампы в ряду) на уровне 2,8—3 м от пола.

Освещенность веранд, используемых как спальни, палат изолятора  и комнат заболевших детей должна составлять 75 лк на уровне 0,5 м от пола.

Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет сильно слепит и утомляет глаза, вызывает тени большой интенсивности, снижает  работоспособность детей. Так, при  прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места  на 50%, а от руки — даже на 80%. Поэтому  лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет. В настоящее время разработаны  новые типы светильников СК-300 или  КСО-1, допускаются молочные шары (d = 350 мм). Такие светильники свободно вмещают в себя электрические  лампы необходимой мощности, создавая отраженное, равномерное, бестеневое освещение. Эту арматуру рекомендуется применять  во всех детских учреждениях.

Значительное преимущество перед обычным электрическим  освещением имеет освещение люминесцентными  источниками света.

Принцип люминесцентного  освещения заключается в следующем. В полых стеклянных трубках находятся  пары ртути. При прохождении через  них электрического тока пары ртути  начинают выделять ультрафиолетовые лучи, вызывающие свечение люминофоров (самосветящиеся вещества), которыми покрыты лампы  изнутри. От подбора люминофоров  зависит цвет свечения лампы.

Люминесцентные лампы  дают высокую световую отдачу, позволяющую  значительно увеличить нормы  освещенности детских помещений. Спектр этих ламп близок в видимой своей  части к спектру естественного  света. Потребление электроэнергии при люминесцентном освещении почти в 3 раза меньше, чем при электрическом той же интенсивности. В детских учреждениях рекомендуется применять светильники типа ШОД-2-80, ШЛД-2-40, ШОД-2-40, ШЛД-2-80.

Лучшее естественное и  искусственное освещение достигается  надлежащим уходом за источниками света, так как замерзшее стекло поглощает  до 80% световых лучей, грязь может  снижать прохождение света на 25% и больше; значительно снижается  мощность электрических ламп и по мере их эксплуатации.

В целях безопасности детей  и предупреждения несчастных случаев  от соприкосновения с электрическим  током рубильники в детских учреждениях  необходимо располагать в нишах  на высоте, недоступной детям, и держать  их постоянно закрытыми.

Медицинский контроль зрения у детей

Острота зрения определяется при каждом плановом педиатрическом осмотре (в возрасте 3 лет — 1 раз  в полугодие, а от 4—7 лет — 1 раз  в год). Осмотр врачом-окулистом предусматривается  три раза на протяжении дошкольного  возраста: на 3 году жизни ребенка  и в 6—7 лет.

      В дошкольном возрасте точно определить остроту зрения труднее, чем в более старшем. Маленький ребенок легко отвлекается и утомляется во время осмотра, неохотно отвечает на вопросы, поэтому далеко не всегда с первого раза удается правильно определить остроту зрения. Между тем, очень важно методически правильно установить остроту зрения.

      У детей  дошкольного возраста острота  зрения определяется по специальным  детским таблицам с изображением  фигурок. Лучшей считается таблица  Е. М. Орловой. Исследование  остроты зрения по таблице  Головина-Сивцева с кольцевыми  изображениями возможно лишь  с 5 лет и старше.

Таблицу необходимо помещать в специальный аппарат (аппарат  Рота в модификации А. В. Рославцева) с электрической лампочкой мощностью 40 вт. Только в этом случае можно получить постоянную освещенность на таблице, в среднем равную 600 лк. Это очень важно, так как острота зрения, как известно, в большой степени и в первую очередь определяется уровнем и условиями освещения. Если не соблюдать постоянство условий освещения, то полученные результаты далеко не во всех случаях будут отражать фактическую остроту зрения. Показатели остроты зрения окажутся заниженными при недостаточной освещенности и, наоборот, завышенными при избыточном освещении. Таблицу следует поместить на такую высоту, чтобы нижний ряд знаков был на уровне глаза ребенка.

Таблицы должны быть на расстоянии 5 м от исследуемого. Они должны быть чистыми. В комнате для исследования не следует устраивать большую общую освещенность. Нити накаливания осветительных ламп не должны быть видны исследуемому.

          Остроту зрения исследуют монокулярно  (для каждого глаза): один глаз  загораживают непрозрачной пластинкой  из пластмассы, металла или картона,  размером приблизительно 10 X15 см. Закрывать  глаз надо таким образом, чтобы  внутренний край пластинки находился  на средней линии носа. Прикрывать  глаз рукой или накладывать  повязку не разрешается.

При исследовании остроты  зрения знаки на таблице показывают вразбивку, без лишней поспешности (во избежании спазма аккомодации), начиная с нижней строки (соответственно остроте зрения 1,0). Знаки показывают вразбивку не только в этой строке, но и в двух предшествующих строках с более крупными знаками (соответственно остроте зрения 0,8 и 0,9). Необходимо показать все знаки в строке, соответствующей остроте зрения 1,0. Если ребенок читает знаки неправильно, то переходят к следующей строке, соответствующей остроте зрения 0,9. Если он и в этой строке неправильно называет знаки, то переходят к строке, соответствующей остроте зрения 0,8. Так поступают до тех пор, пока не будут правильно названы все знаки какой-либо строки.

      Острота  зрения устанавливается по той  строке, в которой были правильно  названы все знаки без исключения. При исследовании отмечается  и острота зрения выше 1,0 (1,5—2,0). При остроте зрения менее 0,1 рекомендуется приблизить ребенка  к таблицам. Оценка остроты зрения  при этом производится следующим  образом: если исследуемый различает знаки 1-й строки с расстояния 4 м, то острота зрения равняется 0,08, с расстояния 3 м — 0,06, с 2,5 м — 0,05, с 2 м - 0,04, и с 1 м - 0,02.

       Знание  показателей только остроты зрения  без установления рефракции весьма  существенно в профилактическом  отношении но только при условии дальнейшего наблюдения окулиста за теми детьми, у которых обнаружена острота зрения менее 1,0. Наблюдение проводится в порядке диспансеризации.

     Все дети  с пониженной остротой зрения, даже небольшой степени (начиная  с 0,9), должны быть показаны  офтальмологу. Можно предложить  схему исследования зрения детей,  включающую ряд анамнестических  данных, сведения об условиях, при  которых дети занимаются, и результаты  исследования остроты зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, зрительный анализатор является сложным и очень важным инструментом в жизнедеятельности  человека. Недаром, наука о глазах, называемая офтальмологией, выделилась в самостоятельную дисциплину как  из-за важности функций органа зрения, так и из-за особенностей методов  его обследования. 
 
Наши глаза обеспечивают восприятие величины, формы и цвета предметов, их взаимное расположение и расстояние между ними. Информацию о меняющемся внешнем мире человек больше всего получает через зрительный анализатор. Кроме того, глаза еще украшают лицо человека, недаром их называют «зеркалом души». 
 
Зрительный анализатор является очень значимым для человека, а проблема сохранения хорошего зрения очень актуальна для человека. Всесторонний технический прогресс, всеобщая компьютеризация нашей жизни – это дополнительная и жесткая нагрузка на наши глаза. Поэтому, так важно соблюдать гигиену зрения, которая, в сущности, не так сложна: не читать в некомфортных для глаз условиях, беречь глаза на производстве посредством защитных очков, работать на компьютере с перерывами, не играть в игры, которые могут привести к травматизму глаз и так далее. 
 
Благодаря зрению, мы воспринимаем мир таким, каким он есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Гигиена зрения